Цель: раскрытие основ драматургии в музыкальном творчестве, через углубление знаний об опере «Иван Сусанин» М.И.Глинка.
Задачи урока:
- углубить знания об оперном спектакле, понять его драматургию на основе взаимосвязи происходящих в нем явлений и событий, переданных интонационным языком музыки;
- выразить личностное отношение к музыке,
- актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
- проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Ход урока
I. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок, на рабочий лад
II. Введение в тему урока
*Слушание фрагмента Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Кто автор? (Слайд 1)
Сегодня мы обратимся к музыке М.И.Глинки и познакомимся с еще одной оперой этого композитора - оперой «Иван Сусанин». Она считается первой русской национальной оперой. Но сначала о самом композиторе… (Слайд 2)
М.И.Глинка (1804-1857) гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки оперной и симфонической.
Современник событий Отечественной войны 1812 года, Глинка в своей патриотической опере «Иван Сусанин» показал великую роль народа в истории родной страны. (Слайд 3)
Родился Глинка в 1804 году 20 мая. Первые годы жизни провёл в имении отца, капитана в отставке.
В домашнем быту, у родных Глинки, часто звучала музыка, а у дяди был хороший оркестр, состоящий из крепостных музыкантов.
Всякий приезд оркестра был для мальчика праздником. Со скрипкой или флейтой он присаживался к музыкантам и по слуху играл с ними. (Слайд 4)
Но полностью посвятить себя музыке ему удаётся только спустя много лет (21год). До этого он учился в Благородном пансионе в Петербурге при главном педагогическом институте, а по окончании пансиона поступает на службу в ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его и, покончив с ведомством, он полностью посвящает себя музыке и композиции. Много произведений написано М.И.Глинкой. Среди них: фортепианные пьесы, романсы, оркестровые произведения, произведения для отдельных инструментов и оперы. (Слайд 5)
Истоки музыки Глинка уходят своими корнями в русское народное творчество. Любовью к Родине, её народу, русской природе проникнуты лучшие его произведения.
III. Повторение пройденного материала
- Где можно увидеть оперу? (в оперном театре)
- Что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все поют. Это вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия.)
- Как с итальянского переводится слово «опера»? (сочинение или труд)
- В какой стране впервые возникли оперные спектакли? (Италия.)
- Какие бывают разновидности опер? (эпические, лирические, комические, драматические)
- Этапы сценического действия в драме? (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)
- В музыкальной драме особую роль играет…..? (конфликт.)
- Как называется литературная основа оперы? (Либретто.)
- Обычно опера открывается вступлением, которое называется….? (Увертюра.)
- А для чего она нужна в опере? (Чтобы увлечь и заинтересовать зрителя, приковать внимание к тому, что сейчас будет происходить на сцене.)
- А кто ее исполняет? (Симфонический оркестр.)
*Слушаем Увертюру оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки
(Слайд 6)
В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польских интервентов на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. (Слайд 7)
Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.
Опера состоит из четырех действий с эпилогом. (Слайд 8)
Познакомимся с главными действующими лицами оперы:
- Иван Сусанин, крестьянин села Домнина,
- Антонида (его дочь),
- Ваня (приемный сын Сусанина),
- Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.
Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых - Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. "Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: "Нынче не до свадеб. Время боевое!" (Слайд 9)
Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда.
В отличие от русского народа, поляки в опере представлены обобщенно, с помощью ярких эффектных танцевальных жанров (полонез, краковяк, вальс, мазурка).
Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное веселье возобновляется.
*Слушаем Полонез из II действия
(Слайд 10)
Действие третье В семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.
*Слушаем Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…»
(Слайд 11)
Действие четвертое. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Сцена в лесу - гибель Сусанина - становится трагической кульминацией. Она открывается хором поляков, а на контрасте звучит речитатив и Ария Сусанина.
(Слайд 12) *Смотрим видеоролик из оперы - Речитатив и Ария Ивана Сусанина
Поляки допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.
(Слайд 13)
Эпилог. Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же - Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: "Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин". Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.
(Слайд 14)
*Смотрим видеоролик - заключительный хор «Славься!»
(Слайд 15)
IV. Итог урока. Рефлексия
Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.
Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.
Главный герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество и жертвует своей жизнью, не выдав польско-литовским войскам место пребывания первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Не зря другое название этой оперы «Жизнь за царя».
Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
Распевание.
Разучивание песни «Вперед, Россия!» (исп. О.Газманов) Перед разучиванием обсудить с учащимися, почему во вступлении этой песни звучит уже знакомый им мотив - музыкальная тема из заключительного хора «Славься!».