Цель мероприятия:
- Прививать интерес к богатейшей истории родного края.
- Воспитывать любовь к малой Родине.
Ход игры
- Добрый день! Сегодня в нашей игре участвуют знатоки родного края. Тема викторины - «Путешествуем по родному краю!».
I. Знакомство с командами
1. К какой языковой семье и группе относится осетинский язык?
Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Родственными ему языками являются современные персидский, таджикский, курдский, пушту(Афганистан) и вымерший язык скифский, а также не живой язык - авестийский.
2. На какие касты делилось скифское общество?
По свидетельству Геродота и по скифским легендам дошедших до нас, скифское общество делилось на три касты: жрецов, воинов и простых общинников.
3. Назовите имя древнего историка посетившего в V веке до н.э. Скифию и описавшего её.
В V веке до нашей эры греческий историк Геродот, прозванный современниками «отцом истории», посетил Скифию. Собранный им богатый материал был включён в один из девяти томов «Истории»,являющийся основным источником современных историков по скифской цивилизации.
4. Как звали трёх сыновей прародителя скифов Таргитая?
Сыновей Таргитая звали Липоксай, Арпоксай и Колаксай. По легенде они стали родоначальниками трёх скифских родов.
5. Какие предметы послали боги сыновьям Таргитая, когда они решали кому стать новым царём?
Боги послали трём братьям золотые плуг, секиру и чашу.
6. Что означают секира, плуг и чаша посланные богами сыновьям Таргитая, когда они спорили кому из них стать царём?
Секира - символ воина, плуг - символ земледельца и скотовода чаша - ритуальный атрибут, символ жреца. Таким образом скифы обосновывали деление своего общества на три социальные группы.
7. Кого боги решили поставить царём Скифии после смерти Таргитая, каким образом это решение было объявлено?
К упавшим с неба предметам подходили Липоксай и Апоксай, но при попытки поднять что-либо их обжигал огонь исходивший от даров и лишь Колаксай свободно смог взять их. Братья поняли, что боги решили отдать царскую корону Колаксаю, который и стал первым мифическим царём скифов.
8. Почему персидский царь Дарий пришедший завоёвывать Скифию в 512 году до н.э. не обнаружил здесь городов?
Ведя кочевой образ жизни, скифы не имели постоянного места жительства и поэтому не строили дома, а значить не имели поселений(городов, сёл, деревень).
9. Какие дары прислали скифы персидскому царю Дарию во время его похода в Скифию, что они означали?
Видя, что персы уже достаточно измотаны, Идонфарс послал персидскому царю дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
Советник Дария Гобрий разгадал значение даров. Скифы сообщали, что «если вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото обратившись в лягушек, вы не вернётесь назад поражженные этими стрелами».
10. Какой дикий зверёк помог скифам избежать решающего сражения с персами, которым пришлось во главе с Дарием уйти без славы из Скифии?
Когда скифы приготовились к решающему сражению с персами, то внутрь скифского строя забежал заяц, каждый кто видел его бросался ловить зверька, потому что по скифскому поверью заяц добытый на охоте приносит удачу. Дарий, видя такое несерьёзное отношение скифов к предстоящему сражению, понял их превосходство и не вступая в сражение отдал приказ отступить.
11. От какого слова, по мнению Васо Абаева, присходит название народа «Аланы»?
По мнению Васо Абаева термин «алан» происходит от древне-иранского «ариан», т.е.ариец.
12. Что из себя представляли популярные у алан напитки ронг и алутон?
Ронг - это хмельной напиток приготовляемый из мёда. Аланы владели многими рецептами приготовления пива из ячменя, один из сортов назывался алутон.
13. Что вам известно о женщине, которая согласно легенде способствовала возрождению алан после похода Тимура?
Легенда сохранила образ женщины, которая ходила по аланским пепелищам, собирая после нашествия Тимура оставшихся в живых детей. Она отвела их в горы, где они жили в одной из пещер. Имя этой женщины не сохранилось, но в народе её прозвали Задалеская нана. Она вырастила детей, которые основали новые поселения и дали начало новому поколению аланов, ныне зовущихся осетины.
14. Как называется орган самоуправления села или общества у осетин?
Орган самоуправления осетинского общества назывался ныхас - народное собрание, который решал все вопросы внутренней и внешней жизни общества.
15. В каком году Осетия официально вошла в состав России?
Весной 1774 года императрица России Екатерина II приняла доклад губернатора Кречетникова и утвердила итоги переговоров специальным указом «О присоединении Осетии к России».
16. Назовите точную дату закладки крепости Владикавказа и опишите место, где это происходило.
Русский военный историк генерал-лейтенант В.А.Потто так описывает основание крепости: «Отряд дойдя до осетинского селения Заурово, остановился у входа в Кавказкие теснины. Здесь 6 мая 1784 года после торжественного молебствия при громе пушек заложена крепость, названная Владикавказом».
17. Почему крепость Владикавказ называлась осетинами Дзæуджыхъæу?
Отряд, который закладывал новую крепость, остановился для этой цели у осетинского села основанное Дзаугом Бугуловым выходца из Тагаурского общества, называвшееся по осетински Дзæужыхъæу, т.е. село Дзауга.
Осетины, не владевшие в те времена русским языком, перенесли на новую крепость более звучное для себя название соседнего села, которое настолько закрепилось, что стало вторым осетинским именем крепости.
18. В каком году крепость Владикавказ получает статус города?
После присоединения к России в начале XIX века Закавказья, крепость Владикавказ теряет своё военное значение. Под стенами крепости быстро растёт поселение. Появляются торговые заведения, ремесленные мастерские, мелкие промышленные предприятия. Росло население Владикавказа.
Всё это дало основание наместнику на Кавказе князю Борятинскому обратится с прошением в Сенат о преобразовании крепости в город.
31 марта 1860 года был издан Указ Правительствующего Сената о преоборазовании крепости Владикавказ в город.
19. Опишите герб города Владикавказа и назовите имя его автора.
31 марта 1873 года император Александр II утвердил герб Владикавказа, созданный по эскизу вице-президента Академии художеств России князья Григория Григорьевича Гагарина. Щит герба разделён на две половины. Верхняя часть изображает на фоне ярко-голубого неба чёрный контур Столовой горы ,а правее белую вершину Казбека, ниже справа и слева зелёные контуры лесистых гор, в центре закрытые ворота.
Нижняя часть герба вся красного цвета и на этом фоне по диагонали расположен золотой ключ с прорезью креста - символа Веры и Доверия.
20. Кто является автором осетинского алфавита на основе русской графики?
Весной 1836 года русский учёный академик Андрей Михайлович Щёгрен прибыл в Осетию с целью изучения фонетики и лексики осетинского языка. Итогом работы Щёгрена стал новый осетинский алфавит на основе русской графики, которым мы пользуемся до сих пор.
21. Кто автор первой осетинской грамматики изданной в 1844 году, на основе какой графики она была напечатана?
Автором первой осетинской грамматики является академик Андрей Михайлович Щёгрен, который издал её в 1844 году.
22. Как называлась первая газете начавшая выходить во Владикавказе в 1867 году?
В 1867 году во Владикавказе начала выходить первая газета «Терские ведомости», официальный орган терской администрации. В основном здесь публиковались постановления правительства и Синода, приказы начальника области, решения городской думы. Периодически печатались статьи о жизни, быте, нравах, традициях горцев.
23. Какое учреждение культуры работающее до сегодняшнего дня было открыто во Владикавказе в апреле 1871 года?
В апреле 1871 года во Владикавказе был открыт Русский драматический театр. В день открытия в театре шла драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
24. О каком произведении и какого автора Васо Абаев говорил,что оно «представляет своего рода энциклопедию осетиноведения»?
Так высоко отозвался Васо Абаев о трёхтомнике «Осетинские этюды» Всеволода Фёдоровича Миллера (1848-1913).
Кто был первым профессиональным художником осетии? Назовите несколько его картин.
Первым профессиональным художником был коста хетагуров.
Он нарисовал: «Дондзау» (за водой), «Дурсǽтджытǽ» (на каменоломне), «Ǽрдзон хид»(природный мост), «Скорбящий ангел».
25. Когда и где родился основоположник современной осетинской художественной литературы Коста Хетагуров?
Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селении Нар, в семье офицера русской службы Левана Елизбаровича Хетагурова.
26. Какую профессию осваивал Коста Хетагуров учась в одном из учебных заведений Петербурга в 1881-1885 годах?
В 1881 году Коста закончил Ставропольскую гимназию и поступает учится в Петербургскую академию художеств, которую покидает не завершив курса в 1885 году. Вернувшись во Владикавказ начинает профессиональную деятельность художника.
27. В каком году и где вышло первое издание сборника стихов Коста Хетагурова «Ирон фандыр»?
Шедевр поэтического творчества Коста сборник стихов «Ирон фандыр»,был подготовлен им к печати в 1898 году. Напечатана была книга в 1899 году во Владикавказе в типографии Шувалова. Коста в это время находится в ссылке в Херсоне.
28.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Эти строки А.С.Пушкин посвятил Анне Керн, своей музе. А как звали музу Коста Хетагурова?
(Анна, Анюта, Аннет. Анна Яковлевна попова - любовь и дружеское расположение к ней были темой ряда стихотворений Коста. Анна Александровна Цаликова - с юношеских лет и до конца своей жизни Коста горячо и нежно любил ее; ей были посвящены и чувствами к ней были вызваны лучшие перлы творений осетинского поэта).
29. Имя какого святого, особо почитаемого в Осетии, звучит в Государственном Гимне РСО-Алания? Расскажите о нем.
(О, Уастырджи! Дай нам твоей благодати! Уастырджи - защитник мужчин-воинов и путников, покровитель справедливости, доброго труда и искусств).
30. Указом президента Республики Северная Осетия - Алания, начиная с 2003 года, 15 мая отмечается День осетинского языка и письменности. На основании чего была выбрана именно эта дата?
(15 мая 1899 года во Владикавказе вышел в свет сборник стихов К.Хетагурова «Ирон фандыр» («Осетинская лира») - первая литературная книга на осетинском языке).
31. На какие диалекты подразделяется осетинский язык?
Осетинский язык подразделяется на 2 основных диалекта: иронский, дигорский.
3-й тур: Конкурс капитанов
Капитаны выходят к доске. Ведущий называет слова, а капитаны должны слова изобразить, потом их назвать.
ИРЫСТОН, УАРЗОНДЗИНАД, НАРТ, ФЫДӔЛТӔ, КАД,
ӔМБАЛ, ХЪӔБАТЫРДЗИНАД.
III. Подведение итогов игры
Награждение победителей и участников. Напутственное слово жюри.