Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Для современной молодежи сегодня открыты все возможности доступа к различным источникам информации, и главная задача уметь правильно в ней ориентироваться, чего они не всегда умеют делать. Поэтому необходимо правильно организовать воспитательный процесс, направленный на формирование чувства патриотизма. С 1 января 2021 года реализуется новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Его реализация осуществляется в рамках национального проекта "Образование" до 2024 года.
Цель проекта: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания. В проекте происходит усиление воспитательной компоненты в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием).
Таким образом, патриотизм можно рассматривать как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине, характеризующееся привязанностью к месту рождения и (или) проживания, причастностью к истории и культуре своего народа, осознанием гражданской ответственности, основанной на традиционных семейных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотическое воспитание можно определить как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству. /1 с 15/
Любовь к Родине может выражаться различными способами. В числе самых популярных - путешествия, тщательное изучение культуры, традиций. Однако, для того чтобы путешествовать, необходимы время, силы, финансовые возможности. Куда проще влюбить себя в родину путем посткроссинга.
Посткроссинг - это обмен открытками между случайно выбранными людьми со всего мира, страны. В 2005 году студенты-программисты из Португалии Пауло Магальяйнс и Ана Кампос создали инновационный проект, в котором люди обмениваются открытками. Идея студентам пришла после знакомства с буккроссингом - это когда книги оставляются в каких-то общественных местах, чтобы другие люди могли прочесть их. Значение слова "посткроссинг" происходит от слияния двух английских слов: «почта» и «обмен». Обычно в посткроссинг приходят люди, которые не столько скучают по бумажным посланиям, сколько хотят узнать что-то новое. На открытках можно увидеть места, о которых адресат даже не слышал, животных, не встречавшихся ни в одном учебнике, какие-то сказочные сюжеты, захватывающие дух своей реалистичностью, мотивационные послания.
Я пока начинающий посткроссер, для себя я открыла его в августе 2022 года, обмениваясь открытками с такими же учителями в сообществе «ФКР-посткроссинг», живущими на огромной территории России. Этим хобби я понемногу «заражаю» своих учеников. В современном мире, когда сообщение можно отправить и получить за секунду, да и любую картинку с изображением достопримечательности можно отыскать на просторах Интернета, какое счастье получить небольшую открытку, письмо с ней откуда-то с другого конца страны. А потом рассматривать и читать это живое послание.
Мы дружим с ребятами из г. Бузулук, из поселка Иглино, республика Башкортостан, обмениваемся с ними письмами и открытками. Все вместе читаем их, рассматриваем, узнаем об их жизни, занятиях. Конечно, писать письма, подписывать открытки нужно учиться.
Вместе с детьми мы участвовали в акции, которую организовывала почта России, отправляя открытки в разные города, в которых живут наши сверстники по Всероссийскому проекту «Дружба классами».
А на первое октября, «День мудрых», мы готовили открытки своими руками, подписывали, рассылая их незнакомым пожилым людям по адресам в разные уголки страны, кроме того подписывали открытки и своим бабушкам и дедушкам, а как же было приятно детям, получать слова благодарности. Мы радуемся вместе с ними, и еще неизвестно, кто больше счастлив, тот, кто написал, или тот, кто получил. Наверное, в этом случае радость обоюдная.
На день народного единства, мы получили открытки от ребят из г. Мценск Орловской области, сейчас в преддверии новогодних праздников готовим свои поздравления сверстникам по проекту «Дружба классами».
Не пропустили Всероссийскую акцию «Письмо солдату». Вместе с письмами ребята посылали и самодельные открытки.
На праздничном мероприятии для мам, мы тоже приготовили сюрпризы: открытка, выполненная своими руками и письмо. Мы знаем, сколько бы ни прошло времени, мамы будут хранить, и перечитывать эти «живые» строки.
В кабинете мы оформили стенд «Открытки объединяют» у нас разные открытки, открытки к праздникам, мотивационные, открытки с достопримечательностями. Их мы рассматриваем более тщательно. Если это города, то обязательно смотрим на карту, как далеко от нас он находится, его описание, достопримечательности, особенности. Если памятник, рассматриваем историю создания. Это помогает развивать интерес к географии, прикоснуться к истории страны, людям, которые делали и продолжают делать историю.
Поэтому на вопрос о понятии «посткроссинг», что это такое, можно ответить - это уникальный способ стать ближе с людьми всей страны, а может быть и мира.
Таким образом, ценность посткроссинга с точки зрения воспитательного воздействия в формировании патриотического воспитания огромна. Ребята практикуются в описании и написании рассказов о достопримечательностях родного края, получая сообщения с описанием исторических мест, учатся уважать культурное достояние страны. Каждый ученик старается подобрать открытку с видами родных уголков, чтобы почувствовать гордость за свою малую родину.
«Посткроссинг» - это занятие расширяет кругозор, развивает мотивацию, способствует сближению людей.
1. Елкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» //Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1. С .14-16.