Речь - это довольно сложный психо-физический механизм человека. Начало его формирования закладывается с самого рождения ребенка и не прекращается на протяжении всей его жизни. Важно уделять внимание развитию речи на каждом этапе жизни ребенка, в особенности в младшем дошкольном возрасте. Фонетико-фонематическая сторона речи представляется важным аспектом в формировании не только самой речи, но и мышления, внимания, памяти и других психических процессов.
Известно, что в отдельные группы детского сада приходят дети одного возраста, но с разным уровнем развития. Одним из наиболее уязвимых сфер детского психического развития является речь. Речевой потенциал ребят зависит во многом от семьи, среды, в которой они постоянно находятся, а также от различных врожденных факторов. Не вдаваясь в медицинские и психо-физические подробности (хотя при приеме он получает ознакомление с документами ребенка), воспитатель начинает планомерную работу с каждым «новичком».
На практике, как правило, видно, что многие дети имеют общее недоразвитие речи. Оно выражается, например том, что дети допускают речевые ошибки в согласовании существительного с качественным прилагательным или согласование существительного в роде, числе, падеже, а также неправильно согласовывают существительные с простыми числительными и т.д.
В качестве примера можно привести результаты небольшого исследования по проверке грамматического строя речи небольшой группы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III или IV уровня речевого развития (5 человек) по методике Г.А.Волковой «Обследование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР».
Для исследования привлечено 5 дошкольников: Алексей Л., Александр Л., Ирина М., Марина Ш., Татьяна В. Обозначили испытуемых соответственно цифрами 1,2,3,4,5.
Исследование проводилось по следующим направлениям:
- Согласование существительного с качественным прилагательным в роде, числе, падеже. 1 серия, задания 1 - 3.
- Согласование существительного с притяжательным прилагательным в роде, числе, падеже. 2 серия, задания 1-3.
Нами выбраны именно данные серии, так как среди воспитанников наиболее частотны случаи недоразвития речи именно в этих сериях.
1 серия. Согласование имен существительных с качественными прилагательными в роде, числе и падеже
1 задание. «Закрасим все голубой краской»
Цель: выявить способности дошкольников в согласовании существительных с качественными прилагательными в именительном падеже.
Инструкция: «Перед тобой предметы белого цвета. Закрасим их голубой краской. Скажи, какие предметы у нас получатся?».
Лексический материал: голубой халат, голубое полотенце, голубые облака, голубая кружка.
Каждому ребенку я дала каждому ребенку картинки, рассказала, как выполнять упражнение, через 5 минут я расспросила каждого ребенка, что он раскрасил:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
голубой халат, голубое полотенце, голубые облака, голубая кружка. |
голубой халат, голубое полотенце, голубые облака, голубая кружка. |
голубой халат, голубое полотенце, голубые облака, голубая кружка. |
голубой халат, голубое полотенце, голубые облака, голубая кружка. |
голубой халат, голубое полотенце, голубые облака, голубая кружка. |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
Все дети показали высокий уровень выполнения задания.
2 задание. «Чего не стало?»
Цель: выявить способности дошкольников в согласовании существительных с качественными прилагательными в родительном падеже.
Инструкция: «Посмотри внимательно и запомни эти картинки. Одну из них я закрою рукой, а ты скажи, чего не стало».
Лексический материал: белого халата, белого полотенца, белых облаков, белой собаки.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Белого полотенца |
Полотенце |
Белое полотенца |
Белого полотенца |
Белое полотенца |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
1 балл, средний уровень выполнения задания |
2 из 5 детей справились с заданием. Здесь результаты не такие впечатляющие, как в первом задании.
3 задание. «Мы радуемся»
Цель: выявить способности дошкольников в согласовании существительных с качественными прилагательными в дательном падеже.
Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты скажи, чему ты рад».
Лексический материал: желтому платью, желтому подсолнуху, желтым грушам, желтой репе.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
желтому платью, желтому подсолнуху, желтым грушам, желтой репе. |
желтому платью, желтому подсолнуху, желтым грушам, желтой репе. |
желтому платью, желтому подсолнуху, желтым грушам, желтой репе. |
платью, подсолнуху, грушам, репе. |
платью, подсолнуху, грушам, репе. |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
3 из 5 детей справились с заданием на высоком уровне.
2 серия. Согласование имен существительных с притяжательными прилагательными в роде, числе и падеже
1 задание. «Угадай, что это…»
Цель: выявить способности дошкольников в согласовании существительных с притяжательными прилагательными в именительном падеже.
Инструкция: «Я покажу тебе картинки, а ты назови что на них изображено».
Лексический материал: медвежья голова, медвежье ухо, медвежий нос, медвежьи лапы.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
медвежья голова, медвежье ухо, медвежий нос, медвежьи лапы |
Голова медведя, ухо медведя, нос медведя, лапы медведя |
Голова медведя, ухо медведя, нос медведя, лапы медведя |
медвежья голова, медвежье ухо, медвежий нос, медвежьи лапы |
Голова медведя, ухо медведя, нос медведя, лапы медведя |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
0 баллов, низкий уровень выполнения задания |
2 задание. «Угадай, чего не стало?»
Цель: выявить способности дошкольников в согласовании существительных с притяжательными прилагательными в родительном падеже.
Инструкция: «Я буду прятать одну картинку, а ты должен догадаться какой картинки не стало».
Лексический материал: медвежьей головы, медвежьего уха, медвежьего носа, медвежьих лап.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
медвежьей головы, медвежьего уха, медвежьего носа, медвежьих лап |
медвежьей головы, медвежьего уха, медвежьего носа, медвежьих лап |
медвежьей головы, медвежьего уха, медвежьего носа, медвежьих лап |
медвежьей головы, медвежьего уха, медвежьего носа, медвежьих лап |
медвежьей головы, медвежьего уха, медвежьего носа, медвежьих лап |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
5 из 5 детей справились с заданием на высоком уровне
3 задание. «Погладим животное»
Цель: выявить способности дошкольников в согласовании существительных с притяжательными прилагательными в дательном падеже.
Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить по какой части тела, мы погладим это животное».
Лексический материал: заячьей голове, заячьему туловищу, заячьему хвосту, заячьим ушам.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
заячьей голове |
голове зайца |
заячьей голове |
голове зайца |
заячьей голове |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
2 балла, высокий уровень выполнения задания |
5 из 5 детей справились с заданием на высоком уровне. Двое детей из пяти переиначили словосочетание (без замены смысла), однако словосочетание построено правильно.
По итогу наблюдений за детьми понятно, что уровень речевого развития детей не имеет резких различий и варьируется в пределах 2-4 баллов, что говорит о стабильном течении развития речи в данной группе детей.
Обычно дети допускают неточности в речевом выражении своих мыслей чаще вследствие того, что просто не понимают обращенные к ним вопросы.