Каждый человек в процессе трудовой деятельности получает информацию о деятельности и значимости профсоюзных организаций в разных сферах. Учащихся необходимо познакомить с историей профсоюзов в разных странах мира и их деятельностью в России. А для этого актуально и своевременно проведение профсоюзных уроков для старшеклассников. Данная методическая разработка адресована учителям истории, обществознания, экономики и права при подготовке и проведению ежегодных профсоюзных уроков. Методические разработки представляют практическую значимость для педагогических работников образовательных организаций всех типов.
Цель - способствовать созданию представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Осуществление связи теории с практикой на занятиях на тему "Достойный труд в XXI веке".
Задачи:
- Определить характеристики труда с применением норм российского трудового права.
- Формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности.
- Определить основные права несовершеннолетнего работника, льготы и гарантии.
- Познакомить с деятельностью профсоюзов по обеспечению трудовой гарантии несовершеннолетних работников.
Форма урока: урок - комбинированный урок. Для проведения данного урока необходимо заранее познакомить учащихся с трудовым правом, Трудовым кодексом и трудовыми правами несовершеннолетних работников.
Оборудование: электронная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.
Класс разделен на три группы, каждая группа получает отдельное задание. Для работы каждая группа получает документы: Конституцию РФ, статьи из Трудового кодекса (статья 265-271), работу Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», документами с выдержками об основных и дополнительных гарантиях трудовых прав несовершеннолетних.
План урока:
1. Определение понятия «труд».
2. Дискуссия: «Труд: право или обязанность?».
3. Деятельность профсоюзов:
а) понятие «профсоюз»
б) история профсоюзов
в) роль профсоюзов
4. Рефлексия: решение задач по данной теме в формате ЕГЭ по обществознанию.
Ход урока
1. Вступление
Cлова учителя. На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создаётся экономическая основа общества.
Обычно люди трудятся сообща. В процессе совместного труда люди распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют машины, оборудование и другие средства производства. Отношения, в которые люди вступают в процессе трудовой деятельности, регулируются нормами трудового права.
Наш урок посвящен трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен любой старшеклассник.
Тема урока: «Достойный труд в XXI веке» (презентация).
Перед обсуждением данной темы нужно дать определение понятию «труд». Человек и общества могут потреблять лишь то, что создано трудом. Чем выше организация труда, его техническая оснащённость, тем богаче общество. Все великие открытия, весь научно - технический прогресс общества, его цивилизации - это результат большого труда многих поколений людей.
Что же такое труд?
Цитаты:
Труд - не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.
Л.Н. Толстой
Определения труда:
1) Труд - это планомерная сознательная деятельность с целью переработки того, что даёт природа, в предметы потребления.
2) Труд - это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей.
3) Труд - это средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека.
4) Труд - это любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг.
Учитель: Что такое труд для вас в современной России?
Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим:
Труд - это:
- Средство для поддержания жизненных потребностей человека;
- Средство для развития творческого потенциала человека;
- Способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса;
- Участие в развитии общества;
- Потребность и способ самореализации;
- Право, предоставленное мне обществом (могу им воспользоваться, если есть необходимость);
- Обязанность, возлагаемая на меня государством, семьёй.
Учитель: Как вы можете охарактеризовать со своих позиций труд?
Учитель подводит итог обсуждения: Труд: средство, способ; потребность, право, обязанность.
Труд - это осознанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложение усилий и осуществление работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Учитель: В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ вторую составляющую (труд как обязанность) не фиксирует.
Так что же такое труд - право или обязанность?
Для доказательств используйте документы, которые у вас на столе.
- Задание 1-й группе: Докажите, что труд - это право.
- Задание 2-й группе: Докажите, что труд - это обязанность.
- Задание 3-й группе: Какие социальные гарантии предоставляются молодёжи при трудоустройстве?
ВЫВОД:
По Конституции РФ:
ТРУД
- свободен
- безопасен
- доброволен
- оплачиваем
- право на отдых
- право на разрешение споров.
В процессе обсуждения пришли к выводу:
ТРУД: и право, и обязанность.
Учитель: Существует организация, которая оказывает защиту прав работников. И об этой организации и её функциях мы поговорим дальше. Что же такое профсоюз?
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы борются за:
- Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда.
- Достойную заработную плату и эффективную занятость.
- Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг.
- Безопасное рабочее место.
- Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов.
- Развитие социального партнёрства как действенного инструмента, формирования условий эффективного труда.
Социальные гарантии
- Сохранение рабочего места (например, в течение длительной болезни).
- Приём на работу на условиях постоянного трудового договора.
- Выполнение трудовых обязанностей, определённых трудовым договором (а не их расширение, пересмотр без согласования с работником).
- Выплата установленного размера заработной платы в срок и полностью.
- Режим рабочего времени, оплаты по действующему законодательству.
- Выделение квоты для трудоустройства молодежи; прохождение бесплатного медицинского осмотра при приеме на работу; снижение объема недельного рабочего времени; снижение норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей; увеличение продолжительности очередного отпуска.
Учитель: Для закрепления материала урока каждой группе учащихся предлагается решить задачи в формате ЕГЭ по обществознанию.
Задание 1
По итогам конкурса на замещение должности секретаря-референта работодатель отказал 50-летней Анне Ивановне, полностью соответствующей по своим профессиональным качествам должностным требованиям. На работу была принята 19-летняя студентка, не имевшая опыта работы и специального образования. Анна Ивановна сочла свои права нарушенными и обратилась в суд.
Правомерны ли претензии Анны Ивановны? Дайте обоснованный ответ. В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено это дело? Какая процессуальная роль будет у Анны Ивановны в судебном разбирательстве?
Ответ учащихся:
В правильном ответе должно быть указано следующее.
- Претензии Анны Ивановны правомерны.
- Обоснование: трудовое законодательство запрещает дискриминацию по возрастному признаку в сфере труда, в том числе и при приеме на работу.
- Дело будет рассматриваться в рамках гражданского судопроизводства.
- Процессуальная роль: истец.
Задание 2
В свободное от учебы время пятнадцатилетний десятиклассник Роман решил устроиться работать ночным сторожем. Но работодатель отказался принять его на эту должность и предложил вакансию курьера.
Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Как в Трудовом кодексе РФ характеризуется труд, которым может заниматься 15-летний школьник? Приведите две характеристики. Как при заключении трудового договора с 15-летним школьником решается вопрос об испытательном сроке? Какие права есть у работника в РФ? Назовите два любых права работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Ответ учащихся: Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Ответ на первый вопрос с пояснением: правомерны, так как Трудовой кодекс РФ запрещает труд несовершеннолетних в ночное время.
2. Ответ на второй вопрос:
- легкий;
- не причиняющий вреда здоровью.
3. Ответ на третий вопрос: принимается на работу без испытательного срока (испытания).
4. Ответ на четвёртый вопрос, например:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
- подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
Задание 3
Галине исполнилось 16 лет, она учится в 10 классе. Школьница решила начать трудовую деятельность, чтобы зарабатывать деньги на карманные расходы. Свое намерение Галина обсудила с остальными членами семьи - родителями и старшим братом. Семья доверила девочке самостоятельно принять окончательное решение. Галина обратилась в специализированное агентство и вместе с менеджером выбрала несколько вакансий с подходящими условиями труда.
Какой уровень общего образования освоила Галина? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что у Галины семья демократического типа? Каким фактором производства владеет Галина как работник? Какие особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет предусмотрены Трудовым кодексом РФ? Укажите две любых особенности.
Ответ учащихся: В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы.
- Ответ на первый вопрос: основное общее образование.
- Ответ на второй вопрос: совместное обсуждение намерений Галины / признание права Галины принять решение самостоятельно.
- Ответ на третий вопрос: труд.
- Ответ на четвёртый вопрос, например:
- запрет применения труда несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда;
- предоставление несовершеннолетним ежегодного отпуска продолжительностью 31 календарный день в удобное время.
Могут быть указаны иные особенности. Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух особенностей.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Заключение
Труд должен быть достойным.
Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение прав и гарантий в трудовой деятельности это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.
Домашнее задание: написать эссе на тему по выбору:
- «Достойный труд - достойная жизнь».
- «Тела юношей закаляются трудом». Цицерон Марк Туллий
- «Счастье достается тому, кто много трудится». Леонардо да Винчи
- «Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство». Д.Рескин
- «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Ушинский