Обобщающий урок "Обыкновенные и десятичные дроби"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: дроби, десятичные дроби, обыкновенные дроби


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

Предметные:

  • Формирование умения выполнять совместные действия с двумя видами дробей;
  • Развитие навыков решения текстовых задач.

Метапредметные:

  • Развитие учеников универсальных учебных действий:

Личностные:

  • развитие учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • развитие интереса к способам решения новых учебных задач;
  • развитие умения осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • развитие умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной - деятельности.

Регулятивные:

  • умение понять причины своего неуспеха и найти способы выхода из этой ситуации;
  • умение определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • умение соотносить планируемые и полученные результаты.

Коммуникативные:

  • умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Познавательные:

  • умение ставить вопрос для исследования;
  • умение проводить исследование под руководством учителя;
  • умение представлять, анализировать и обобщать информацию, полученную в ходе исследования;
  • умение делать выводы, формулировать алгоритм.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, обобщать и делать выводы;
  • развитие исследовательской и познавательной активности учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, целеустремленность и настойчивость, умение оценивать; культуру общения.

Устный счет:

1. Даны дроби .
а) Какая из данных дробей выражает «половину»?
б) Назвать дробь, равную 34/5;
в) назвать дробь, равную 4;
г) назвать дробь, равную 0,8;
д) назовите дроби больше 1, но меньше 3.

2. Найдите 1%; 7%; 18% от 500.

3. Допущена ошибка при применении основного свойства дроби.

Найдите эту ошибку:

4. Вычислите:

Проверка домашнего задания:

Ребята, домашнее задание (было задано ранее) у вас творческое.

Надо было окунуться в историю математики и подготовить работу по теме «История появления дробей». Какие же вы творческие личности!!! Вы подготовили доклады с презентацией, кроссворды, собрали пазлы, выполнили портреты ученых, причастных к открытию дробей… Молодцы!!! (домашнее задание сдают учителю).
Жюри (состоящее из учителей математики, учащихся старших классов) оценит ваши работы и победители обязательно получать грамоты и сладкие подарки…

Актуализация знаний и фиксация затруднений:

Класс делится на 3 команды.

Задание на 5-7 минут.

№1. Восстановите запятые в примерах:

1 команда

2 команда

3 команда

а) 32+18=5

а) 3+108=408

а) 42+17=212

б) 736-336=4

б) 63-27=603

б) 57-4=17

в) 325-34=3216

в) 4417-16=2817

в) 119-41=1149

г) 34+17=357

г) 96+19=979

г) 84+26=866

Листочки с примерами (с расставленными запятыми) сдают учителю (в конце урока учитель обязательно скажет какая команда справилась с заданием на «5», какая на «4», а кто допустил много ошибок. А ребята проверяют свои ответы (слайд № 8).

Физкультминутка

https://www.youtube.com/watch?v=OmAb8xZUJMg

Отдохнули? Продолжаем урок. Сейчас мы решим задачи на применение десятичных и обыкновенных дробей.

№2. Человек продавал яблоки. Первый покупатель купил половину всех яблок и еще 15 штук, второй покупатель купил 3/5 остатка и последние 10 штук. Сколько яблок было у продавца?

Как будем решать задачу? Учащиеся предлагают разные способы решения задачи. Вызывается ученик к доске, он решает задачу своим способом, с объяснением (слайд №11).

№3. Средний возраст 7 гномов равен 284 года. Если к ним приходит в гости Белоснежка, то средний возраст компании становится 250,25 лет. Сколько лет Белоснежке?

Ребята рассуждают над задачей, ставят различные вопросы по условию задачи, решают задачу. Проверка решения и ответ задачи (слайд № 13).

Следующее задание. Ребята работают самостоятельно.

№4. Найдите ошибки и запишите правильное решение.

Задание

Правильные ответы

1,083 · 0,5 = 5415

0,5415

12,25 · 3 = 3675

36,75

0,12 : 8 = 0,15

0,015

20,15 : 5 = 4,3

4,03

«Время истекло, сейчас передаем свою тетрадь соседу по парте и проверяем правильность решения задания (слайд № 15) и ставим оценку:

Моментальный учет знаний.

  • все верно - «5»
  • одна ошибка - «4»;
  • две ошибки «3».

Пока вы решали задание №4, я проверила листочки команд,

  • победила команда №… все члены команды получают оценку «5»;
  • оценка «4» у команды №…,
  • команда №… - слабо справилась с заданием.

Рефлексия:

  • Ребята, что нового вы сегодня узнали?
  • Какие затруднения были при работе?
  • Какие цели вы ставили перед собой?
  • Что вы использовали для достижения цели?

Подведем итоги урока.

Домашнее задание:

Задача №1. Из двух пунктов, расстояние между которыми 17,5 км, выехали одновременно 2 велосипедиста навстречу друг другу. Один из них сделал остановку, и поэтому при встрече оказалось, что о проехал в 1,5 раза меньше, чем другой. Какое расстояние проехал каждый велосипедист до встречи?

Следующая задача на смекалку.

Такие задачи имеются в КИМах ЕГЭ базового уровня №21.

Попробуйте ее решить, а завтра на уроке ее разберем.

Задача №2. Из книги выпало несколько листов, идущих подряд. Первая страница выпавшего курса имеет номер 387, а номер последнего состоит из тех же цифр, но записанных в обратном порядке. Сколько листов выпало из книги?

Задание №3. Дидактический материал стр.70, № 7.1а. Решить пример, состоящий из обыкновенных и десятичных дробей (такие примеры имеются в КИМах по математике ОГЭ и ЕГЭ (база).

Ребята, урок окончен.

Всем спасибо!