Конспект урока "Простое осложненное предложение"

Разделы: Русский язык


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

39

Тема урока

Простое осложненное предложение

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

систематизация знаний

Планируемые результаты (по ПРП):

  • Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
  • Метапредметные: умение самостоятельно составлять подобные синтаксические конструкции и анализировать их изобразительно-выразительные функции в художественном тексте.
  • Предметные: умение самостоятельно составлять подобные синтаксические конструкции и анализировать их изобразительно-выразительные функции в художественном тексте.

Ключевые слова: простое предложение, грамматическая основа, вводные слова, обращения, сравнительный оборот, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.

Краткое описание: Урок по предмету «Русский язык» для 8 класса по теме «Простое осложненное предложение». Комбинированный урок. Тренажере «Русский язык», 8 класс, издательства «Экзамен».

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Здравствуйте, ребята!
Поговорим сегодня о предложениях предложениями, содержащими осложнение? Вам не кажется странной такая фраза?
Можете пояснить, что имеется в виду?

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Демонстрирует запись на доске. (пробное учебное действие)
Дайте устную характеристику предложениями по данным схемам, объясните устно постановку знаков препинания.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Демонстрирует запись на доске:
Перепишите данные предложения в тетрадь. Выделите графически грамматические основы в каждом предложении. Простые предложения или сложные? Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
1. Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов)
2. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К.Паустовский)
3. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
Форма организации учебной деятельности: парная.

Учебное задание: Читают текст. Высказывают предположения о сути задания. Выполняют задание в парах.

Этап 1.3. Целеполагание

Обобщает и корректирует высказывания, сделанные учениками.
Задает вопрос: «С какими синтаксическими конструкциями мы столкнулись в данных примерах? Назовите их.
Можем ли мы сказать, что эти конструкции осложняют простое предложение?»

Учащиеся обобщают свои наблюдения: в предложении 1 есть обращение, в предложении 2 - вводное слово, в предложении 3 - однородные члены и сравнительный оборот.
Высказывают предположения о названии такого типа предложений.
Формулируют определения простого осложненного предложения.
Формулируют цель урока.
Корректирует ответы учащихся, формулирует и записывает тему урока.
Тема урока: простое осложненное предложение
Предлагает учащимся сформулировать цель урока.
Цель урока: отработать навыки узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно - в письменной.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Систематизация знаний

  • Организует учащихся к обобщению обозначенных лингвистических явлений.
  • Предлагает учащимся схематично отобразить особенности простого осложненного предложения.
  • При составлении схемы учитель обращает внимание на особенности каждой синтаксической конструкции.
  • С помощью учителя создают схему, обобщающую знания о простом осложненном предложении.

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Творческая практическая деятельность
Составить предложения с обращением по данным схемам.
Составить предложение с вводными словами.
Подобрать верный сравнительный оборот к стихотворным строкам:
1. Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
2. ,…, дрожит огонь впотьмах. (А.Тарковский)
3. Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
4. Горит над нами ,…, закатная заря. (В.Инбер)
5. В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)
Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Организует работу на универсальном мультимедийном тренажере «Русский язык», 8 класс, издательства «Экзамен».
Мини-соревнование между группами на узнавание вводных слов, обращений и однородных членов предложений

БЛОК 3. Применение изученного материала

Предлагает подумать и высказать предположения о роли изучаемых конструкций в художественной речи.
Каковы их изобразительно-выразительные функции. Какие из конструкций чаще других встречаются в художественных текстах, почему?

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Предлагает проанализировать, как обращения, сравнительные обороты и однородные члены помогают авторы создать настроение в художественном произведении, передать чувства лирического героя на примере стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
Работа проходит в парах

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Задание: Расскажите товарищу о традициях в вашей семье и попросите его оценить полноту вашего рассказа.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задания из сборника по устному собеседованию 9 класс: Составьте 10 предложений на тему «Традиции и их значение в жизни человека»

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Составьте самостоятельно схему, показывающую ,какие языковые средства осложнения дают возможность расширить коммуникативную и информационную функции речи.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

1) Составьте три вопроса по теме, используя теги «осложнение», «коммуникативная функция», «смысл большего объема» и вопросительные фразы.
2) Дайте краткий ответ на свои вопросы, запишите их.
3) Обменятся карточками.
4) Ответьте на вопросы друг друга;
5) Оцените работу друг друга.

Вопросительные фразы:

  • В чем различие…
  • Почему ты думаешь, что…
  • Объясни почему…
  • Верно ли, что…

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке.

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Рассказ о традициях (парная работа по составлению и проверке текста):
1) не менее 5 связанных предложений по теме,
2) наличие осложненных разными способами предложений
3) грамотное стилевое и речевое оформление
По 3 балла за каждый параметр
1) 1 балл - 3 предл, 2 балла - 4 предложения, 3 балла - 5 предложений
2) 1 балл - 1 осложнение,
2 балла - 2 осложнения
3 балла - 3 осложнения;
3) 1 балл - 3 речевых ошибки,
2 балла - 1-2 речевых ошиибки,
3 балла - нет ошибок

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Дополните предложения:

  • Я понял (а)…
  • Я узнал (а)…
  • Я разобрался (ась)…
  • Я похвалил (а ) бы себя …
  • Было интересно …
  • Было трудно…

Этап 5.2. Домашнее задание

Учащимся предлагается выбор при выполнении домашней работы:
1. Выписать из двух стихотворений А.С.Пушкина («Зимний вечер» и «Зимнее утро») синтаксические конструкции, изучаемые на уроке. Письменно сделать вывод о художественных особенностях применения их в тексте.
2. Выполнить упр. 144.