Методическая разработка профсоюзного урока на тему "Достойный труд в XXI веке"

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Каждый человек в процессе трудовой деятельности получает информацию о деятельности и значимости профсоюзных организаций в разных сферах. Учащихся необходимо познакомить с историей профсоюзов в разных странах мира и их деятельностью в России. А для этого актуально и своевременно проведение профсоюзных уроков для старшеклассников. Данная методическая разработка адресована учителям истории, обществознания, экономики и права при подготовке и проведению ежегодных профсоюзных уроков. Методические разработки представляют практическую значимость для педагогических работников образовательных организаций всех типов.

Цель - способствовать созданию представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Осуществление связи теории с практикой на занятиях на тему "Достойный труд в XXI веке".

Задачи:

  • Определить характеристики труда с применением норм российского трудового права.
  • Формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности.
  • Определить основные права несовершеннолетнего работника, льготы и гарантии.
  • Познакомить с деятельностью профсоюзов по обеспечению трудовой гарантии несовершеннолетних работников.

Форма урока: урок - комбинированный урок. Для проведения данного урока необходимо заранее познакомить учащихся с трудовым правом, Трудовым кодексом и трудовыми правами несовершеннолетних работников.

Оборудование: электронная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.

Класс разделен на три группы, каждая группа получает отдельное задание. Для работы каждая группа получает документы: Конституцию РФ, статьи из Трудового кодекса (статья 265-271), работу Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», документами с выдержками об основных и дополнительных гарантиях трудовых прав несовершеннолетних.

План урока:

1. Определение понятия «труд».
2. Дискуссия: «Труд: право или обязанность?».
3. Деятельность профсоюзов:
а) понятие «профсоюз»
б) история профсоюзов
в) роль профсоюзов
4. Рефлексия: решение задач по данной теме в формате ЕГЭ по обществознанию.

Ход урока

1. Вступление

Cлова учителя. На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создаётся экономическая основа общества.

Обычно люди трудятся сообща. В процессе совместного труда люди распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют машины, оборудование и другие средства производства. Отношения, в которые люди вступают в процессе трудовой деятельности, регулируются нормами трудового права.

Наш урок посвящен трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен любой старшеклассник.

Тема урока: «Достойный труд в XXI веке» (презентация).

Перед обсуждением данной темы нужно дать определение понятию «труд». Человек и общества могут потреблять лишь то, что создано трудом. Чем выше организация труда, его техническая оснащённость, тем богаче общество. Все великие открытия, весь научно - технический прогресс общества, его цивилизации - это результат большого труда многих поколений людей.

Что же такое труд?

Цитаты:

Труд - не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.
Л.Н. Толстой

Определения труда:

1) Труд - это планомерная сознательная деятельность с целью переработки того, что даёт природа, в предметы потребления.
2) Труд - это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей.
3) Труд - это средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека.
4) Труд - это любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг.

Учитель: Что такое труд для вас в современной России?

Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим:

Труд - это:

  • Средство для поддержания жизненных потребностей человека;
  • Средство для развития творческого потенциала человека;
  • Способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса;
  • Участие в развитии общества;
  • Потребность и способ самореализации;
  • Право, предоставленное мне обществом (могу им воспользоваться, если есть необходимость);
  • Обязанность, возлагаемая на меня государством, семьёй.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать со своих позиций труд?

Учитель подводит итог обсуждения: Труд: средство, способ; потребность, право, обязанность.

Труд - это осознанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложение усилий и осуществление работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Учитель: В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ вторую составляющую (труд как обязанность) не фиксирует.

Так что же такое труд - право или обязанность?

Для доказательств используйте документы, которые у вас на столе.

  • Задание 1-й группе: Докажите, что труд - это право.
  • Задание 2-й группе: Докажите, что труд - это обязанность.
  • Задание 3-й группе: Какие социальные гарантии предоставляются молодёжи при трудоустройстве?

ВЫВОД:

По Конституции РФ:

ТРУД

  • свободен
  • безопасен
  • доброволен
  • оплачиваем
  • право на отдых
  • право на разрешение споров.

В процессе обсуждения пришли к выводу:

ТРУД: и право, и обязанность.

Учитель: Существует организация, которая оказывает защиту прав работников. И об этой организации и её функциях мы поговорим дальше. Что же такое профсоюз?

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы борются за:

  • Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда.
  • Достойную заработную плату и эффективную занятость.
  • Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг.
  • Безопасное рабочее место.
  • Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов.
  • Развитие социального партнёрства как действенного инструмента, формирования условий эффективного труда.

Социальные гарантии

  • Сохранение рабочего места (например, в течение длительной болезни).
  • Приём на работу на условиях постоянного трудового договора.
  • Выполнение трудовых обязанностей, определённых трудовым договором (а не их расширение, пересмотр без согласования с работником).
  • Выплата установленного размера заработной платы в срок и полностью.
  • Режим рабочего времени, оплаты по действующему законодательству.
  • Выделение квоты для трудоустройства молодежи; прохождение бесплатного медицинского осмотра при приеме на работу; снижение объема недельного рабочего времени; снижение норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей; увеличение продолжительности очередного отпуска.

Учитель: Для закрепления материала урока каждой группе учащихся предлагается решить задачи в формате ЕГЭ по обществознанию.

Задание 1

По итогам конкурса на замещение должности секретаря-референта работодатель отказал 50-летней Анне Ивановне, полностью соответствующей по своим профессиональным качествам должностным требованиям. На работу была принята 19-летняя студентка, не имевшая опыта работы и специального образования. Анна Ивановна сочла свои права нарушенными и обратилась в суд.

Правомерны ли претензии Анны Ивановны? Дайте обоснованный ответ. В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено это дело? Какая процессуальная роль будет у Анны Ивановны в судебном разбирательстве?

Ответ учащихся:

В правильном ответе должно быть указано следующее.

  • Претензии Анны Ивановны правомерны.
  • Обоснование: трудовое законодательство запрещает дискриминацию по возрастному признаку в сфере труда, в том числе и при приеме на работу.
  • Дело будет рассматриваться в рамках гражданского судопроизводства.
  • Процессуальная роль: истец.

Задание 2

В свободное от учебы время пятнадцатилетний десятиклассник Роман решил устроиться работать ночным сторожем. Но работодатель отказался принять его на эту должность и предложил вакансию курьера.

Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Как в Трудовом кодексе РФ характеризуется труд, которым может заниматься 15-летний школьник? Приведите две характеристики. Как при заключении трудового договора с 15-летним школьником решается вопрос об испытательном сроке? Какие права есть у работника в РФ? Назовите два любых права работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Ответ учащихся: Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1.  Ответ на первый вопрос с пояснением: правомерны, так как Трудовой кодекс РФ запрещает труд несовершеннолетних в ночное время.

2.  Ответ на второй вопрос:

  • легкий;
  • не причиняющий вреда здоровью.

3.  Ответ на третий вопрос: принимается на работу без испытательного срока (испытания).

4.  Ответ на четвёртый вопрос, например:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • предоставление работы, обусловленной трудовым договором;
  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
  • подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке;
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

Задание 3

Галине исполнилось 16 лет, она учится в 10 классе. Школьница решила начать трудовую деятельность, чтобы зарабатывать деньги на карманные расходы. Свое намерение Галина обсудила с остальными членами семьи  - родителями и старшим братом. Семья доверила девочке самостоятельно принять окончательное решение. Галина обратилась в специализированное агентство и вместе с менеджером выбрала несколько вакансий с подходящими условиями труда.

Какой уровень общего образования освоила Галина? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что у Галины семья демократического типа? Каким фактором производства владеет Галина как работник? Какие особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет предусмотрены Трудовым кодексом РФ? Укажите две любых особенности.

Ответ учащихся: В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы.

  1. Ответ на первый вопрос: основное общее образование.
  2. Ответ на второй вопрос: совместное обсуждение намерений Галины / признание права Галины принять решение самостоятельно.
  3. Ответ на третий вопрос: труд.
  4. Ответ на четвёртый вопрос, например:
    • запрет применения труда несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда;
    • предоставление несовершеннолетним ежегодного отпуска продолжительностью 31 календарный день в удобное время.

Могут быть указаны иные особенности. Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух особенностей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Заключение

Труд должен быть достойным.

Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение прав и гарантий в трудовой деятельности это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.

Домашнее задание: написать эссе на тему по выбору:

  • «Достойный труд - достойная жизнь».
  • «Тела юношей закаляются трудом». Цицерон Марк Туллий
  • «Счастье достается тому, кто много трудится». Леонардо да Винчи
  • «Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство». Д.Рескин
  • «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Ушинский