Цель: закрепление навыков устного счета в пределах 20.
Задачи:
- Закреплять знание изученных таблиц сложения и вычитания в пределах 20, знание состава чисел, умение решать простые и составные задачи, закрепить понятия «целое» и «части».
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать, математическую речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в паре, умение слушать другого, усидчивость.
Оборудование: мультимедийная презентация, листы в форме орехов с примерами, музыка для детей «В гармонии с природой» - «Солнечные дни».
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы, целей урока
- Ребята, сегодня нам в класс пришло письмо. Чтобы узнать от кого оно, нужно дополнить на конверте числа до 10. (Слайд 2)
- Молодцы! Теперь можно открыть секрет. Это письмо от Ёжика. Он просит у нас помощи. Поможем ему? Для этого нужно оказаться в лесу. Закройте глазки. (Звучит мелодия «Солнечные дни».)
3. Закрепление навыков счета в пределах 20
- Итак, мы попали на лесную полянку. А вот и Ёжик. (Слайд 3)
- Поможем Ёжику собрать грибочки для Белочки. Для этого нужно решить пример и выбрать нужный гриб. (Слайды 4-15)
- Молодцы! Вот Ёжик принес Белочке грибы. (Слайд 16) Она сначала обрадовалась, а потом немного загрустила. Белочке тоже нужна наша помощь. (Слайд 16. Щелчок на Белочку. Появляется задача.)
- Решим задачу: «Ребята, помогите мне узнать, сколько у меня грибов. Ёжик принёс мне 10 белых грибов, а груздей на 4 меньше. Сколько всего грибов принёс мне Ёжик?»
- О чем задача? (О грибах.)
- Какие грибы были у Белочки? (Белые и грузди.)
- Белочка составила три схемы к задаче. Определите, какая из них правильная? (Слайд 17) (Правильная схема 3.)
- Почему вы так решили? (Потому что нам известно, что у Белочки было 10 грибов, а груздей - на 4 меньше. А нужно найти, сколько всего было грибов. Все эти данные указаны только на схеме 3.)
- Откроем тетрадь, запишем число, начертим схему к задаче.
- Как можно узнать, сколько было груздей? (Нужно от 10 отнять 4. Будет 6) Запишем в решение. (10-4=6 (грибов))
- А теперь мы можем узнать, сколько грибов было у Белочки? (Да. Нужно сложить 10 и 6. 10+6=16 (грибов))
- Запишем ответ: 16 грибов было у Белочки.
- Спасибо, ребята. Вы помогли Белочке сосчитать грибочки. А теперь отдохнем.
Физминутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день. (Шаги на месте.)
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень. (Вместо прыжков можно делать шаги в разные стороны.)
- А что еще едят Белочки? (Орешки.)
- Помогите Белочке собрать орешки. (Каждому ребенку дается лист в форме орешка с примерами. Дифференцированное задание.)
Для «слабых» обучающихся:
- 2+2,
- 1+2,
- 4+2,
- 10-6,
- 5-3
Для «средних» обучающихся:
- 5+5,
- 12-8,
- 6+4,
- 11-5,
- 13-7
Для «сильных» обучающихся:
- 17-9,
- 8+6,
- 11-7,
- 15-5,
- 12+3
- Посмотрим, сколько же орешков вы собрали для Белочки. Обменяйтесь своими орешками. (Взаимопроверка. Подсчет правильных ответов-орешков.) (Слайд 18)
- Ой, а кто же тут идет? Вы слышите?
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд. (Медведь)
- Верно. Вот он идет, медвежонок. (Слайд 19) Идет из лесной школы грустный. А знаете почему? (Предположения детей.)
- Спросим у медведя. (Слайд 19. Щелчок на медведя.)
- Поможем медвежонку решить уравнения. Вспомните, что нужно сделать, чтобы найти целое? (Нужно сложить части.)
-А как найти часть? (Нужно из целого вычесть известную часть.)
- Решим уравнения, используя наши знания. (Решение у доски.)
х+5=8 |
12-х=7 |
х-5=9 |
Рассуждения (на первом примере). Посмотрим на знак. Знак «+», значит складывают части. 8- целое (обводим в кружок), х и 5 - части (обводим в треугольник). Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого (8) вычесть известную часть (5). Пишем: х= 8-5, х=3.
- Молодцы, ребята, помогли медвежонку! (Слайд 20)
4. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, подул ветер. Нам пора возвращаться назад в школу. Закройте глазки. (Звучит мелодия «Счастливые дни».)
- Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились. А почему нужно помогать животным? (Они часто слабее нас, не все сами могут делать, нуждаются в помощи человека.)
- Вспомните наше сегодняшнее путешествие и закончите фразу «Я сегодня…» (Высказывания детей.) (Слайд 21)
- А теперь оцените свою работу. Если вы довольны собой, в тетради нарисуйте красный кружок, если не все получилось - синий, а если вы недовольны своей работой - зеленым. (Затем с помощью поднятия рук выясняется, как дети оценили свою работу.)
- Спасибо вам за работу. На этом наш урок окончен.
Список использованной литературы
- Загадка про медведя http://slavclub.ru/zagadki/zivotnie/1334-medvedi.html
- Физминутка Белочка http://kidlib.ru/fizminutki/pg3.html