Работа с текстом как способ формирования духовно-нравственной культуры кадет

Разделы: Русский язык, Профессия — педагог

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, жизненные ценности


Одной из самых сложных и актуальных проблем современного образовательного и воспитательного пространства в России является потребность в формировании нравственной культуры личности, обусловленная социально-экономическими преобразованиями. Переход на гуманистическую парадигму образования привел к смене представлений о ценности человека в обществе, основанной на восстановлении личностной культуры. Следовательно, перед современным образованием, в том числе кадетскими училищами, ставится задача обеспечить активное включение воспитанников в общественно преобразующую деятельность, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, их коммуникативных способностей, к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром; необходимость коррекции традиционных подходов к проблеме формирования нравственной культуры, включающую соответствующую систему ценностей.

Между тем, состояние нравственного аспекта личностного развития в современной педагогической практике слабо отвечает запросам социальной действительности. Чтобы преодолеть негативные явления в среде обучающихся, необходимо произвести обновления содержания деятельности в общеобразовательных учреждениях, совершенствование методики воспитания культуры нравственного поведения личности, а также знать, понимать и принимать существующие разработанные по данной проблеме технологии и стратегии в современном образовательном пространстве.

Кто как не преподаватель-словесник, имеющий возможность влияния на воспитание и образование личности ребенка, сможет направить, помочь понять и осознать истинные ценности человека в обществе.

В заявленном аспекте изменяется роль преподавателя, который оказывает влияние на становление личности ребенка (в нашем случае - воспитанника кадетского училища). Следует исходить из того, что нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, что предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, семье, своим обязанностям и к самому себе. [6, с.75]

Задача нравственного воспитания и образования состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества становились жизненно необходимыми, превратились во внутренние стимулы каждого ребенка, (это долг, честь, совесть, достоинство, ответственность) [1]. Определяющую роль играет прежде всего социальная среда и то, что окружает индивида. Само формирование нравственных качеств личности происходит в социуме, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг него, под воздействием и влиянием различных жизненных факторов.

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или не справедливый. При этом мы пользуемся определенными сложившимися и устоявшимися в обществе понятиями, нормами, правилами нравственного и культурного кодекса.

Формирование основ, так называемого фундамента, нравственной культуры определенной личности осуществляется в единой системе нравственного воспитания в условиях и образовательного учреждения, и семьи, и общества в целом. Таким образом, нравственные качества представляют собой интегральные, наиболее обобщенные и устойчивые свойства личности.

В основе структуры нравственных свойств личности лежит взаимосвязь моральных, нравственных, культурных знаний и соответствующих переживаний. Поэтому путь ценностного осознанного эмоционального усвоения нравственности, морали отображается в процессе установления единства этих знаний и переживаний и обеспечивает ее полноценное нравственное развитие. Следовательно, в формировании нравственности личности главная роль принадлежит не словесным убеждениям, не требованиям и наказаниям, а главное - пробудить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние силы к нравственному самосовершенствованию, в основе которого лежит самовоспитания и осознание внутренних переживаний и знаний о своих нравственных качествах и поступках. Одним из вариантов такого пробуждения является чтение книг, текстов, из которых можно извлечь нравственные уроки жизни и задуматься. Именно самовоспитание, самообразование, самоанализ становятся поэтому все более значимым фактором усвоения обучающимися нравственных норм, правил и принципов.

Таким образом, нравственная культура личности, (в данном случае обучающегося кадетского училища) важная проблема, от решения которой зависит жизнеосуществление, жизнеутверждение и становление в целом подрастающего поколения. При этом подчеркнем, что важнейшими источниками формирования духовной и нравственной культуры подрастающего поколения являются образование и воспитание, которые обеспечивают усвоение общечеловеческих и национальных ценностей, освоение, обобщение, сохранение и передачу традиций, опыта способствуют постижению человеком смысла жизни, правил деятельности.

Большинство ученых (B.C.Библер, А.С.Арсеньев, М.И.Ковалева) различают понятия нравственность и мораль как две сферы «человеческой этики, в реальном их сопряжении» [2, с. 6]. Мораль ими понимается «как засохшую в нормы и предписания (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодекс морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписаниям абсолютно необходимы [5, с. 27]. Нормы морали обладают большей устойчивостью и непреложностью, опираясь на весь исторический опыт многих поколений, достижений культуры. Нравственный стержень личности образуют такие моральные установки и ориентиры, которые прошли испытанием времени...» [7, с. 32].

Таким образом, мораль и нравственность считаются различными категориями, обозначающими неидентичные явления, где мораль - совокупность фундаментальных правил отношения человека к человеку, нравственность - совокупность моральных норм, освоенных личностью и характеризующих ее. Понятие «нравственность» выступает в роли характеристики субъекта (личности). Мораль по отношению к личности - внешнее явление; нравственность - явление внутриличностного плана. Отношение разных людей к моральным нормам различное. Одни не считают нужным жить в соответствии с моральными нормами; другие, принимая важность этих норм, не могут в силу разных причин их соблюдать; третьи - пытаются освоить моральные нормы, преобразовать их в качество своей личности. Что же значит нравственный? Это, прежде всего, оценочная, относительная категория. Оценочное суждение о поведении индивида, личности - нравственное или безнравственное - возможно только как результат, вывод соотнесения проявляющихся в поведении и поступках качеств личности с существующими нормами, правилами морали.

В заявленном аспекте именно анализ многочисленных определений культуры позволил Н.М.Борытко выделить три группы представлений, имеющих непосредственное отношение к педагогике. Во-первых, культура понимается как «ценность, норма, совокупность правил, образцов поведения». Во-вторых, культура как «высокий уровень развития чего-либо». В-третьих, культура как «результат или процессуальный аспект деятельности» [3, с. 9].

Достаточно полно феномен культуры рассмотрен Л.Б. Соколовой, которая исследует не только становление концепций культуры, но и обосновывает философский (культура как область искусственных предметов и явлений) и аксиологический подходы. Ценными являются следующие выводы ученого. Культура - как совокупность материальных и духовных ценностей, моральных норм общества, его традиции, менталитет, образцы поведения и образа жизни, как военный и овеществленный опыт, задает главные ориентиры всем сферам и направлениям человеческой жизнедеятельности в данном обществе.

Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации». Культура проявляется как мера, как оценка самой личности, высвечивая специфику ее отношений с другими людьми...» [8, с. 13-14]. Культуру необходимо рассматривать, исходя из классического понимания культуры, структуры личности и структуры деятельности.

Следовательно, личностная культура представляет собой единый, совместный процесс накопления знаний, развития умений и их качественной реализации в поведении самой личности. Культура личности есть одновременно и состояние, и продуктивный процесс освоения и создания ценностей, и результат, направленный как вовне, так и внутрь человека. Культура, с одной стороны, представляет собой одну из форм проявления человеческой сущности, а с другой стороны человека как субъекта деятельности, который является творцом и созидателем культуры. На протяжении многих веков данный феномен обозначал и подтверждал социальный статус человека.

Так, Н.Б.Крылова утверждает, что «нравственная культура - это система этических знаний, нравственных убеждений, норм профессиональной этики, умение регулировать поведение и общение с помощью нравственных принципов. Она реализуется во всей структуре деятельности, что указывает на ее интегрирующий и всеобщий характер. Нравственная культура не существует как некое автономное образование. Она всегда конкретно связана с деятельностью и проявляется в общении с людьми [4, с. 229].

Компонентами же культуры, по мнению Н.Б.Крыловой, выступают кругозор, показателем которого служит тезаурус личности (активно действующий понятийный запас); система убеждений, проявляющихся в идейной позиции личности; система умений и развитых на их основе способностей, их показатель - продуктивность деятельности; система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности; система социальных чувств. Соответственно автор выделяет кругозор, мировоззренческий уровень, уровень практической деятельности, уровень регуляции социального поведения личности и уровень эмоциональной культуры. Таким образом, нравственная культура - сложное системное образование; результат образования и самообразования. Обоснованно рассматривая нравственную культуру как систему нравственных качеств, выделяют такие характеристики, как совестливость, справедливость, гуманизм, честность, принципиальность, доброта, скромность, ответственность и др. [4, с. 230]. Что может подсказать и помочь узнать только что начинающей свое развитие и формирование личности об этих нравственных качествах? Как сказал В.В.Маяковский: «Больше книг хороших и разных….»

На самом деле интересных книг много. Большинство, конечно, не входят в школьную программу. И даже уроки внеклассного чтения, на которых мы читаем тексты не по программе, не могут спасти положение. Как же познакомить учащихся с тем необъятным и прекрасным миром, в котором можно найти ответы на вопросы нравственности, извлечь для себя нравственные уроки и тем самым способствовать формированию духовно-нравственной культуры? Безусловно, можно дать список книг на лето, на осенние (зимние, весенние) каникулы, но это, как показывает практика, мало действенный способ. Кто-то что-то прочтет. И даже найдутся такие, которые прочтут все. Но список все-таки в какой-то степени будет мертвый, сухой. А текст должен ожить, запомниться.

Об интересных текстах надо рассказывать, с ними надо знакомить, их нужно показывать. К сожалению, не у всех детей дома есть библиотека, не все родители читают, не все «ищут» подходящую книгу своему ребенку. Поэтому надо пробовать сделать это преподавателям-словесникам. Подготовка к экзамену по русскому языку тоже может стать поводом для того, чтобы познакомить будущих выпускников с интересными текстами, которые западут в душу и не оставят равнодушным, а главное - поможет способствовать формированию духовно-нравственной культуры.

На основном государственном экзамене в 9 классе есть такой вид задания, как сочинение. В нем нужно отразить понимание предложенного текста и привести собственные аргументы по данной проблеме. Существуют три темы сочинений на выбор, нас интересует тема 9.3, в основе которой лежит какое-либо нравственное понятие: любовь, дружба, ответственность, сила духа и т.д., так как только в этой теме можно и нужно использовать аргументы из дополнительных источников. И хотя аргументы можно приводить из любых источников (фильмы, личный опыт, Интернет), но возможность даже такого широкого выбора не помогает воспитанникам, сказать по теме им нечего. Таким образом, нужно как-то помочь учащимся, направить их. В этом помогут предложенные тексты, а именно их внимательное прочтение, понимание, то есть анализ. Приведем несколько примеров работы с текстом. Формулировка задания 9.3 выглядит так:

Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой ‒ из вашего жизненного опыта.

Итак, учащимся нужно написать определение какому-то понятию, прокомментировать это определение, то есть развернуть его, поразмышлять над ним, опираясь уже на конкретный вопрос (какого человека можно назвать смелым?), написать аргумент по прочитанному тексту и второй из собственного жизненного опыта. И если с первым аргументом дела обстоят лучше, то со вторым аргументом выпускники сталкиваются со сложностями, так как их жизненный опыт не настолько богат в понимании и оценивании нравственных качеств.

Таким образом, нужно расширять горизонты учащихся. Просто сказать, что эта тема отражается в каких-то текстах, книгах недостаточно продуктивно. Текстом надо заинтересовать, показать его значимые стороны, и что эти значимые стороны так или иначе связаны с нашей жизнью в обществе.

Итак, вернемся к сочинению, допустим, что мы уже дали определение понятию (дружба, любовь, сила духа…), прокомментировали его, поработали над текстом, написали первый аргумент и дошли до второго. Один из важных подходов на данном этапе ‒ работать с отрывками, текстами из интересных, нравственных книг, с которыми познакомил преподаватель-словесник. Желательно из современных книг, так как современные книги более понятны современным детям. Выбираем книги, тексты, которые считаем важными, интересными, значимыми для подростков в понимании и осознании духовно-нравственных качеств. Книги, которые нравятся нам самим, потому что искренне заинтересовать можно только той книгой, тем текстом, которой(-ым) ты увлечен сам, которая(-ый) для тебя самого стала открытием, заставил(-а) о многом задуматься. Также может быть хорошим вариантом узнавать, какие книги читают современные подростки, знакомиться с ними, так как и среди них можно найти нечто интересное и любопытное. Конечно же приносим эти книги, тексты на урок, говорим кратко об авторе, о самой книге, а затем работаем с распечатанными отрывками, которые подходят к теме сочинения 9.3. Возможно, отрывок «зацепит», привлечет внимание, и учащийся действительно захочет прочитать книгу полностью. А если и нет, то фрагмент из этой книги он прочитает в подлиннике, запомнится лучше и заставит задуматься над проблемой выбора.

Приведем пример работы по подготовке к написанию сочинения 9.3 по теме «Мужество».

Одно из нравственных понятий, предлагаемых для сочинения на экзамене в 9 классе, ‒ «Мужество». Возможные темы сочинений: «В чем, на ваш взгляд, проявляется мужество?», «Что, по вашему мнению, помогает человеку справиться с жизненными трудностями?», «Как в годы Великой Отечественной войны народ проявил мужество?», «Что значит быть мужественным?».

Безусловно, для аргументации к сочинению по данной теме в первую очередь будут выбраны книги о войне. Но из перечисленных выше тем только одна напрямую связана с войной. Остальные можно раскрывать и на другом материале. Познакомим учащихся с текстом из книги «Сто рассказов о войне» Сергея Петровича Алексеева (1922-2008гг.), известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества. Даем задание прочитать только первый абзац. Задаем вопрос: «Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше?»

Дети, высказываясь, дают различные предположения, но мы уверены, что они ни за что не скажут того, о чем прочитают дальше.

Выслушав детей, читаем весь текст.

Наступили самые трудные дни Севастополя. Кончались боеприпасы. Кончались силы.
Командир бригады морских пехотинцев генерал-майор Евгений Иванович Жидилов и комиссар бригады Александр Митрофанович Ищенко направлялись к Хомутовой балке. Здесь сражалась одна из советских артиллерийских батарей.
Бегут под огнём советские командиры. Слышат, как отвечает фашистам советская батарея.
- Молодцы артиллеристы! - сказал генерал Жидилов.
- Орлы! - подтвердил комиссар Ищенко.
Вышли командиры к открытой площадке. Смотрят - не видят пока саму батарею. Замаскировались артиллеристы. Зато видят командиры место, куда несутся наши снаряды. Точно ложатся взрывы, ударяют в ряды фашистов.
- Молодцы! - не сдержался теперь комиссар Ищенко.
- Орлы! - поддержал комиссара комбриг Жидилов.
Ещё минута, вторая. Кустами, овражком, снова открытым местом пробежали командир и комиссар. Вот тут совсем рядом Хомутовая балка, рядом совсем батарея.
Вышли командиры к её позициям. Вот они, наши пушки, наши орлы-артиллеристы.
Смотрят командир и комиссар: из четырёх пушек на батарее уцелела одна-единственная. И у этой одной-единственной находится один-единственный артиллерист-матрос.
Лицо у матроса суровое. Ворот флотской рубахи порван. Бескозырка чудом держится на затылке.
За снарядом посылает снаряд матрос. Словно прирос к орудию. Даже, кажется, не замечает, что явились сюда командиры.
Шагнул генерал Жидилов к артиллеристу:
- Где остальные?
- Здесь,- ответил матрос.
Посмотрел командир, посмотрел комиссар - нигде никого не видно. Неужели отступили, отошли без приказа?
- Где остальные? - повысил голос, почти закричал генерал Жидилов.
- Все здесь,- повторил артиллерист. 36.- Никто не ушёл...
Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показал на стоящие рядом разбитые пушки.
Посмотрел генерал и только теперь обратил внимание на то, что рядом с пушками, у их колёс, лежали люди.39. Это были матросы, боевые товарищи артиллериста. 40. Все они погибли.
- Никто не ушёл. Все здесь,- тихо повторил артиллерист. И снова припал к орудию.
Тогда в разгар боя ни генерал Жидилов, ни комиссар Ищенко не успели узнать фамилию отважного артиллериста. Фашисты рвались на позиции советской батареи. Генерал Жидилов и комиссар Ищенко сами вступили в бой.
Известна ныне фамилия героя. Им был черноморский матрос Коваленко Иван Захарович. [12]

Прочитав полностью текст, беседуем с ребятами о том, о каком мужестве идет речь в тексте; какими качествами нужно обладать, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной проявленного мужества? Таким образом, выходим на нужное нам понятие ‒ мужество и стараемся направить учащихся на правильное понимание и осознание этого нравственного качества. Есть вероятность того, что этот текст станет первым толчком к прочтению других текстов книги С.П.Алексеева «Сто рассказов о войне».

Другой пример работы по подготовке к написанию сочинения 9.3 по теме «Взаимовыручка». По этой теме можно предложить отрывки из книги Яку Эдди «Самый счастливый человек на земле. Прекрасная жизнь выжившего в Освенциме». Как видно из названия, у Яку Эдди сложная судьба. Эдвард Яку ‒ еврей, который родился и жил в Германии. Выжил в нескольких немецких концентрационных лагерях во время Второй мировой войны. Написал о своем опыте военного времени после эмиграции в Австралию. Эти мемуары называются «Самый счастливый человек на Земле» и были опубликованы, когда ему было 100 лет. У Эдди была сестра Джоанна (Хенни), которая также пережила Холокост, и он сменил свое имя на Эдвард (Эдди) в память о своей сестре, которая называла его Эдди в качестве ласкового прозвища. Вот как начинает свою книгу Яку Эдди:

ДОРОГОЙ НОВЫЙ ДРУГ!
Я прожил целый век и знаю, что значит смотреть злу прямо в глаза. Я видел худшие стороны человечества и ужасы лагерей смерти. Видел, как нацисты пытались уничтожить мою жизнь и истребить весь мой народ.
Но сегодня я считаю себя самым счастливым человеком на земле.
За все эти годы я научился быть счастливым и понял: жизнь будет прекрасна, если ты сам сделаешь ее прекрасной.
Я расскажу тебе свою историю, местами печальную, а то и совсем мрачную, полную страданий и скорби. И все же это счастливая история, потому что счастье ‒ это вопрос выбора. Твоего выбора.
И я покажу, как его сделать. [11]

Если в начале урока не показывать книгу и прочесть только часть ее названия ‒ «Самый счастливый человек на земле» ‒ то можно спросить у учащихся: «Как вы думаете, почему он называет себя самым счастливым человеком?» Выслушиваем варианты ответов, затем дочитываем название книги и рассказываем об авторе.

На самом деле из этой книги можно выбрать аргументы для множества экзаменационных тем. Мы специально посчитали их, их оказалось 25. Перечислим их полностью: «Бескорыстность», «Благодарность», «Взаимовыручка», «Взаимопонимание», «Внимание к людям», «Выбор», «Нравственный выбор», «Доброта», «Дружба», «Жизненные ценности», «Забота о людях», «Любовь к жизни», «Любовь к родителям», «Мечта», «Настоящий друг», «Нравственные ценности», «Память сердца», «Понимание», «Прийти на помощь», «Прощение», «Решимость», «Сила духа», «Счастье», «Цель в жизни», «Чудо». И, возможно, это еще не все, которые мы обозначили. И это лишний раз доказывает то, что практически любая хорошая книга затрагивает не одну тему, не одну нравственную проблему.

Приведем пример отрывка из книги Яку Эдди на тему «Взаимовыручка». История, описанная в данном отрывке, произошла уже после того, как Эдди и его друг Курт были освобождены. До этого автор показывает, как трагична была жизнь заключенных, но не менее трагичной она оказывалась после освобождения. Многие потеряли всех своих близких, свои дома, свою работу. Они выжили, но не могли выдержать пустоты, образовавшейся после, и, к сожалению, уже добровольно уходили из жизни. Эдди повезло: его друг и сестра выжили, и они чудом нашли друг друга, после длительного времени. В отрывке, который мы предлагаем прочитать, говорится о том, как эти трое близких друг другу людей помогают другим, оказавшимся в подобной ситуации.

ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ мы сидели в своей квартире и читали газету Le Soir. Наше внимание привлекло сообщение о двух молоденьких еврейских девушках, почти девчонках, которые пытались покончить с собой, спрыгнув с моста. Они вернулись в Брюссель из Аушвица II ‒ Биркенау и обнаружили, что их семья исчезла. Мост, с которого они решили спрыгнуть, был не очень высоким, но под ним часто проходили баржи и падение на палубу гарантировало смерть. Но они промахнулись и угодили в воду, после чего их сразу задержали и отправили в психиатрическую больницу.
Мы решили, что должны им помочь, и вместе с Куртом отправились в эту больницу, где попросили встречи с девушками. Нас провели в палату, где они лежали вместе с еще одной молоденькой еврейкой, которая тоже пыталась свести счеты с жизнью. Условия, в которых они находились, были просто ужасающими ‒ в больнице девушкам явно было не место. Я пошел к заведующему и сказал, что хочу взять всех троих под опеку, аргументировав это тем, что жилищные условия и материальные возможности вполне позволяют о них позаботиться. Но не мог не добавить, что их не следует запирать в этой ужасной больнице, где совершенно нормальный человек месяца через три сойдет с ума.
Короче говоря, мне удалось его уговорить. И все три девушки переехали к нам. Открывая перед ними дверь квартиры, я предупредил: «Не пугайтесь, что мы мужчины. Ничего плохого мы вам не сделаем. Запомните: с этого момента вы мои сестры». Пока они приходили в себя после пережитого в лагере, мы жили вместе. Я возил их в больницу на серные ванны для лечения фурункулеза, от которого страдали не только они, но и мы с Куртом и сестрой, хотя в целом состояние здоровья Хенни было лучше, чем у нас с другом. Через какое-то время самочувствие девушек улучшилось. Никакими сумасшедшими они никогда не были. Просто вернулись из ада и больше всего нуждались в доброте и участии. А не только в крове, пище и возможности поправить физическое здоровье. Все это трудно понять тем, кто не был в концлагерях. Мы с Куртом хотели вернуть их к нормальной жизни. И это удалось. Полностью восстановившись, они стали готовы к самостоятельной жизни: нашли себе и работу, и прекрасных мужей. Мы переписываемся до сих пор…
Когда-то я не понимал слов отца: долг тех, кому повезло больше, ‒ помочь тем, кому повезло меньше; отдавать гораздо приятнее, чем получать. Теперь я не только понял, но и прочувствовал их на собственном опыте.
В мире всегда найдется место чуду, даже когда все кажется безнадежным. А когда чуда не происходит, ты способен сотворить его сам. Даже простым проявлением доброты ты можешь спасти человека от отчаяния и тем самым спасти его жизнь. Это и есть величайшее чудо из всех возможных...[11]

Беседуя после прочтения, приходим к выводу, что этот же текст можно использовать, рассматривая темы «Чудо», «Доброта», «Помощь другим» и др.

Следующий пример работы по подготовке к написанию сочинения по теме «Жизненные ценности». Сначала, поговорим о том, что такое жизненные ценности и какими они бывают. Девятиклассники хорошо понимают это. Они говорят о том, что жизненные ценности ‒ это то, что для тебя важно в жизни, к чему ты стремишься, что для тебя в приоритете. Можно поговорить о том, меняются ли ценности на протяжении жизни, от чего это зависит.

Переходя ко второму аргументу, можно познакомить ребят с книгой Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама»/ [9] Расскажем немного о книге. Мальчик Оскар смертельно болен. Он лежит в больнице, его навещают родители, и они боятся говорить с ним о его болезни и тем более о смерти. Боясь ее сами, они нарочито веселы, возбуждены в общении с сыном. А он чувствует эту фальшь и неискренность самых близких людей. И только медсестра Розовая Дама помогает ему прожить остаток дней полноценно и счастливо. Сначала она предлагает ему писать письма Богу. Он соглашается, хотя поначалу относится к этому скептически. А затем, понимая, что мальчику осталось совсем немного, Розовая Дама предлагает ему поиграть в игру: жить так, будто один день ‒ это десять лет жизни. В результате Оскару удается многое: он находит свою любовь, примиряется с родителями и даже постигает смысл жизни: нужно жить так, будто каждый день ‒ последний.

Какой отрывок можно взять из этой книги для работы над сочинением?

Вот один из самых ярких:

Дорогой Бог!
Спасибо, что зашел.
Ты выбрал ровно тот момент, что нужно, потому что я чувствовал себя скверно. Может, и ты был раздражен из-за моего вчерашнего письма…
Когда я проснулся, мне почудилось, что мне уже девяносто лет. Я повернул голову к окну, чтобы посмотреть на снег.
И тут я догадался, что ты приходил. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, даже дежурная медсестра мадам Дюкрю вздремнула, а ты, ты тем временем пробовал сотворить рассвет. Это оказалось довольно трудно, но ты все же справился. Небо постепенно бледнело. Ты наполнил воздушные сферы белым, серым, голубым, ты отстранил ночь и оживил мир. Ты не останавливался. И тут я понял различие между тобой и нами: ты неутомимый мужик! Ничего не упустишь. Всегда за работой. И вот он, день! Вот ночь! Вот весна! И вот зима! И вот она, Пегги Блю! И вот Оскар! И вот Бабушка Роза! Какое здоровье!
Я понял, что ты был здесь. И открыл мне свою тайну: нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз.
Что ж, я последовал твоему совету и применил это. В первый раз. Я созерцал свет, краски дня, деревья, птиц, животных. Я чувствовал, как в мои ноздри входит воздух и заставляет меня дышать. Я слышал голоса, разносившиеся в коридоре будто под сводами собора. Я ощутил себя живым. Меня переполняла дрожь чистой радости. Счастье бытия. Я был преисполнен изумления.
Бог, спасибо, что ты сделал это для меня. Мне казалось, что ты взял меня за руку и ввел в сердцевину тайны, чтобы созерцать эту тайну. Спасибо.
До завтра. Целую,
Оскар
P. S. Мое желание: ты не смог бы повторить этот трюк с первым разом для моих родителей? Бабушка Роза, мне кажется, уже его знает. И потом еще разок для Пегги, если у тебя найдется время… [10]

Поговорим с детьми после прочтения, задавая следующие вопросы: «Какое открытие для себя сделал мальчик?», «Почему он хочет, чтобы Бог «повторил этот трюк» с родителями и его подружкой Пегги?», «О каких жизненных ценностях идет речь здесь?»

Выслушав ответы учащихся, мы приходим к выводам о том, что ценна сама жизнь и умение наслаждаться каждым днем. Это, к сожалению, просто сказать, но не так просто сделать.

Именно этот отрывок подходит к теме «Жизненные ценности», но если мы прочитаем все произведение, то увидим, что оно, отражает целый ряд тем: «Бескорыстность», «Взаимовыручка», «Внимание к людям», «Взаимопонимание», «Доброта», «Забота о людях» и т.д.

Из личного опыта, книга Э.-Э.Шмитта никого из учащихся не оставляет равнодушным. В нашей практике на последнем уроке литературы выпускники, как правило, пишут о книгах, которые поставили бы на свою золотую полку. Эта книга всегда называется в числе первых. Такие книги важно прочитать не только и не столько для сдачи экзамена, сколько для формирования мировоззрения подрастающего человека, формирования духовно-нравственных качеств, которые в связи с современными условиями подменяются, забываются и считаются «НЕ модными».

Подводя итог, хочется вспомнить слова Дени Дидро: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Хочется, чтобы наши дети не просто хорошо учились и сдавали экзамены. Это не всегда, к сожалению, признак мыслящего человека. Хочется, чтобы были развиты их чувства, чтобы их внутренний мир был богат и многогранен, чтобы они были истинно духовно-нравственно сформированы, чтобы они умели думать, мыслить. Этому действительно учат хорошие нравственные тексты.

Список использованной литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихол. анализа / А.Г.Асмолов. 2-е изд. М.: Смысл: Академия, 2002. 414 с.
  2. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах) / В.С.Библер. М.: Знание, 1990. 62с.
  3. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М.Борытко. Монография. Волгоград, 2000. 224 с.
  4. Крылова, Н.Б. Культура учебной деятельности / Н.Б.Крылова // Школьные технологии. 2002. № 1. С. 224-232.
  5. Курзова, Н.А. В.А.Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: автореф. дис. / Н.А.Курзова. СПб., 1997. 18 с.
  6. Развитие личности воспитанника в инновационном образовательном пространстве училища: материалы II науч.-метод. конф. училища. - Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2012. 313 с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. М.: Нар. Образование, 1998. 256 с.
  8. Соколова, Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя. Монография / Л.Б.Соколова. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2003. 352 с.
  9. Шмитт Э.-Э. «Оскар и Розовая Дама и другие истории» / Э.-Э.Шмитт. СПб: Издательство: Азбука, 2013.
  10. Шмитт Э.-Э. Оскар и Розовая Дама и другие истории / Э.-Э.Шмитт. ‒ СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. С. 71-72
  11. Яку Эдди. «Самый счастливый человек на Земле. Прекрасная жизнь выжившего в Освенциме» / Яку Эдди. М.: Издательство: Эксмо, 2021.
  12. https://mybook.ru/author/sergej-petrovich-alekseev/sto-rasskazov-o-vojne-sbornik/read/