Тип урока
|
Методы, формы работы
|
Урок общеметодологической направленности
(выполнение обучающимися комплексных задач, охватывающих материал по истории родного края и математике)
|
Методы: словесный, наглядный, информационный, практический, учебный диалог
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
|
Цели урока
|
Задачи урока
|
Деятельностная. Закрепить и применить изученный способ нахождения однозначного частного при решении практических задач.
Содержательная. Сформировать первоначальное представление о подвиге и героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны на Северном Кавказе.
|
1. Выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления.
2. Развивать основы рационального мышления, математической речи и аргументаций.
3. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну, преемственность поколений.
|
Планируемые результаты
|
Предметные
- Различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления.
- Осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи.
Устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи.
|
Метапредметные
- Проявлять интерес к изучению истории Великой Отечественной войны.
- Иметь общее представление об анализе текстовой, фото- и видеоинформации, сравнивать её.
- Активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.
|
Личностные УУД:
- эмоционально откликаться на знакомство с судьбами героев времён Великой Отечественной войны;
- обдумывать их поступки, ценить их подвиги; сопереживать всем людям, которые верили в победу и делали всё возможное для неё;
- обеспечивать ценностно-смысловую значимость Победы в Великой Отечественной войне;
- выражать собственную позицию по данному вопросу с учетом этических норм при оценке событий прошлого;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
- уважать и принимать чужое мнение
Регулятивные УУД
- принимать сохранять учебную задачу,
- планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения;
- находить ошибки в построении ответов;
- делать умозаключения.
|
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способов решения задач;
- строить логические цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить высказывания;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном решении учебной проблемы;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
|
Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, технология обучения в сотрудничестве, иформационно-коммуникационная технология; здоровье сберегающая технология, технология оценивания учебных успехов.
|
Ресурсы, используемые на уроке: компьютер, проектор, мультимедийная доска, электронная презентация, маршрутная карта.
Источники:
- В.Н.Рудницкая «Математика», часть 1; М: Вентана Граф, 2023.
- В.Н.Рудницкая «Рабочая тетрадь по математике», часть 1; М: Вентана Граф, 2023 г.
|
Этапы урока
|
Ход урока
|
Методы, приемы, формы
|
Формирование УУД
|
Ι.Мотивация
|
- Сегодня у нас необычный урок. Провести мне его помогут ребята РДШата из сектора СМИ. Они собрали интересную информацию и поделятся с ней на уроке.
Слайд 2
- Какой объект изображён на слайде?
(Монумент Славы в честь 30-летия сокрушительного разгрома немецко-фашистских войск в г.Орджоникидзе)
|
Фронтальная работа.
Наглядный метод
|
Коммуникативные УУД
Слушать собеседника и понимать речь других.
Личностные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Настраивать себя на продуктивную работу.
Регулятивные УУД
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
II. Актуализация знаний
|
- Почему об этом событии мы говорим на уроке математики?
(В истории Великой Отечественной войны много славных страниц, об одной из них нам поможет рассказать математика).
Слайд 3-4
Битва на Северном Кавказе
- С 25 июля по 31 декабря 1942 г. войска Красной Армии вели на Северном Кавказе тяжелые оборонительные бои. У стен города Владикавказа защитники стояли насмерть. А с января 1943 г. проводилась Северо-Кавказская наступательная операции, под кодовым названием «Дон».
- Северная Осетия была одной из стратегических целей гитлеровской Германии на Северном Кавказе. С территории республики открывалась прямая дорога к нефтяным запасам Азербайджана и Чечено-Ингушетии. Путь в Грузию и к Каспию также лежал через столицу Северной Осетии - Орджоникидзе (Владикавказ). Две важные автомагистрали - Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги - были крайне важны для фашистских захватчиков.
- В конце июля 1942 года армия врага приступила к осуществлению плана «Эдельвейс» - так называлась операция по захвату Кавказа. Немецким войскам поначалу удалось захватить ряд населенных пунктов на подступах к Орджоникидзе. После кровопролитных боев были захвачены города Моздок, Прохладный и Малгобек.
|
Информационный метод
|
Личностные УУД
Формировать активную позицию учащихся.
Обеспечивать ценностно-смысловую значимость Победы в Великой Отечественной войне.
Познавательные УУД Планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Слушать и понимать речь других;
Формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи.
Сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
|
III. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
- Отравимся по местам боевой славы нашей республики по маршрутной карте.
- Узнать начало маршрута нам помогут вычисления.
Задание 1. Найдите значения частного. Назовите сходство и различие двух выражений.
96 : 16 = 6
112 : 16 = 7
Сходство:
- делим методом подбора;
- делитель 16;
- в частном однозначное число
Различия:
- Делимые двузначное и трёхзначное число.
|
Учебный диалог
|
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Строить рассуждения.
Анализировать, сравнивать,
выдвигать предположения и обосновывать их.
Регулятивные УУД
Выполнять пробные учебные действия.
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.
Применять установленные правила в планировании способа действ
|
IV
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из создавшейся ситуации
|
- Какой алгоритм будем закреплять на уроке.
- Сформулируйте задачи урока.
- Разность двух частных будет началом нашего маршрута.
Слайд 5-7
- Экскурсию мы начинаем с посещения этого памятного места.Что вы о нём знаете?
(Монумент защитникам «Эльхотовских ворот»)
- Кто изображён на монументе?
- Ответить на этот вопрос вам поможет 2 задание.
|
|
Регулятивные УУД
Планировать этапы предстоящей работы. Определять
последовательность учебных действий
|
|
Задание 2. Найди частное чисел, заполни таблицу и узнаешь кто изображен на монументе защитников «Эльхотовских ворот».
1 группа
86 : 43 = 2 П
56 : 14 = 4 Е
96 : 16 = 6 Х
96 : 12 = 8 О
600 : 60 = 10 Т
900 : 100 = 9 И
490 : 98 = 5 Н
105 : 15 = 7 Ц
2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
9
|
5
|
4
|
7
|
П
|
Е
|
Х
|
О
|
Т
|
И
|
Н
|
Е
|
Ц
|
2 группа
77 : 11 = 7 А
57 : 19 = 3 Т
96 : 16 = 6 Л
360 : 72 = 5 С
504 : 56 = 9 И
152 : 19 = 8 Р
84 : 21 = 4 Е
7
|
8
|
3
|
9
|
6
|
6
|
4
|
8
|
9
|
5
|
3
|
А
|
Р
|
Т
|
И
|
Л
|
Л
|
Е
|
Р
|
И
|
С
|
Т
|
3 группа
14
|
8
|
7
|
5
|
3
|
4
|
8
|
6
|
П
|
А
|
Р
|
Т
|
И
|
З
|
А
|
Н
|
95 : 19 = 5 Т
42 : 14 = 3 И
126 : 18 = 7 Р
140 : 10 = 14 П
108 : 18 = 6 Н
168 : 21 = 8 А
348 : 87 = 4 З
- 27 сентября немцы заняли Эльхотово, планируя войти в город Орджоникидзе через Эльхотовские ворота - путь между невысокими хребтами, ограждающими с севера Владикавказскую равнину. Однако защитники города не пропустили врага, несмотря на его численное превосходство в живой силе и технике.
- На монументе изображены пехотинец, моряк, артиллерист и партизан. В знак нерушимого братства по оружию. Натиск гитлеровцев героически отбивали солдаты 151-й стрелковой дивизии, моряки-севастопольцы 19-й и 84-й отдельной стрелковой бригады, а также ряд других воинских частей и партизанских отрядов из числа местных жителей.
|
Игровая технология
Работа в группах
Технология обучения в сотрудничестве.
Наглядный метод.
|
Регулятивные УУД
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Коммуникативные УУД
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД
Самостоятельно находить информацию в тексте, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы.
Личностные УУД
обеспечивать ценностно-смысловую значимость Победы в Великой Отечественной войне; выражать собственную позицию по данному вопросу с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
|
VI. Динамическая пауза
|
Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
|
Здоровье сберегающие технологии
|
Одновременно удерживают несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
|
VII. Включение в систему знаний
|
Слайд 8-11 Владикавказ - город воинской славы.
- Не сумев сломить оборону наших войск, немецкие войска пошли в обход, форсировав реку Терек и пробились в направлении Нальчик - Чикола - Дигора. 1 ноября 1942 года немцы заняли город Алагир. В этот же день сильной бомбардировке подвергся город Орджоникидзе. На следующий день немцы заняли село Гизель и оказались на подступах к столице республики.
- Интересные факты об этой операции мы узнаем из нашей задачи.
Задание 3. В ходе Нальчикско- Владикавказской операции советскими войсками было захвачено 2490 единиц боевой техники: танков 140, что в 20 раз больше, чем бронемашин. Остальная техника - автомашины. Сколько немецких автомашин было захвачено? Найдите разные способы решения.
1 способ: 2490 - 140 - 140 : 20 = 2280
2 способ: 2490 - (140 + 140:20) = 2280
Слайд 12-13
Задача 4. Братья Дмитрий и Иван Остапенко подбили 20 танков. Дмитрий подбил на 6 танков больше, чем Иван. Сколько танков подбил каждый из братьев?
- Дмитрий был удостоен звания Героя Советского Союза, а Иван - ордена Ленина.
Слайд 14
- Памятник Герою Советского Союза Петру Барбашову - командиру отделения 34-го мотострелкового полка, закрывшему собой 9 ноября 1942 года амбразуру вражеского дзота.
Слайд 15
- Памятник воинам, павшим смертью храбрых в боях за оборону г. Орджоникидзе в годы ВОВ и умершим в госпиталях от тяжелых ранений. Проспект Коста, у Вечного огня.
|
Информационнно-коммуникативные технологии
Практический метод
Наглядный метод: демонстрация схемы, фотографий военный лет.
|
Познавательные УУД
Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Объяснять выбор арифметических действий для решения задачи.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Регулятивные УУД
Контролировать свою деятельность по результату.
Корректировать способы действий. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путем преодоления ошибок.
Коммуникативные УУД
Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
|
Задание 5. Выполнив это задание, вы узнаете скольким войнам присвоено звание Героя Советского Союза в боях на Владикавказском направлении.
|
Индивидуальная форма работы
|
Познавательные УУД
Понимать информацию, представленную в виде схемы, объяснять выбор арифметических действий для решения.
|
- В боях на Владикавказском направлении звание Героя Советского Союза присвоено 120 воинам.
- 1 мая 1944 г. была выпущена памятная медаль «За оборону Кавказа», ею было награждено 870 тыс. человек.
Слайд 16
- Нашей школе присвоено имя доблестного война, победителя, патриота нашей Родины, Дважды Героя Советского Союза, Героя Монгольской Народной Республики.
- Назовите имя этого героя.
Исса Алекса́ндрович Плиев
- Наша школа расположена на улице, которая названа в честь Героя Советского Союза … . Назовите его имя.
Генерал - полковник Хаджи-Умар Мамсуров.
- За подвиги, на фронтах Великой Отечественной войны 79 воинов, уроженцев Осетии, удостоены звания Героя Советского Союза. 12 человек стали полными Кавалерами Ордена "Слава".
- Битва за Кавказ длилась 442 суток. Она началась 25 июля 1942 года и закончилась 9 октября 1943. Оборонительный этап закончился 31 декабря 1942 года.
|
Технология обучения в сотрудничестве.
Наглядный метод.
|
Личностные УУД
Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания. Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.
|
Слайд 17-19. Трудовой подвиг
Город Орджоникидзе, несмотря на приближающуюся к нему линию фронта, выпускал продукцию для армии и ремонтировал танки, орудия, автомашины, железнодорожные вагоны, снабжал защитников города продовольствием и обмундированием.
Рабочие Северной Осетии за один только период с начала войны по август 1942 года поставили для фронта 117 тыс. минометов, 50 тыс. мин, 114 тыс. гранат, 164 тыс. артиллерийских снарядов, 69 тыс. кавалерийских сабель, 42 тыс. седел для кавалерии и другую продукцию. Местные жители собрали и отправили на фронт 747 тыс. комплектов разных теплых вещей и подарков.
Слайд 20
На фронтах Великой Отечественной войны сражались 89934 гражданина Северной Осетии, представителей разных национальностей. Из них более 45500 человек не вернулись с полей сражений, каждый второй, участвовавший в войне, погиб на фронте.
Ударным трудом умножали победу колхозники. Заменив на полях и фермах ушедших на фронт отцов, мужей, братьев, сыновей, старики и молодежь, женщины только за полгода самого тяжелого периода битвы за Кавказ - с июня 1942 года по январь 1943 года - поставили для армии более 12 тыс. тонн пшеницы, свыше 33 тыс. тонн кукурузы, почти 46 тыс. тонн картофеля, 315 тонн мяса и другой сельскохозяйственной продукции.
- Народ Осетии с честью выполнил свой долг.
|
Информационный метод
|
Личностные УУД Эмоционально откликаться на знакомство с судьбами героев времён Великой Отечественной войны. Обдумывать их поступки, ценить их подвиги. Сопереживать всем людям, которые верили в победу и делали всё возможное для неё.
Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. Строить высказывания, слушать и понимать речь других.
|
VIII. Рефлексия
|
- Предлагаю закончить предложения.
1) Я понял, что…
2) Я считаю нужным запомнить, что…
3) Меня навели на размышления...
4) Что урок дал для жизни?
5) На уроке мне было…
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- На уроке мне было всё понятно.
- У меня возникли некоторые вопросы.
- Я многое не понял.
|
Технология оценивания учебных успехов
|
Познавательные УУД
Систематизировать, обобщить изученное.
Личностные УУД
Формировать границы собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные УУД
Соотносить цели урока с результатом работы.
Осуществлять самоконтроль.
Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
|