Где моя большая ложка?

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


На протяжении всего периода моей работы психологом в школе, от педагогов и родителей учеников постоянно поступает один и тот же запрос: «Ребенок ничего не хочет, ему ничего не интересно. Сделайте с ним что-нибудь!».

У родителей три шаблонных мантры:

  • мой ребенок особенный, он ранимый, у него есть свои привычки и ритуалы, другие дети его не понимают;
  • мы столько для него сделали, столько вложили, даем ему самое лучшее, а он...;
  • он не хочет учиться, не слушается, постоянно сидит в телефоне, пренебрегает любыми правилами дома и в школе, агрессирует на других детей, не уважает педагогов и родителей, особенно бабушек.

Предлагаю вместе со мной разобраться в данном вопросе: в том, почему это происходит, что с этим делать, где болит, как лечить и после каких процедур прикладывать подорожник?

Основная проблема в том, что родитель или педагог, приводя такого ребенка к психологу, забывает привести себя.

Как говорил Л.С.Выготский «Среда формирует личность». Для ребенка среда - это, в первую очередь, его семья (родители) - дома, а в школе - педагоги и его сверстники.

И вот тут важно понять: если сверстники оказывают очень сильное влияние на ребенка, значит авторитет взрослых снижен или обесценен.

Такой ребенок считает себя главным в доме!

Давайте вспомним, опираясь на возрастную психологию, какой и когда ребенок считает себя главным?

Ребенок, который не прошел сепарацию с матерью. Он имеет иллюзию, что он её контролирует, а мать цепляется за ребенка по ряду вторичных выгод и других причин.

Всё это действие завязано на жалости и можно назвать гиперопекой.

В данном контексте жалость я рассматриваю как делегирование своего невроза, т.е. родитель компенсируется за счет своего ребенка. И за это ребенок получает уйму вторичных выгод, он может хамить, пренебрегать, манипулировать, провоцировать и всё это сходит ему с рук, потому что он - это единственное солнце в оконце, в жизни его мамы и папы.

Когда я была маленькая, я помню, как мой дед ругался на мою бабушку и говорил: «Ты меня объедками кормишь!», - если она сначала кормила детей, а только потом его.

Я искренне думала, до определенного момента, что это вопиющее хамство с его стороны.

Но не так давно, я поняла, что так он требовал признания собственного авторитета, который поддерживает его важность и ценность, как главного кормильца семьи.

В древности всегда главе семьи доставался самый большой и лучший кусок, новые вещи, которые в дальнейшем переходили по старшинству, а самый младший терпеливо ждал своей очереди и мечтал повзрослеть.

Фантазировал, что вырастет и будет как папа.

Ребенок видел привилегии, которые получает родитель, будучи взрослым, и стремился побыстрее повзрослеть.

Некоторые горячие головы могут сказать, что данный подход ворует у ребенка детство и травмирует его, но большинство специалистов приходит к выводу, что ребенка сильнее всего травмируют двойные стандарты. Самым главным аспектом воспитания можно считать честность. Взрослые - это цензоры мира ребенка.

С советских времен в наследство нам достался лозунг: «Все лучшее детям!». Многие родители и педагоги воспринимают его буквально. И в ущерб себе отдают самые вкусные и питательные куски, очень часто ничего не оставляя себе. Поэтому ребенок видит этого родителя, живущего в лишениях, и не хочет взрослеть, не хочет быть таким же несчастным и обездоленным, как папа или мама.

Ребенок точно знает, что дети - это обуза, обязательства, нежеланная ответственность, ограничения, ведь все ценное в мире должно принадлежать детям и только детям! И поэтому, конечно, ребенок навсегда хочет остаться ребенком.

А родители ему в этом потакают, т.к. не хотят стареть. Хотят быть самыми лучшими родителями. Но лучшее, как все мы знаем, - враг хорошего!

Для того чтобы ребенку хотелось вырасти и стать родителем, ему самому нужен счастливый ресурсный родитель, на которого он будет ровняться.

Поэтому если у вас есть подобные проблемы с детьми: я жду вас, именно вас и прежде всего, - вас, мои дорогие родители и педагоги!

Спасибо за внимание!