Д.М: - Добрый день уважаемые коллеги. Нас зовут Богданович Дарья Михайловна и Прокофьева Мария Борисовна, сегодня мы хотим поговорить о формировании контрольно-оценочной деятельности в начальной школе и о том, какие педагогические приемы можно использовать для её обеспечения.
- Тема нашего мастер-класса: «Педагогические приемы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы».
М.Б: - Ну а для положительного настроения на работу и для установления доброжелательной атмосферы, мы предложили вам, при входе к класс приём «Поздороваемся ладошками», дети в восторге от такого приёма.
- Скажите, возможно, ли обучение без оценивания результатов действий или поступков ребенка?
- Всегда ли наши дети понимают за что и почему им ставят ту или иную оценку?
Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания и сориентировать школьников на достижение успеха в процессе урока? Как это сделать?
В этом плане на уроках помогают некоторые приемы контрольно-оценочной деятельности.
Д.М: - Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по применению приёмов формирующего оценивания, используемых в начальных классах.
Сейчас вам нужно пройти небольшой тест (тест на слайде № 3-7) выбрать правильный ответ.
И так закончили?
- Поднимите, пожалуйста, руку те, кто уверен в том, что все задания выполнены верны.
- Прежде чем вам сдать свою работу на проверку, возьмите цветные карандаши и отчертите поля (слайд 8):
- КРАСНЫЕ ПОЛЯ - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
- ЗЕЛЁНЫЕ ПОЛЯ - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,
- СИНИЕ ПОЛЯ - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
- ЖЕЛТЫЕ ПОЛЯ - «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».
А теперь посмотрите на правильные ответы, все ли верно? (слайд 9)
Подтвердили вы свои предположения?
Этот приём называется "Цветные поля". Он используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот прием удобен и детям, и учителю. Как вы думаете почему?
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Таким образом, у обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
М.Б: Следующий прием - это «Оценочный поезд»
- Предлагаю Вам выполнить небольшое задание - вставить пропущенные буквы. (слайд 10)
- Уважаемые участники, давайте договоримся по какому критерию будем оценивать работу. (правильность)
- Давайте решим, что будет считаться абсолютно правильная работа. (отсутствие ошибок, слайд 11)
Итак,
- отсутствие ошибок - высокий уровень;
- Средний уровень 1-4 ошибки;
- Низкий уровень - более 4 ошибок.
- Сравните свои ответы с образцом (слайд 12) и сейчас мы с вами образуем оценочный поезд.
- Учителям раздаются шапочки с фразами «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок». И так встаем там, где вы считаете - сколько вы допустили или не допустили ошибки. Вот у нас и образуется состав - поезд.
- Далее мы выясняем почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать чтобы потом их не допускать.
Д.М: Следующий прием «Прогностическая оценка»
Сейчас вам раздадут карточки со словами и карандаши двух цветов - зелёного и синего.
Задание: - На карточке написаны слова. Нужно поставить ударение, соответствующее орфоэпическим нормам русского языка. (Слайд 13)
- Перед выполнением задания спрогнозируйте, насколько успешно вы справитесь. На листочках шкала, нужно указать уровень предполагаемой успешности выполнения задания.
- Критерии:
- ударения поставлены верно во всех словах - наивысший уровень,
- ошибки в 1-2 словах - высокий уровень,
- 3-5 ошибок - средний,
- более 5 ошибок - низкий. (слайд 14)
Выполните прогностическую самооценку зелёным карандашом. (Слайд 15)
- Расставьте ударение.
- Сравните свои варианты с орфоэпическими нормами русского языка. На слайде (слайд 16) - верные ответы.
- Отметьте на шкале реальный уровень успешности выполнения этого задания синим цветом (слайд 15)
- У кого совпала прогностическая самооценка с реальной? У кого выше? Ниже?
- Прогностическая оценка является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребёнок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего этот способ оценивания применяется на самостоятельных, проверочных работах
Получая работу, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Анализ результатов этой работы позволяет понять направление дальнейшей работы, как над предметными навыками учеников, так и над способностями к адекватной самооценке.
М.Б.: Представляем вам следующий метод «Листы самооценки» - это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включается в процесс урока, но и может использоваться во время выполнения домашнего задания. В этом случае у родителей есть возможность увидеть уровень усвоения ребёнком темы и вопросы, которые вызывают у него затруднения. Лист самооценки может заполняться как по результатам конкретного урока, так и в конце изучения раздела.
- Пожалуйста, выполните самооценку осведомлённости и уровня готовности применять на практике методов формирующего оценивания. Сейчас вам раздадут листы самооценки, предлагается заполнить ( слайд 17) Сделать вывод об осведомлённости по теме семинара и готовности педагогов использовать приемы формирующего оценивания.
М.Б: В настоящее время традиционная система оценивания уже не дает нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
Д.М.: В данной работе мы рассмотрели элементы формирования оценивания. Это помогло нам понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей.
Мы выделили пять принципов формирующего оценивания:
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащегося.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения.
- Учитель создает условия для мотивации ученика.
- Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.
М.Б.: И конечно, хотелось бы красиво закончить наш мастер-класс - арт-рефлексией с цветным песком.
- Мы вам предлагаем высказать своё мнение о мастер-классе и высыпать цветной песок в вазы.
Спасибо за внимание!
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|
…птека, б…гаж, г…гант,
|