Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функционально грамотный человек - человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»
Элвин Тоффлер, американский философ, социолог и футуролог сказал следующее: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.»
В основных работах Тоффлера приводится тезис:
Человечество переходит к новой технологической революции (сверхиндустриальной). На смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного или постиндустриального общества.
Способы формирования глобальных компетенций на уроках английского языка
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
- активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
- учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей - следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество
В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие различных способностей и рассматриваются как:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения, или пола;
- способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.
Иностранный язык - едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить.
Читательская грамотность (и смысловое чтение как её составляющая) была основным направлением в международном исследовании PISA в 2018г.
Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста).
Задание по формулированию вопросов, представляющих личный интерес учеников, способствует развитию как мотивации, так и критического мышления.
В плане развития функциональной грамотности интерес и важность представляет работа над несплошными текстами, которые сочетают в себе несколько источников информации, с которыми обучающиеся часто встречаются в реальной жизни: графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты, планы помещений/местности и т.п. Выполняя предложенные задания (см. ниже примеры), обучающиеся развивают умение вычитывать явную информацию и подтекст, самостоятельно создавать несплошные тексты.
На уроках английского языка крайне важно осуществлять работу с несплошными, поскольку это позволяет учащемуся научиться критически мыслить, способствует развитию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). Ученикам можно предложить одно из самых привычных нам заданий - например, создать текст на основе несплошного текста. Задача ученика - составить связный сплошной текст на основе извлеченной информации.
Таким образом, чтобы ученикам было проще понимать задание и несплошные тексты в целом, можно предложить следующий алгоритм работы:
- Определите, какой вид несплошного текста перед вами? (анкета, билет, таблица, схема, карта, рисунок и т.д.)
- Как называется текст? (при наличии)
- Предположите, о чем будет идти речь в тексте, исходя из названия.
- Извлеките явную информацию.
Следуя подобному алгоритму работы с несплошными текстами в деятельности учеников будут наблюдаться положительные результаты, поскольку при систематической работе повышается способность к успешному решению учебно-практических задач.
При систематической работе с несплошными текстами повышается способность учеников к решению учебно-познавательных задач, к использованию несплошных текстов как опоры при аргументированном высказывании.
Данная диаграмма используется как опора для устной речи, предваряющей работу с тематическим текстом. Таким образом организовано сопоставление учеником личного опыта с обобщенным опытом как этап развития мировоззрения, личностной позиции - в данном случае при формировании экологической культуры.
Следующий рассматриваемый важный момент - формирование умения управления своим поведением как одной из глобальных компетенций. Важность этого аспекта в школьном обучении подтверждает факт того, что глобальные компетенции были введены как новое направление в международное исследование PISA в 2018г.
При умелой организации и благоприятной атмосфере урока эти задания требуют от учеников вербализации элементарного личностного самоанализа и постановки задач саморазвития. Обучающийся уходит с урока личностно обогащенным для реальной жизни, безотносительно иностранного языка.
Данный УМК также способствует освоению тематических функциональных диалогов в реальных ситуациях общения: отработка клише, работа с текстом (диалог-модель), самостоятельное составление и инсценирование диалога по данной ситуации, что обеспечивает освоение как речевого, так и неречевого поведения.
Один из новых параметров тестирования международного исследования PISA является осведомленность школьников о глобальных тенденциях развития. Здесь английский язык как учебный предмет трудно переоценить. Например, при опросе школьников, на каких уроках они чаще всего обсуждают проблемы экологии и личной ответственности каждого в этом аспекте, ответ очевиден: на уроках иностранного языка.
Одним из наиболее эффективных способов работы с информационными потоками в эпоху цифровизации может служить инфографика. Инфогра́фика (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός - письменный, от γράφω - пишу) - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.
Информационная графика представляет собой способ подачи разного рода информации с целью быстрого и четкого преподнесения сложно структурированной информации. Иными словами, инфографика является картинкой, на которой с помощью структурированного текста и различных изображений размещается отобранная информация. Визуально инфографика может быть диаграммой, эмблемой, схемой, ментальной картой, картой, списком или коллажем.
Невозможно не согласиться, что инфографика является развивающийся формой педагогического информационного дизайна. Инфографика реализует один из ведущих дидактических принципов - принцип наглядности, а также может являться не только результатом продуктивной деятельности учителя, но и обучающихся в случае, если инфографики разрабатываются ими самостоятельно в формате проектной деятельности.
Показателем того, что инфографика актуальна для студентов и школьников является то, что в социальных сетях она вызывает активный отклик, информацией-картинкой делятся гораздо чаще, чем текстом.
Рост популярности инфографики заставляет нас обратить на нее внимание с точки зрения преподавания иностранных языков.
Инфографика - это визуальная подача разнообразной текстовой, статистической информации, например:
Подобная визуальная подача информации усваивается быстрее, чем при чтении обычного текста, ввиду ее четкой организации, небольшого объема, визуализации деталей и привлекательности подачи.
Использование инфографики как инструмента визуализации учебной информации на занятиях по иностранному языку особенно актуально, потому что овладение языком всегда подразумевает запоминание многочисленных иноязычных лексических единиц, устойчивых сочетаний, фразеологизмов, конструкций, оборотов, а также терминов для освоения иностранным языком для специальных целей.
Можно выделить следующие преимущества использования элементов этой технологии на уроках:
- большее количество информации
- богатый лексический материал, активный вокабуляр
- легкое восприятие информации
- решение большого количества задач.
- развитие визуальной грамотности учащихся.
- обучение детей критичному отношению к источникам информации.
По формату выделяют статичную инфографику, видео-инфографику и интерактивную инфографику.
По подаче данных можно выделить инфографику-сравнение, инструкции, схемы, карты и ленты времени.
Нет смысла в пассивном созерцании инфографики. Требуется предварительная демонстрация алгоритма действий по визуальным опорам, следует показать обучающимся, какая информация зашифрована на схеме или плане и как разворачивать опоры в целые предложения. Вокруг подходящего материала нужно построить занятие.
Рассмотрим варианты заданий с использованием инфографики в процессе обучения иностранному языку.
- Найти в предложенной инфографике 5-10 интересных фактов по заданной теме. Проверить некоторые из них на истинность (найти подтверждение им в иных источниках).
- Составить монологическое высказывание по теме, используя инфографику.
- Составить тест по приведенной информации для проверки понимания другими учащимися.
- Использовать инфографику для прогнозирования темы, целей и содержания будущего занятия;
- Актуализировать уже изученную лексику по теме с опорой на инфографику;
- Использовать инфографику как визуальную опору для понимания содержания текста на чтение или аудирование;
- Создать инфографику, основанную на тексте, который они только что прочитали.
- Дополнить тот или иной вид инфографики, применяя предшествующие знания или дополнительную информацию из текста на чтение или аудирование;
- Читать информацию, представленную в инфографике и соотносить ее с фотоизображениями; Сравнить информацию, приведенную в инфографике, с ответами на те же вопросы в группе;
- Создавать инфографику с ключевыми словами по теме.
- Составить карту связей слов, посвященных определенным темам, и добавить к ним изображения.
- Создать инфографику о временах глаголов и включить в нее прямые времени, иллюстрации, правила, посвященные форме и произношению.
- Разделить студентов на две группы, показать графику сравнения и предложить аргументировано защищать противоположные точки зрения.
- Предложить составить визуальное резюме.
Вокруг подходящего материала нужно построить занятие. Следующие задания подойдут для большей части инфографики:
- Найти в инфографике 5-10 интересных фактов.
- Проверить некоторые из них на истинность (найти подтверждение им в иных источниках).
- Сделать краткий устный отчет, используя инфографику.
- Составить тест по приведенной информации для проверки понимания другими учащимися.
- Ответить на вопрос: «Что именно удивило вас большего всего в данной инфографике?»
Использование инфографики не ограничивается только работой с навыками восприятия: существует достаточное количество инструментов для создания собственных.
Учащимся можно предложить следующие задания, связанные с подготовкой инфографики:
- Попросите их создать инфографику, основанную на тексте, который они только что прочитали.
- Попросите учащихся перевести статистические данные из какого-либо текста в формат инфографики. Это можно применить к какому-либо опросу в классе или к информации из делового журнала
- Дайте задание составить карту связей слов, посвященных определенным темам, и добавить к ним изображения.
- Можно создать инфографику о временах глаголов и включить в нее прямые времени, иллюстрации, правила, посвященные форме и произношению.
Использование инфографики реализует такие образовательные задачи, как сбор информации, осмысление, выделение важного и второстепенного, переработка и перевод ее из одного вида в другой, что соответствует требованиям ФГОС.
Хорошая инфографика должна быть большой, четкой и кликабельной, чтобы ее можно было развернуть на весь экран. Текст нужно размещать просторно и в тоже время неограниченно. Стоит уделять особое внимание дизайну. Для этого используйте указатели, графические эффекты, геометрические фигуры. Правильно составленная инфографика не требует дополнительного описания и толкования.
Если тема позволяет, то не стоит упускать возможность использовать что-то смешное и веселое. Как правило, картинки с забавными изображениями и шуточным текстом пользуются большей популярностью.