Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Школа для Буратино»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить отсчитывать указанное количество предметов и располагать на плоскости по указанию воспитателя.
  • Упражнять в количественном счете/ до 10/ в прямом и обратном порядке; в соотнесении цифры к определенному количеству предметов, в сравнении чисел.
  • Закреплять умение располагать 3 предмета в указанном порядке; знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление при решении занимательных задач и небылиц, внимание, воображение, слуховую и зрительную память.
  • Развивать речь: правильно согласовывать порядковые и количественные числительные с существительными.
  • Правильно формулировать ответы на вопросы, активизировать словарь за счет новых математических терминов, различать понятия «форма и геометрические фигуры»

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки учебной деятельности, интерес к математике, готовности помочь товарищу в беде.

Оборудование и материал:

  • игрушка Буратино;
  • книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Арифметика»;
  • карточки с занимательными вопросами и стихами;
  • исловые карточки (от 1 до 10);
  • карточки с цифрами (по количеству детей);
  • плоскостные предметы (белка, заяц, еж);
  • забавные человечки из геометрических фигур и их дома;
  • карточки с изображением предметов из геометрических фигур.

Раздаточный материал:

  • плоскостные предметы орехи, шишки, морковки, яблоки по 10 штук;
  • геометрические фигуры разного размера.

Ход занятия

(не привлекая внимания детей, усаживаю на стульчик Буратино, кладу книгу «Арифметика»)

- Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, у нас гость. Кто это? (Буратино)

- Из какой сказки он к нам пришел? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

- Ребята, вы уже знаете, что с Буратино всегда происходят какие-то приключения и истории. А как вы думаете, почему? (непослушный, невоспитанный, проказник, не хотел учиться).

- Давайте вспомним, как Мальвина учила Буратино арифметике (прочитать отрывок от слов «…положите руки перед собой…», до слов «…у вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка»)

- Ребята, Буратино очень стыдно, за то, что он не умеет считать. Ему обязательно надо помочь. А давайте пригласим Буратино к нам на занятие, тем более, что у нас сейчас математика. Я предлагаю вам поиграть в школу.

Часть 1. Интеллектуальная разминка

1.Сколько хвостов у 5 коров?

2.Сколько лап у 2 гусей?

3.Сколько ушей у каждого человека?

4.Сколько пальцев на одной руке?

5.Сколько углов у квадрата?

6.Сколько сторон у треугольника?

7.Сколько дней в недели?

8.Назови выходные дни?

9.Назови любые три месяца?

10.Назови число, следующее за числом 5.

11.Как называются все фигуры с 4-мя углами?

Часть 2. Д/у «Исправь ошибку»

(Работа у фланелеграфа. Расположить в один вертикальный ряд числовые карточки, а рядом цифры. Цифра неправильно показывает
количество предметов)

- Ребята, я попросила Буратино посчитать предметы на карточках и

подобрать соответствующую цифру. Посмотрите правильно ли он выполнил задание? (Нет)

- Давайте исправим ошибки (дети выполняют задание и объясняют)

- Нет, Буратино не может понять, как вы считаете предметы.

Часть 3. Д/у «Отсчитай и разложи»

- Пройдите за столы. Следующее задание будет таким: мы будем отсчитывать указанное количество предметов.

- Слушайте внимательно первое задание:

- Отсчитайте 7 морковок и разложите их вдоль верхнего края карточки.

(кто-то из детей выполняет задание у фланелеграфа)

- Проверь. Считай громко и правильно, чтобы Буратино слышал. (1,2,3,… всего 7 морковок)

- Где ты разложил морковки? (Вверху или вдоль верхнего края)

- Второе задание: Отсчитайте шишек на одну меньше, чем морковок

И разложите их вдоль нижнего края фланелеграфа. (Вопросы те же)

- Следующее задание:

- Отсчитайте 8 орехов и положите их вдоль левой стороны фланелеграфа. (вопросы те же)

- И последнее задание: отсчитайте яблок на одно меньше, чем орехов и разложи их вдоль правой стороны карточки.

- Сколько ты отсчитал яблок? (7)

- Чего меньше всего? (шишек)

- Чего поровну? (морковок и яблок)

- По сколько их? (6)

- Как об этом можно сказать по-другому? (яблок и морковок одинаковое количество; морковок столько, сколько яблок…)

Часть 4. Д/у «Расставь по порядку»

- Ребята, расскажите Буратино, кто из лесных жителей питается тем, что мы сейчас раскладывали? (белки, зайцы, ежи)

- Верно. Да вот и они заглянули к нам. Найдите их на пейзажном панно, и поставьте в том порядке, как я скажу.

(Ребенок находит на пейзажном панно плоскостное изображение и прикрепляет на фланелеграф)

- В каком порядке ты расставил животных? (первым зайца, вторым ежа…)

«Все довольны угощеньем,
Вам спасибо говорят…»

- И Буратино доволен, он понял, как надо правильно считать.

Часть 5. «Найди пару»

- Ребята, подойдите к сенсорной подвеске и снимите любой конверт. (В конвертах числовые карточки и цифры) Во время ударов в бубен вы передвигаетесь по группе и присматриваетесь к карточкам друг друга. По сигналу « Найди пару», цифра должна найти свою числовую фигуру. После того как пары нашлись, вы должны взяться за руки и поднять карточки вверх.

Часть 6. Д/у «Найди домик»

- Ребята, пока мы играли, Буратино куда-то пропал. Куда же он девался?

- Книга… может она подскажет?

(Книга открыта на страницах, где нарисованы геометрические фигуры)

- Я догадалась - он отправился в город Необыкновенных Человечков. А

Почему он так называется, вы узнаете, побывав в нем.

- Полетим в город Необыкновенных Человечков?

- Закройте глаза и считайте вполголоса в обратном порядке: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 (в это время расставляю карточки с изображением домов и человечков из геометрических фигур и Буратино)

- Вот мы и прилетели. Откройте глаза.

- Буратино, ты уже здесь?

- Кто это, ты знаешь? (нет)

-Это жители города, в котором мы оказались.

- Они все разные, но у них есть что-то общее. Буратино пытается догадаться, но…

- Ребята, что у них общего? Из чего они состоят? (из геометрических фигур)

- Из каких фигур состоит этот человек? (из треугольников)

- Сколько треугольников вы насчитали? (рассматривают всех человечков, вопросы повторяются)

- В каких домах живут эти человечки? (дома тоже состоят из геометрических фигур)

- А человечки-то, малыши, потому что они потерялись и никак не могут найти свои дома. Придется им помочь.

- Где живет этот человек? (показываю)

- Вы должны сказать, в каком доме он живет и где находится этот дом.

- Послушайте, как я расскажу. Этот человек живет в квадратном доме с квадратной крышей, квадратной трубой, квадратным окном. А находится этот дом в правом верхнем углу панно.

- Повтори, Сережа.

(последовательно помогаем всем человечкам).

Часть 7. Д/у «Составь картинку»

- Ой, как интересно, - говорит Буратино, - оказывается из геометрических фигур можно составить изображение разных предметов.

- Да, и ребята тебе сейчас покажут, как из геометрических фигур составить разные картинки. Я буду показывать карточку с предметом, а вы составляете изображение. (Работа с танграмом)

- Молодцы! Пора нам обратно.

Часть 8. «Небылицы»

- Ребята, а вернуться обратно не так просто. Город- то необыкновенный.

И все здесь не так, как у нас. Вот разберемся с небылицами - тогда и дома окажемся.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу
Поздней осенью медведь
Любит в речки посидеть
А весной среди ветвей
« Га- га-га» пел соловей
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
(Л.Станчева «Это правда или нет»)

Итог занятия

- Отлично, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями, а значит, показали Буратино, как надо учиться в школе. Чему вы учили сегодня Буратино? (считать, сравнивать числа, отсчитывать, раскладывать…) Буратино многому научился. Теперь он самостоятельно сможет заниматься по своей книге.

Список литературы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Методические рекомендации и календарно-тематическое планирование. - М.: Дрофа, 2018.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Мир чисел и фигур: пособие для детей 6-7 лет. - М.: Дрофа, 2017.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Образовательная программа дошкольного образования «Ступеньки к школе». - М.: Дрофа, 2018.
  4. Нестеренко В.Д., 500 весёлых стихов и небылиц для детей. - ТЦ Сфера, 2022.