Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: семейные ценности


Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Для ребенка семья - это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Именно семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, расширяет его индивидуальный опыт.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом его семьи, но и представителем эмоционального и благополучного, всестороннего развития каждого ребенка в семье, гуманного и доброжелательного отношения друг к другу в семье. Воспитывается интерес к жизни и общественной деятельности взрослого. В семье дается представление о том, что папа проявляет заботу о семье, папа умеет все: управлять машиной, перевозить грузы и людей - он шофер в своей семье, формируется уважение к папе.

Во 2 младшей группе мы часто проводим беседы «Моя семья», «Мои мама и папа» (расширение представления детей о родителях), «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член семьи. Играем в различные дидактические игры: «Кто для кого кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье), «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными). Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи - братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу). Объяснение пословиц и поговорок о семье. Ситуативный разговор «Как поиграть тихо, если кто-то в семье отдыхает», проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел», рисуем на тему «Моя семья».

Воспитательная ценность данных форм работы заключалась в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связей между членами семьи, действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям. У детей дошкольного возраста на первом месте - игра. В игре находят выражение основные потребности дошкольников, включающие стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых. Остановимся на сюжетно-ролевой игре. Ее основой выступает мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и действует в соответствии с ней в созданной им игровой обстановке.

Наиболее распространенными в самостоятельной игре детей - это сюжеты, связанные с воспроизведением семейного быта и действий мамы. Самые любимые - «Дочки-матери», «Семья». Изображая взрослых, дети передают обычно те отношения, которые наблюдают в домашней обстановке. Они бывают доброжелательными, заботливыми, понимающими или деструктивными, дисгармоничными, конфликтными. В сюжетно-ролевых играх девочек отражаются семейные ценности материнства и родительства. Любимой ролью девочек часто оказывается роль мамы, которая заботится о детях и близких. Девочки используют игровое оборудование, представляющее собой аналоги предметов мира взрослых: посуду, муляжи продуктов, мебель, предметы бытовой техники и др. Ролевые действия девочек более ориентированы на семейные ценности. Они трудятся по дому, ухаживают за детьми, чаще дочкой, готовят еду, кормят и гуляют с ребенком, помогают справиться с каким-либо делом, лечат, организуют досуг. Анализ наблюдений за сюжетно-ролевыми играми позволяет сделать вывод о том, что дети в семьях чаще видят активность мамы в плане организации свободного времени ребенка.

Мамы оказываются более включенными в совместную деятельность с ребенком, занимая активную позицию при проведении досуга. Важно отметить и то, что в игре дети также передают довольно сложные, в том числе конфликтные отношения, проигрывают нежелательные модели поведения. Девочки нередко стремятся доминировать в игре. В некоторых случаях девочки в игре чем-то обеспокоены, голос властный, командный. Они изображают себя в роли хозяйки дома. Часто телефон зажат между ухом и плечом. В этот момент готовят еду или моют посуду».

Взгляд на сюжетно-ролевую игру дошкольников позволяет увидеть некоторые черты современного отцовства, его качество и проблемы. Приняв на себя роль папы, мальчики порой затруднялись в ее разыгрывании. Иногда они смущались и убегали. Лишь отдельные мальчики изображали ответственных, заботливых и рефлексирующих отцов. Например, в игре они предлагали покатать коляску с ребенком или увести «малыша» и «маму» в больницу. В случаях, когда мальчики в игре принимали на себя роль папы (что случалось очень редко), они выражали готовность «включить мультфильмы» своему ребенку или разрешали «поиграть немного на компьютере». Охотнее они принимали роль «сыночка», который готов помогать маме на кухне или по дому, т.е. копировали поведение мамы, а не папы.

К сожалению, в современном мире, родители зачастую само устранены от воспитательного процесса, что связывается с необходимостью бороться за выживание - зарабатывать деньги. Родители утратили воспитательные навыки и привыкли перекладывать ответственность за судьбу детей на дошкольное учреждение. Многие родители испытывают дефицит свободного времени для общения и совместных занятий с ребенком. Включенность родителей в напряженную профессиональную деятельность не позволяет уделять необходимого внимания своим детям. Современная женщина играет в общественной жизни значимую роль, она часто оказывается занятой работой, и это накладывает заметный отпечаток на формирующийся у девочек образ женщины-мамы. Хотелось бы отметить, что современные игрушки и мультфильмы проявляются в знании нравственной нормы и отсутствии ориентации на нее в своем реальном поведении. Наблюдения показали, что в играх дошкольники часто передают образы героев мультфильмов. Сегодня это - человек-паук, трансформеры, феи и т.д.

Рассматривая механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, Е.И.Ишкова отмечает, что в них зачастую присутствует совершенно недетское содержание. Дошкольники подражают своим любимым героям в сюжетно-ролевых играх, моделируют и усваивают ценности совершенно чуждые семейно-бытовой культуре. Не лучше в этом плане складывается ситуация с современными игрушками. Некоторые современные игрушки не способны демонстрировать семейный уклад жизни. При изобилии игрушек их воспитательный потенциал низок. По мнению Е.О.Смирновой, современная игрушка порой сводит игровую задачу, игровые действия, развитие воображения к минимуму. Часто игрушки ориентированы на индивидуальное пользование. Интерактивные игрушки способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств, навязывают отрицательные сюжеты либо не развивают сюжетной линии вообще.