Внедрение информационных технологий при работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Нужно переходить к принципиально новым в том числе индивидуальным технологиям обучения с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, умению работать в команде, что важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху»
Предвыборное послание Президента РФ
В. В. Путина Федеральному Собранию
1 марта 2018г.

Сегодня, в дни информационной эпохи и компьютерных технологий, сложно представить жизнь любого человека без современных технологических устройств, позволяющих быстро получать и передавать информацию по средствам связи. С раннего возраста большинство детей получают в пользование электронные информационные устройства, становящиеся не только неотъемлемой частью жизни, но в основных случаях основой для восприятия новой информации. Это позволяет говорить о таком феномене как «цифровое детство». Цифровые устройства изменяют формы взаимодействия с внешним миром, в какой-то степени дополняют жизнь ребёнка, создают новую возможность развития его. Внедряясь во все сферы жизни общества, создают как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде.

Сегодня, в наше время, если мы попробуем представить портрет современного ребенка-дошкольника, то мы увидим, что в жизнь современных детей все больше проникают новые информационные технологии. Таким образом, можно сказать, что ребенок XXI века активно и достаточно свободно может получать любую информацию посредством гаджетов. Конечно, и я соглашусь, что распространён вывод, что использование телефонов и планшетов на занятиях мешают и отвлекают ребенка. Но в современном мире уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему бы нам не попробывать совместить информационно-технологическую составляющую с познавательной и вовлечь дошкольников в этот увлекательный процесс.

И сегодня разговор будет направлен на интерактивную технологию QR-кодирования, которую можно использовать при проведении занятий с детьми, организации творческих проектов, консультаций с родителями, создании дидактических игр.

Что же из себя представляет QR-код? QR-коды (в переводе с английского языка (quickresponse) означает «быстрый отклик») - это двухмерный штрихкод (бар-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне, созданный японской компанией «DensoWave» в 1994. QR-код, позволяет владельцам смартфонов буквально за 15 секунд интерактивно получить самую разнообразную информацию на свои мобильные устройства. Один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв.

QR-код в наше время встречается практически везде (на этикетках, на платёжках, на учебниках, оплачивали счета и т.д.). Действительно, он может встретить нас везде: на открытках, плакатах, рекламе, на часах, неэлектронных билетах, визитных карточках, коммунальных платёжках, памятниках. По-другому - QR-код вокруг нас!

Информация в QR-коде содержится в достаточно большом объеме, но при этом срок получения ее занимает незначительное время.

А это одно из основных и обязательных условий в образовании.

Дошкольники по своей природе очень любопытны. Воспитателю приходится давать много информации и QR-кодирование становится большим подспорьем в работе педагога. Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью, что способствует повышение интереса дошкольников к образовательной деятельности. А так как дети еще не умеют читать QR-коды, преимущественно даётся звуковая и зрительная информация.

Использование инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем, поэтому в образовании QR-коды также набирают популярность. Их можно использовать в совместной, игровой, проектной деятельности, создавать библиотеки, а так же применять в воспитательной работе. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как и заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения.

Использовать QR-код можно на любом занятии: математика, развитие речи, рисовании, аппликации, и т.д.

Для начала мы знакомим детей с QR-кодом при помощи известного всем мультфильма Фиксики «Штрих-код».

Для обогащения знаний детей о музыкальных инструментах и их звучании можно провести игру «Угадай мелодию». В группе имеются музыкальные инструменты (трещотка, маракас, бубен, барабан, ложки). На одной из сторон музыкального инструменты находится QR-код с зашифрованной информацией. Воспитатель берет нужный предмет (интересующий его) и с помощью планшета считывает код и прослушивает аудиозапись.

Предлагаю представить, что мы изучили тему «Домашние животные» и хотим проверить полученные знания детей и закрепить их. Можно предложить поиграть в игру «Что за животное спряталось в волшебном квадрате». Отсканировав QR-код и перейдя по ссылке, прослушаем аудио голоса животных. Прослушав их и узнав, какое это животное прикрепить QR-код к соответствующей картинке с изображением животного.

В каждой группе имеется книжный уголок, очень любимый детьми. Прикрепив QR-коды на книги дети могут прослушать любимую аудиосказку, рассматривая иллюстрации сказок.

Теперь давайте подумаем, как мы можем использовать QR-коды в уголке по нравственно-патриотическому воспитанию, считающийся,по-моему мнения, одним из самых важных.

В уголке по нравственно-патриотическому воспитанию находится распечатанный гимн РФ с QR-кодом, отсканировав который ребенок сможет прослушать, перейдя по ссылке. Также там находятся фотографии исторических памятников с QR-кодом, которые содержат информацию и видео прогулок по местам былой славы.

Для того чтобы воспитатель быстро находил и предоставлял информацию своим воспитанникам можно прикрепить QR-коды на горшки с цветами и тогда всегда под рукой есть ссылка на сайт с информацией про этот цветок.

При использовании технологии QR-кода, как в группе, так и на прогулке можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм, всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места.

Для удобства ознакомления родителей с актуальной информацией можно разместить QR-коды на информационных стендах. Закодировать можно нормативные документы, материал для дополнительных занятий с дошкольниками, литературные произведения, загадки, ребусы, графические задания, дидактические игры и т.д. Что позволяет значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов, а родителям получить всю необходимую информацию по различным вопросам оперативно и компактно.

Так же QR-код с информацией можно отправить в родительский чат (месенджер WhatsApp), что позволит всем родителям, даже тех детей, что не посещают детский сад, ознакомиться с ней.

Использование QR-кодов в образовательном процессе обеспечивает наглядность, интерактивность, а главное мобильность, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, развитию познавательного интереса, мышления, информационной культуры педагогов и родителей; мотивирует к использованию гаджетов для поиска информации в образовательных целях.