Современные образовательные технологии как фактор формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов

Разделы: Мастер-класс


«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К.Д.Ушинский

Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;
  • применять полученные знания на практике;
  • оценивать свое знание-незнание;
  • стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности младшего школьника, составляют:

  • Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
  • Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
  • Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления
  • Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
  • Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания. Формировать функциональную грамотность необходимо на любом уроке.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности),
  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • применять такие образовательные технологии, как:
    • технология личностно-ориентированного образования;
    • технология развития критического мышления;
    • технология уровневой дифференциации;
    • технология игрового обучения;
    • технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
    • проектная деятельность;
    • здоровьесберегающие технологии;
    • информационно-коммуникационные технологии.

Рассмотрим «Технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Она представляет собой структуру урока, состоящую из 3 этапов: вызов, осмысление, рефлeксия.

Методические приёмы:

  • «Кластер»
  • «Мозговой штурм» или «Корзина идей»
  • «Отсроченная догадка»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • «Театрализация»
  • «Верно-неверно»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Инсерт» или «Чтение с пометами»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Чтение с остановками»
  • «Шесть шляп»
  • «Бортовой журнал»
  • «Ромашка Блума»
  • «Фишбоун» (рыбный скелет)
  • «Синквейн»
Рассмотрим некоторые приемы этой технологии.

1. Приём таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»

В первую колонку пишут, что уже известно об изучаемом понятии, во вторую колонку пишут, что хотели бы ещё узнать, в конце урока заполняют третью колонку, что узнали на уроке.
Знаю

Хочу узнать

Узнал

2. Прием «Инсерт»

Применяется в основном на уроках окружающего мира. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

  • «V» - уже знал;
  • «+» - новое;
  • « - » - думал иначе;
  • «?» - не понял, есть вопросы.

3. Приём «Верите ли вы, что…»

Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 4 класс. Тема «Жизнь древних славян». Учитель читает вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а учащиеся, если верно, ставят под номером вопроса «+», если неверно - «-».

Вопросы:

  • … древние славяне жили в одиночку?
  • … богом грома и молнии у славян был Перун?
  • … свои дома славяне строили из камня?
  • … славяне носили одежду из льна и шерсти?
  • … славяне были хорошими земледельцами?

4. Приём «Шесть шляп»

Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 3 класс. Тема «Полезные ископаемые». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

  • Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают в твердом, жидком и газообразном состоянии.
  • Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека необходима добыча полезных ископаемых.
  • Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
  • Красная. Эмоции. Больше всего на уроке понравилось изучать полезные ископаемые и определять их свойства.
  • Зеленая. Творчество. Местонахождение многих ископаемых человеку еще неизвестно.
  • Синяя. Обобщение. Обобщают высказывания каждой группы.

5. Приём «Сводная таблица»

Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 3 класс. Тема «Полезные ископаемые». Учитель спрашивает: «Какие полезные ископаемые дети знают?» Учащиеся получают образцы полезных ископаемых и выполняют практическую работу группах. Заполняют «Сводную таблицу».

6. Приём «Кластер»

Это способ графической систематизации материала.

Рассмотрим на примере урока русского языка, 2 класс. Тема «Правописание заглавной буквы в фамилиях людей» и урока русского языка, 3 класс. Тема «Имя существительное».

7. Приём ТРКМ «Синквейн»

  • 1-я строка (одно слово) - существительное, тема;
  • 2-я строка (два слова) - прилагательные;
  • 3-я строка (три слова) - глаголы;
  • 4-я строка - предложение из четырёх слов;
  • 5-я строка (одно слово) - существительное, синоним первому классу.

Вывод, заключение.

Например, на уроках литературного чтения дети составляют синквейн к слову «сказка» и к разным сказочным персонажам.

8. Приём «Инсценирование»

Может применяться на уроках литературного чтения (инсценирование произведений) и на уроках окружающего мира.

9. «Тонкие и толстые вопросы»

10. «Ромашка Блума»

Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроках в начальных классах - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Школьники младшего возраста любят играть. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, необходимо включить их в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

К ним относятся:

  • дидактические игры,
  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

На уроках математики в начальных классах используются игры «Кто быстрее?», «Собери снеговика», «Математический кроссворд», «Лучший счётчик», «Математический лабиринт», «Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др.

На уроках русского языка используются игры «Определи склонение имён существительных», «Найди падеж», «Мозговой штурм», «Внимательный редактор», «Найди пару», картинный словарь, «Грамматические раскраски», «Вкусная пицца», конкурс «Магистр письма» и др. Приём «Облако слов» можно использовать на уроках русского языка по теме «Части речи», «Словарные слова», «Род имён существительных» и т.д.

На уроках литературного чтения используем карточки для развития скорочтения: чтение с решеткой, чтение с окошками, чтение «зашумленного текста», чтение текста с закрытой половиной букв, чтение по спирали и т.д.

На уроках окружающего мира - игра «Узнай растение по описанию», «Домашние и дикие животные», «Времена года», филворд «Птицы», игра в паре «Органы человека», кроссворды, викторины и др.

Приём «Кубик Блума» можно использовать на разных уроках на этапе рефлeксии.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Информационно-коммуникационные технологии

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). На уроках в начальной школе используем тренажёры, презентации, интерактивные игры, кроссворды, викторины, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, аудиозаписи, которые помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ;
  • работа с ресурсами Интернет.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает качество усвоения материала;
  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;
  • осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовывает одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями,
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся.

Использование метода проектов

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка, лэпбук. Например, на уроках родного русского языка создавали проект «Природный толковый словарь», который состоит из разделов «Снежные слова», «Дождевые слова», «Лесные слова», «В мире животных».

Для повторения и закрепления изученного на уроке материала в начальных классах используются различные приёмы: работа по карточкам, тесты, карточки-гармошки, рабочие листы, папка с памятками по русскому языку, на математике применяем такой приём - в коробочке с надписью «Я всё» лежат карточки для тех детей, которые быстро выполняют все задания по учебнику. Чтобы они не скучали, подходят, берут любую карточку с заданиями и выполняют.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

И закончить своё выступление хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!