Цель: формирование умения считать в прямом и обратном порядке до 5.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать умение воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.
- Учить счёту в прямом и обратном порядке до 5.
- Способствовать закреплению умения отвечать на вопросы: «Который по счёту?», «На каком месте?».
- Учить различать цифры и соотносить их с количеством.
Развивающие задачи:
- Развивать умения сравнивать.
- Способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, памяти, мышления.
Воспитывающие задачи:
- Способствовать установлению добрых отношений между детьми, способствовать формированию уважительного отношения дошкольников к мнению друг друга, налаживать контакты;
- Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: Цифры от 1 до 5, картинки с изображением диких животных.
- Раздаточный материал: Карточки с цифрами, карточки с кружками, грибочки, прищепки, скрепки, линейки с большими цифрами, веер с цифрами, шаблоны божьей коровки, жёлтого круга.
Ход занятия
I. Оргмомент
На пол положены вырезанные из картона следы правой и левой ноги, дети заходят в кабинет наступая на следы считают 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, затем встают в круг:
Игра с мячом «Математическая зарядка»
-назови соседей у цифры 2 («1 и 3», 1 с какой стороны?, 3 с какой стороны?)
-посчитай от 2 до 5
-повтори ряд 2 3 4
-назови соседей у цифры 4
-посчитай от 5 до 1
-повтори ряд 3 4 5
-назови соседей у цифры 3
-что больше 1 или 3
-повтори ряд 3 2 1
-что меньше 4 или 2
После этого дети присаживаются на стульчики.
II. Основная часть
Педагог на доске выстраивает цифровой ряд до 5.
Дети раскладывают перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5 и называют их по порядку.
- От 1 до 5, как называется счёт?, а от 5 до 1, как называется счёт?, а почему он называется обратный? (ответы детей).
- Выложите цифровой ряд из цифр от 2 до 5, от 1 до 4, от 5 до 1.
1. Игра «Назови пропущенную цифру»
Педагог считает для каждого ребёнка от 1 до 5, пропуская одну цифру. Ребёнок должен назвать пропущенную цифру.
2. Игра « Кружки»
- Ребята, вам задание, я показываю карточку с кружками, а вы должны посчитать и подобрать соответствующую цифру, теперь наоборот, детям раздаются карточки с кружками, какую цифру покажу, столько должно быть кружков у вас на карточке.
3. Игра «Волшебный молоточек»
- Сейчас послушаем «Волшебный молоточек», закрывайте глазки, я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете сколько раз ударил молоточек.
- Теперь задание посложнее, будьте внимательными, дети выставляют перед собой 5 грибочков. Сколько раз ударит молоточек, вы должны на один грибочек поставить меньше, чем ударов, а затем на один больше поставить, чем ударов.
4. Физкультурная минутка
Наш гусак привык к порядку,
Утром делает зарядку,
Для начала бег на месте,
Руки врозь, лопатки вместе,
Есть зарядка для хвоста,
А потом бултых с моста.
5. Игра «Который по счёту»
На доске выставлены картинки с изображением диких животных: лиса, медведь, белка, заяц, волк.
- Какая по счёту лиса? (медведь, белка, заяц, волк)
- На каком месте лиса? (медведь, белка, заяц, волк)
6. Игра на внимание
- Хлопните в ладоши, когда услышите слова два: два медведя, два зайца, одна белка, два волка, пять медведей, три зайца, четыре лисы…..( стихотворение про цифру 2):
«Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.»
7. Игра «Божья коровка»
- Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: Божья коровка.
- Да, похожа. Вот только чего- то у неё не хватает?
Дети: Лапок.
- Конечно. Давайте сделаем лапки из прищепок.
(Дети выполняют задание дефектолога)
- А теперь посчитаем, сколько лапок?
Дети: 4.
- Правильно, а теперь давайте вспомним стихотворение про цифру 4:
«За тремя идёт четыре
Острый локоть оттопыря.»
8. Игра: Весёлое солнышко»
- Наше солнышко потеряло свои лучики. Давайте поможем солнышку снова ярко засветить. Сделаем 5 лучиков из весёлых скрепок и вспомним стихотворение про цифру 5.
«А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.»
9. Игра с «Волшебным веером»
- Ребята, я буду показывать цифру на веере, а вы должны прохлопать, какая цифра, столько раз хлопнуть в ладоши.
III. Итог
Обобщающие вопросы по теме занятия.