Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего образования, и основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию ложится на плечи учителя начальных классов.
Какие же умения и качества нужны человеку 21 века? Современный человек должен быть готовым жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС, утвержденного приказом МП РФ №286 от 31 мая 2021 года.
Недостатки начального образования сегодня: школьники не умеют высказывать предположения, строить доказательства, недостаточно владеют смысловым чтением, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, не справляются с задачами на интерпретацию информации и у них недостаточно сформировано умение работать с моделями. Что делать? Нужно переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно- познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Нужно на уроке работать с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма), работать с реальными данными, величинами и единицами измерений. Обязательно поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта.
Функциональная грамотность школьников стала важным показателем качества образования. Россия стремится выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, таких как PISA или PIRLS.…Учителю начальных классов нужно включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс, активно разрабатывать «PISA-подобные» задания. Каждая образовательная область учебного плана должна участвовать в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Очень актуальна тема организации оценки функциональной грамотности. Ведь для того, чтобы правильно формировать, нужно знать, как и над чем работать. Хочу поделиться опытом применения внешней (независимой) оценки качества образования, которую активно используем в начальной школе.
Первый раз серьезно нас это коснулось в 2015 году. Тогда наша начальная школа участвовала впервые в Национальном исследовании качества образования (НИКО). Участниками стали 11 школ Чувашской Республики, из них 2 школы города Чебоксары. Исследование качества начального образования проводилось в целях осуществления мониторинга первых результатов перехода на ФГОС и направлено на выявление общего уровня подготовки школьников. В рамках НИКО исследовались предметные результаты обучения выпускников начальной школы по русскому языку, математике и окружающему миру, а также метапредметные результаты и уровень сформированности универсальных учебных действий. Наша школа была выбрана для исследования предметных результатов по русскому языку. Выпускники показали хороший результат: успеваемость - 100%, качество знаний - 86%, что выше результата по Чувашской Республике.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) - проект также достаточно новый для российского образования. На мой взгляд, это одна из важных процедур оценки качества образования. Наша начальная школа в этом проекте с 2015-2016 учебного года.
Седьмой год мы участвуем во Всероссийском инновационном проекте «Независимая диагностика качества обучения школьников». Организаторами являются издательство «Эффектико-пресс» и редакция всероссийского научно-методического журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования». Задания (диагностические материалы) разрабатываются специалистами Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. В рамках этого проекта выпускники начальной школы ежегодно проходят независимое компьютерное тестирование обучающихся 4-х классов по математике и русскому языку. Назначение тестовых работ - итоговый контроль в форме независимой диагностики качества подготовки учащихся 4-х классов по русскому языку и математике за курс начальной школы с целью определения уровня их готовности к освоению образовательной программы основного общего образования. В рамках тестирования проверяется достижение учащимися планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Тестирование является инновационной технологией внешнего мониторинга качества образования как важнейшей характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающихся в рамках освоения ими ФГОС. Результаты тестирования 2022 года по русскому языку: средний балл по школе (из 100 возможных) - 66,9; средний балл по РФ (из 100 возможных) - 60,8. По математике: средний балл по школе (из 100 возможных) - 80,1; средний балл по РФ (из 100 возможных) - 69,6.
Очень популярна среди младших школьников нашей школы и Всероссийская метапредметная олимпиада «Новые знания». Она рассматривается как новая форма независимой диагностики качества образования школьников, обучающихся по ФГОС. Олимпиада направлена на оценку степени развитости индивидуальных способностей учащихся, сформированности у них умений самостоятельно познавать, добывать новые знания, использовать полученную ранее информацию в учебе и повседневной жизни. Результаты олимпиады 2022 года: награждены дипломами I степени - 11 учеников, дипломами II степени - 11 учеников, дипломами III степени - 17 учеников.
Участие школьников в Олимпиаде и Тестировании проходит в современном интерактивном формате с использованием компьютерных и Интернет технологий в режиме online. Итоговые материалы: сертификаты и дипломы российского уровня, карта оценки результатов учащихся по школе (для координатора), карта оценки результатов учащихся по классу (для куратора), рейтинг по школе, а для участника в личном кабинете - карта индивидуальных результатов и электронный сертификат.
Еще один проект, который активно используется для внешней оценки качества образования в нашей школе с 2015 года - Международный дистанционный мониторинговый проект «Эрудит - Марафон Учащихся» (ЭМУ). Учредителем проекта «ЭМУ» является автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодёжи» (АНО «ЦРМ») г. Екатеринбург. Проект «ЭМУ» для начальных классов состоит из двух мероприятий. Конкурс-исследование «ЭМУ-Эрудит» проводится с целью исследования уровня сформированности у обучающихся 1-4 классов метапредметных умений по ФГОС. Исследование состоит из 4 раундов: чтение и работа с текстом (раунд «Смелый»), познавательные и коммуникативные УУД (раунд «Быстрый»), регулятивные УУД (раунд «Ловкий»), решение проблем (раунд «Умный»). Конкурс-исследование «ЭМУ-Специалист» проводится с целью исследования уровня сформированности у обучающихся 1-4 классов предметных умений по ФГОС. Исследование состоит из 6 раундов: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, английский язык, информатика.
Результаты конкурса-исследования «ЭМУ-Эрудит 2021» по нашей школе:
по рейтингу активности городских общеобразовательных учреждений - 1 место из 4 школ ЧР, 56 902 баллов; 7 место из 256 школ - участников. По рейтингу результативности городских общеобразовательных учреждений - 1 место из 4 школ ЧР, 4 821 баллов; 5 место из 256 школ - участников. Результаты конкурса-исследовния «ЭМУ-Специалист 2022» по нашей школе: по рейтингу активности городских общеобразовательных учреждений - 1 место из 4 школ ЧР, 57 378 баллов; 3 место из 224 школ - участников. По рейтингу результативности городских общеобразовательных учреждений - 1 место из 4 школ ЧР, 5 063 балла; 4 место из 224 школ - участников.
Итоговые материалы двух конкурсов - исследовний: публичный отчёт и рейтинги школ. Главные отчеты (ключевая аналитическая информация по итогам исследования): зоны риска (средневзвешенные показатели с оценкой уровня учеников), портрет параллели (сравнение классов по проверяемым результатам и средним значениям). Дополнительные отчеты: детальный портрет параллели (сравнение классов по отдельным умениям и средним значениям), портрет класса (анализ класса по отдельным умениям и средним значениям), потенциалы классов (сравнение классов по проверяемым результатам и трудностям). Сводный отчет по детям содержит информацию по каждому ребенку, опубликованную на его страничке для ознакомления родителей: школьный рейтинг, портрет ученика, прогресс ученика, ответы ученика, электронный сертификат ученика.
Мы живем в эпоху перемен и стремительного развития информационных технологий. И пусть учитель сегодня не единственный источник информации, но все еще только он может научить детей находить и использовать нужные источники знаний. Он может научить своих учеников учиться всю жизнь. Хочется закончить словами Петра Калиты:
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё - от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
кто сам вместе с миром меняться готов
Список литературы
- Приказ МП РФ №286 от 31 мая 2021 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
- Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П.Киселев; науч. ред. И.Ю.Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с.
- Жумабаева А.Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А.Е.Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020 - С. 351-356.