Цель: познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с акустико-артикуляционной характеристикой звуков Н, Нь.
- формировать понятия твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости звуков.
- развивать фонематического восприятия. Дифференцировать звуки на слух.
- познакомить с буквой Н.
- совершенствовать умение давать характеристику звуков Н-Нь;
- учить детей определять место звука Н-Нь в слове (в начале, в середине, в конце);
- закреплять умение делать звукобуквенный анализ слов;
развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать способность к самооценке и самоанализу;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, самоконтроль за речью;
- воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
- воспитывать умение работать совместно.
Оборудование: презентация «Летающая тарелка», зеркала, предметные картинки (на звуки «Н», «НЬ» в разных позициях), рабочие листы, карандаши, раздаточный материал «Звуковые нейродорожки», раскраска, музыкальная колонка, презентация.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Дети вспоминают и проговаривают стих)
Запоминает наша голова,
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно, смотрим обязательно!
Друг друга не перебиваем,
Для ответа руку поднимаем,
Много знаний получаем!
Слайд 1. Звук летающей тарелки.
- Ребята вы слышите? (ответы детей)
Прослушивание слайда.
2. Дыхательная гимнастика
(Дети дуют на летающую тарелку, отправляем летающую тарелку в полет.)
Слайд 2, 3. «Тарелка улетает и роняет» письмо (письмо приклеено под партой у одного из детей)
- Ребята, перед тем как открыть письмо, мы должны с вами потренировать язычки, чтобы правильно сказать «заклинание».
3. Артикуляционная гимнастика в движении с элементами биоэнергопластики
НА-НА-НА - начинается игра. Открывать конверт пора!
- Ребята, тут написаны какие-то задания, давайте я их прочитаю.
Загадки
У всех людей он на лице
Немного острый на конце
Вдыхать воздух помогает
Где не ткнет, везде все знает
Любит задавать вопрос
Любопытный этот (нос).На носу с огромным рогом
Ходит путник по дорогам.
И беднягу из-за рога
Называют (носорогом)Приземлились на поляне
В небольшой и очень мелкой
Прилетающей тарелке (инопланетяне).
- Ребята, какой общий звук услышали в словах-отгадках? (Ответы детей)
В слове инопланетяне, звук «НЬ» встречается два раза. Они о нем ничего не знают, давайте познакомимся со звуком вместе с ними.
4. Акустико-артикуляционная характеристика звуков Н, Нь
- Давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук «Н». Язычок упирается в верхние зубки, губы в «полуулыбке». Во рту есть преграда для воздуха. Какая?
- Значит он какой? (Согласный)
- Давайте определим, какой он бывает.
Произнесение звука Н-Н-Н (дети ударяют по столу кулаком, дают определение «твердый».
- А еще какой бывает? Послушайте, если я произнесу НЯ («мягкий»).
Произнесение Нь-Нь-Нь (разжимают кулачки - показывают «мягкую травку»)
- Ребята, давайте определим звонкий он или глухой? (Дети кладут руки на горлышко и чувствуют вибрацию. «Звонкий»)
На доску вывешиваются символы: красный и зеленый кружки, колокольчик.
5. Фонематический слух
(определить звук среди прочих, в слогах и словах с использованием символов и картинок)
«Поймай звук»
- Если услышите звук «Н» хлопните в ладоши (логопед произносит отдельные звуки, слоги и слова)
- Ребята, а у нас есть в группе дети, в именах которых есть звук «Н» или «Нь»? (ответы детей)
На доску вывешиваются картинки с изображением девочки и мальчика («Наташа» и «Никита»).
- Ребята, давайте найдем в группе картинки со звуком н, нь.
Подходят к столику и по очереди раскладывают картинки под именами с твердым и мягким звуком.
6. Акустико-артикуляционная дифференциация с элементами кинезиологических упражнений
«Звуковые дорожки». (Дети хором, затем по двое проходят и произносят звуки н, нь с использованием жестов.)
Фонематическое восприятие. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)
- Ребята, а вы помните, что звуки любят прятаться?
Слова за «экраном»: НОС, ЕНОТ, КОНЬ.
Определение места звуков «Н», «Нь» в словах. Работа на доске и индивидуально со схемами слова. (Подбор картинок)
Слайд 4. (Работа со звуковыми схемами «Паровозик»)
7. Работа над связной речью
(по лексической теме «приметы поздней осени»). Составление предложений.
Слайд 5 Летающая тарелка падает в осеннем лесу.
Физминутка «Как живешь»
(Песенка с движениями под музыку)
8. Печатание буквы Н
- Ребята, где упала летающая тарелка? (Ответы детей)
- А кто вышел из летающей тарелки? Какое время года на картинке?
- Есть ли звук [н], [нь] в слове «Инопланетянин» и «Осень» (Ответы детей)
Давайте расскажем нашим друзьям о признаках поздней осени.
Слайд 6. (Прослушивание слайда)
Ребята, мы познакомились со звуком Н, Нь.
Научились их различать, а теперь давайте расскажем, чем отличается буква и звук? (ответы детей)
- Звук мы слышим и произносим, а буквы - пишем и читаем.
- Сейчас мы превратим звук «Н» в букву «Н».
Печатание в воздухе, затем собираем из палочек и фасоли. (Дети проговаривают, сколько палочек им понадобится, собирают букву из фасоли, обводят букву по пунктирным линиям.
Слайд 7. Ребята, смотрите, что случилось с тарелкой?
- А вот почему она разбилась на три разноцветных тарелки, мы с вами узнаем на следующем занятии. Давайте попрощаемся с инопланетянами до следующей встречи! (Тарелка улетает)
- Молодцы, ребята! Наши друзья улетели и оставили вам подарки. (Раскраски)
Ребята, с каким звуком мы с вами познакомились?
- Что мы с вами делали, что вам понравилось? (Ответы детей)