«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К.Д.Ушинский
Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
- добывать новые знания;
- применять полученные знания на практике;
- оценивать свое знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, составляют:
- Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
- Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления
- Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
- Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания. Формировать функциональную грамотность необходимо на любом уроке.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности),
- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- применять такие образовательные технологии, как:
- технология личностно-ориентированного образования;
- технология развития критического мышления;
- технология уровневой дифференциации;
- технология игрового обучения;
- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
- проектная деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
Рассмотрим «Технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Она представляет собой структуру урока, состоящую из 3 этапов: вызов, осмысление, рефлeксия.
Методические приёмы:
- «Кластер»
- «Мозговой штурм» или «Корзина идей»
- «Отсроченная догадка»
- «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
- «Театрализация»
- «Верно-неверно»
- «Проблемный вопрос»
- «Инсерт» или «Чтение с пометами»
- «Дерево предсказаний»
- «Чтение с остановками»
- «Шесть шляп»
- «Бортовой журнал»
- «Ромашка Блума»
- «Фишбоун» (рыбный скелет)
- «Синквейн»
1. Приём таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»
В первую колонку пишут, что уже известно об изучаемом понятии, во вторую колонку пишут, что хотели бы ещё узнать, в конце урока заполняют третью колонку, что узнали на уроке.Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
2. Прием «Инсерт»
Применяется в основном на уроках окружающего мира. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
- «V» - уже знал;
- «+» - новое;
- « - » - думал иначе;
- «?» - не понял, есть вопросы.
3. Приём «Верите ли вы, что…»
Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 4 класс. Тема «Жизнь древних славян». Учитель читает вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а учащиеся, если верно, ставят под номером вопроса «+», если неверно - «-».
Вопросы:
- … древние славяне жили в одиночку?
- … богом грома и молнии у славян был Перун?
- … свои дома славяне строили из камня?
- … славяне носили одежду из льна и шерсти?
- … славяне были хорошими земледельцами?
4. Приём «Шесть шляп»
Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 3 класс. Тема «Полезные ископаемые». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
- Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают в твердом, жидком и газообразном состоянии.
- Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека необходима добыча полезных ископаемых.
- Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
- Красная. Эмоции. Больше всего на уроке понравилось изучать полезные ископаемые и определять их свойства.
- Зеленая. Творчество. Местонахождение многих ископаемых человеку еще неизвестно.
- Синяя. Обобщение. Обобщают высказывания каждой группы.
5. Приём «Сводная таблица»
Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 3 класс. Тема «Полезные ископаемые». Учитель спрашивает: «Какие полезные ископаемые дети знают?» Учащиеся получают образцы полезных ископаемых и выполняют практическую работу группах. Заполняют «Сводную таблицу».
6. Приём «Кластер»
Это способ графической систематизации материала.
Рассмотрим на примере урока русского языка, 2 класс. Тема «Правописание заглавной буквы в фамилиях людей» и урока русского языка, 3 класс. Тема «Имя существительное».
7. Приём ТРКМ «Синквейн»
- 1-я строка (одно слово) - существительное, тема;
- 2-я строка (два слова) - прилагательные;
- 3-я строка (три слова) - глаголы;
- 4-я строка - предложение из четырёх слов;
- 5-я строка (одно слово) - существительное, синоним первому классу.
Вывод, заключение.
Например, на уроках литературного чтения дети составляют синквейн к слову «сказка» и к разным сказочным персонажам.
8. Приём «Инсценирование»
Может применяться на уроках литературного чтения (инсценирование произведений) и на уроках окружающего мира.
9. «Тонкие и толстые вопросы»
10. «Ромашка Блума»
Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроках в начальных классах - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Школьники младшего возраста любят играть. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, необходимо включить их в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
К ним относятся:
- дидактические игры,
- задачи в стихах,
- задачи-смекалки,
- задачи-шутки,
- драматизированные игры,
- интересные факты,
- ребусы, головоломки,
- кроссворды и многие др.
На уроках математики в начальных классах используются игры «Кто быстрее?», «Собери снеговика», «Математический кроссворд», «Лучший счётчик», «Математический лабиринт», «Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др.
На уроках русского языка используются игры «Определи склонение имён существительных», «Найди падеж», «Мозговой штурм», «Внимательный редактор», «Найди пару», картинный словарь, «Грамматические раскраски», «Вкусная пицца», конкурс «Магистр письма» и др. Приём «Облако слов» можно использовать на уроках русского языка по теме «Части речи», «Словарные слова», «Род имён существительных» и т.д.
На уроках литературного чтения используем карточки для развития скорочтения: чтение с решеткой, чтение с окошками, чтение «зашумленного текста», чтение текста с закрытой половиной букв, чтение по спирали и т.д.
На уроках окружающего мира - игра «Узнай растение по описанию», «Домашние и дикие животные», «Времена года», филворд «Птицы», игра в паре «Органы человека», кроссворды, викторины и др.
Приём «Кубик Блума» можно использовать на разных уроках на этапе рефлeксии.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Информационно-коммуникационные технологии
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). На уроках в начальной школе используем тренажёры, презентации, интерактивные игры, кроссворды, викторины, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, аудиозаписи, которые помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- использование готовых обучающих программ;
- работа с ресурсами Интернет.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
- повышает качество усвоения материала;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовывает одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями,
- расширяет общий кругозор учащихся;
- развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся.
Использование метода проектов
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.
Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка, лэпбук. Например, на уроках родного русского языка создавали проект «Природный толковый словарь», который состоит из разделов «Снежные слова», «Дождевые слова», «Лесные слова», «В мире животных».
Для повторения и закрепления изученного на уроке материала в начальных классах используются различные приёмы: работа по карточкам, тесты, карточки-гармошки, рабочие листы, папка с памятками по русскому языку, на математике применяем такой приём - в коробочке с надписью «Я всё» лежат карточки для тех детей, которые быстро выполняют все задания по учебнику. Чтобы они не скучали, подходят, берут любую карточку с заданиями и выполняют.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
И закончить своё выступление хочу словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!