Классный час "Семья – начало всех начал". 4-й класс

Разделы: Классный час «Поговорим о главном»

Класс: 4

Ключевые слова: семья


Цели:

  • Показать значение семьи в жизни человека.
  • Прививать любовь к семье, родному дому.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Ход классного часа

I. Оргмомент

II. Постановка проблемной ситуации

(Слайд 1- ребус 7Я)

- О чём сегодня пойдёт разговор, отгадаете из ребуса. (о семье)

III. Сообщение темы

- Великий русский писатель Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, о семье, где каждого из нас всегда любят, ждут, заботятся о нас.

(Слайд 3 - фото семей детей)

- Тема нашего классного часа «Моя семья».

IV. Основная часть

1). Беседа «Зачем нужна семья?»

- Зачем нужна семья? (Ответы детей)

- Семья - это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

2) Работа с пословицами.

- В русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. Давайте вспомним их.

Задание: Дополни пословицу:

  • Семья сильна, когда над ней крыша……. одна.
  • Вся семья вместе, так и душа:…….. на месте
  • При солнышке тепло - при матери……… добро.
  • Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и…… сын.
  • На что клад, когда в семье……. лад.
  • В родной семье и каша….. гуще.

3) Понятие о родословной.

- Кого же можно назвать ближайшими родственниками?

  • Бабушка - мама твоей мамы или твоего папы.
  • Дедушка - папа твоей мамы или твоего папы.
  • Тётя - сестра мамы или папы.
  • Дядя - брат мамы или папы.
  • Двоюродная сестра - дочь тёти или дяди.
  • Двоюродный брат - сын тёти или дяди.

4) Игры.

- А сейчас поиграем в игры .

- Дарина, ты кто для мамы? - (Дочь)

- Наташа, у твоей мамы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)

- Никита, кто называет тебя сыном? (Папа и мама)

- Вика, у твоего папы есть сестра. Кто она тебе? (Тётя)

- Люда, у твоей мамы есть ещё дети. Кто они тебе? (Брат и сестра)

- Встаньте все те, …

- У кого есть старший брат.

- У кого есть младшая сестра.

- У кого есть племянники.

- У кого тётя живёт в городе.

- У кого семья состоит из 4 человек.

- У кого бабушка или дедушка живут вместе с вами.

- Ну, вот, я про вас немного больше узнала, а вы вспомнили своих близких и дальних родственников. Всех, кто жил до нас называют предками. А тех, кто будет жить после нас - потомками. Издавна почитать и уважать предков, хранить память о них было не только священной обязанностью каждого, но и замечательной традицией. Пожилой человек в семье - это не обуза, а гордость, живая святыня семьи, к которой нужно относиться подобающим образом. Сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания - генеалогия - наука, занимающаяся родословием. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.

- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом создаётся по кирпичику. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции. Давайте построим такой дом. На карточках-кирпичиках написаны вопросы:

- Кто моет посуду?

- Кто зарабатывает деньги?

- Кто ходит за покупками?

- Кто ухаживает за животными?

- Кто убирает постель?

- Кто готовит ужин, варит обед?

- Кто пылесосит?

- Кто делает заготовки на зиму?

- Кто стирает белье?

- Кто читает книги?

(Дети по очереди выходят, берут кирпичики, читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют к доске так, чтобы построить дом.)

- Молодцы! Дом для дружной семьи готов!

А дом, заставленный добром - еще не дом.

И даже люстра над столом - еще не дом.

Чего не хватает в этом доме? (Людей, близких, животных)

(На столах у каждого ученика лежат листы с рисунком домика).

- Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон.

(Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.)

- А теперь поселим в наш дом маму, папу, сына, дочь, бабушку и дедушку.

(Учитель разбивает детей на группы и даёт задание):

- На карточках: «МАМА», «ПАПА», «СЫН», «ДОЧЬ», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА» напишите, что делает этот член семьи.

Зачитываются ответы детей.

- Кто при обсуждении был внимателен и ответит, чем жизнь взрослого человека, живущего рядом, отличается от жизни детей?

- Конечно, ваш самый главный труд - это учёба, но когда он выполнен, то у вас остаётся время для своих увлечений: компьютер, секции, кружки, прогулки и т.д., а у взрослых гораздо больше дел. А если у кого-то нет рядом бабушки и дедушки, то все с удвоенной силой ложатся на плечи родителей, а они должны ещё ходить на работу, чтобы хватало средств на оплату квартиры, покупку еды, одежды и на отдых и развлечения.

- А теперь предлагаю поиграть в игру под названием «Да - нет». По правилам этой игры на ответ «да» - хлопайте в ладоши, а на ответ «нет» - замрите на месте.

- Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?

  • Помогать друг другу.
  • Смотреть телевизор.
  • Не убирать в комнате.
  • Вместе отдыхать.
  • Поздно вставать и поздно ложиться.
  • Заботиться о младших сестренках и братишках.
  • Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
  • Просить купить себе игрушку.
  • Поздравлять с праздниками.
  • Рассказывать друг другу новости.

- Как, по-вашему, ребята, ваши мама и бабушки, папы и дедушки любят ли, когда вы их радуете? Как вы можете обрадовать своих близких?

- Вспомните, кого и как вы порадовали недавно. Расскажите.

- А вот если вы заболели, то, как поступает ваши мама и папа?

- Если заболевает ваша мама, то ,как вы поступаете?

- Послушайте внимательно стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине». Мама спит, она устала.

Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
«Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу».
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне:
«Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине».

- Кто из вас поступает так, как эта девочка? Поднимите руки.

- Если вы заметили, что у мамы грустные глаза, как вы поступите?

- Я знаю лекарство от грусти для родителей, это три слова. Кто догадался, что это за слова? (Я тебя люблю)

Проведение тестирования

- Предлагаю вам ответить на несколько вопросов, напечатанных с оборотной стороны домиков. Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «-» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

(Учитель зачитывает и разъясняет вопрос, а дети фиксируют ответы)

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

3. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима маме или папе и когда собираются ее приобрести?

4. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

5. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

6. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

(Собрать анкеты с целью последующей передачи их родителям для ознакомления и принятия мер по корректированию поступков ребенка).

V. Заключительная часть

- Сегодня мы много играли в течение нашего классного часа.

Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните ее! Берегите!

Раздаются всем детям памятки «Помоги сберечь семью!»

ПАМЯТКА «Помоги сберечь семью!»

  • Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.
  • Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
  • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
  • Не вступай в пререкания со взрослыми.
  • Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
  • Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
  • Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
  • Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
  • Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.