Урок-практикум в 7-м классе по теме "Причастие как часть речи"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие, Причастие как часть речи


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие о причастии как части речи;
  • сформировать у обучающихся навык распознавания причастий.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование умения отличать причастие от других частей речи;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие навыка «конструирования» причастий;
  • совершенствование орфографических умений.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание культуры учебного труда.

Развивающие:

  • развитие внимания;
  • развитие способности к анализу и синтезу;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений.

Ход урока

I. Организационный момент

А) Приветствие, запись числа и классной работы, оглашение темы урока.

Б) Актуализация знаний: вспомнить определения глагола и прилагательного, а также вопросы, на которые отвечают эти части речи.

II. Объяснение нового материала

Слово учителя: Причастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?», «какая?» и т.д. (вопросы прилагательного).

Что это значит? Это значит, что мы взяли действие (=глагол) и добавили к нему вопрос прилагательного. Получается следующая формула причастия:

Глагол + вопрос прилагательного (какой?) = причастие

Пример:

  • бегать + какой? = бегающий
  • спать + какой? = спавший
  • найти + какой? = найденный
  • наблюдать + какой? = наблюдаемый

Самостоятельная работа класса

Упр. 1 (вывести задание на учебную доску)

Попробуйте образовать причастие самостоятельно. В скобочках указаны суффиксы, которые следует использовать.

  • Пилить + какой? (+ящ) = _________________
  • Поднимать + какой? (+ем) = ______________
  • Сдать + какой? (+нн) = ___________________
  • Создать + какой? (+ющ) = ________________
  • Ходить + какой? (+вш) = _________________

[Обсуждение получившихся причастий с классом. Самопроверка.]

Слово учителя: Обратите внимание, что при образовании причастий используются различные суффиксы. Давайте их систематизируем.

Причастия делятся на две группы

Действительные:

Предмет производит действие сам

Пример: бегающий мальчик - сам бегает

Действительные причастия имеют следующие суффиксы:

  • в настоящем времени - ущ/ющ, ащ/ящ (парящий, поднимающий)
  • в прошедшем времени - вш/ш (купивший, шедший)

Страдательные:

Действие производится над предметом

Пример: поднимаемая чашка - её поднимает кто-то другой

Страдательные причастия имеют следующие суффиксы:

  • в настоящем времени - ом/ем/им (рисуемый, гонимый)
  • в прошедшем времени - нн/енн/т (пойманный, спиленный, взятый)

Самостоятельная работа класса/ выполнение задания на доске

Упр. 2. Образуйте при помощи суффиксов -ущ/-ющ, ащ/ящ, вш/ш- действительные причастия. Выделите добавленный суффикс. В скобочках подпишите время получившегося причастия.

  • решать + какой? (+суффикс) = ______________(____________)
  • решить + какой? (+суффикс) = _____________(____________)
  • хранить + какой? (+суффикс) = _____________(____________)
  • читать + какой? (+суффикс) = ______________(____________)
  • сидеть + какой? (+суффикс) = _____________(____________)

Упр. 3. Образуйте при помощи суффиксов - ом/ем/им, нн/енн, т- страдательные причастия. Выделите добавленный суффикс. В скобочках подпишите время получившегося причастия.

  • хранить + какой? (+суффикс) = _____________(____________)
  • охранять + какой? (+суффикс) =_____________(____________)
  • поднимать + какой? (+суффикс) =___________(____________)
  • поднять+ какой? (+суффикс) =______________(____________)
  • управлять + какой? (+суффикс) =____________(____________)
  • просмотреть + какой? (+суффикс) =__________(____________)

Слово учителя: Обратите внимание, что иногда от глагола можно образовать сразу несколько причастий, а иногда только одно или даже ни одного.

Необходимо отличать причастия от прилагательных. У причастий есть причастные суффиксы, в основе причастий лежит глагол.

Самостоятельная работа класса/ выполнение задания на доске

Упр. 4. Выпишите в одну колонку причастия, а в другую - прилагательные. Рядом с каждым причастием в скобках укажите глагол, от которого оно образовано.

Подсказка: ориентируйтесь на причастные суффиксы (ущ/ющ, ащ/ящ, енн/нн, ом/ем/им, вш/ш/т). Выделите их.

Читающий, игравший, свежий, смеющийся, радостный, играющий, приятный, бегущий, добрый, распустившийся, теплый, шепчущий, покупаемый, великолепный, зеленый, растягивающий, последний, бегающий, тихий, расслабленный, яркий, сильный, подкинутый, красивый, большой, плавающий, нежный, улыбающийся, быстрый, говоривший, маленький, спящий, высокий, отработанный.

Прилагательные
Причастия (+ глагол)
радостный________________

читающий_____(читать)___________

Упр. 5 (Творческое задание). Придумайте связный текст и употребите в нем не менее 10 различных причастий. Определите, какие причастия у вас получились: действительные или страдательные (выделите их суффиксы).

III. Подведение итогов

Опрос:

  1. Дайте определение причастия.
  2. На какие вопросы отвечает причастие?
  3. На какие две группы можно разделить причастия? Чем они друг от друга отличаются?
  4. Какие суффиксы имеют причастия? Приведите примеры причастий.

Домашнее задание: Напишите в столбик 10 глаголов и образуйте от них 10 причастий. В скобочках укажите, какие причастия у вас получились (действительные/страдательные; настоящее время/прошедшее время).