Урок по теме "Увеличительные приборы для исследований"

Разделы: Биология

Класс: 5


1. Общая информация по уроку

Предмет

Биология

УМК

Биология, 5 класс. Авторы: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаева, О.А.Корнилова

Класс

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

10

Тема урока

Увеличительные приборы для исследований

Цель

формирование знаний об устройстве увеличительных приборов (световой микроскоп) и правилах работы с ним

Задачи

  • Познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа и правилам работы с ним.
  • Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету, воспитывать ответственность за результат своего труда.
  • Развивать логическое мышление, умение выбирать главное, преобразовывать полученную информацию

Методы и технологии

  • Наглядный - демонстрация презентации, микроскопов
  • Словесный - инструктаж по ТБ.
  • Практический - выполнение практической работы.
  • Проблемный - Метод самостоятельного решения проблемы, расчетных задач

Формы работы

индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Тип урока (укажите тип урока): урок освоения новых знаний

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формировать умение слушать других и участвовать в диалоге;
  • Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Метапредметные:

  • Овладеть составляющими элементами метода исследования;
  • Умение применять физическое понятие «оптика»;
  • Формирование умения работать с различными источниками информации схемами, рисунками и преобразовывать ее;
  • Развивать речь на языке предмета;
  • Умение работать самостоятельно и в парах.

Предметные:

  • Изучить устройство светового микроскопа;
  • Знать назначение его частей;
  • Формировать умение работы с микроскопом.

2. Блочно-модульное описание урока

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

1. Подводит к формулировке темы урока. Создание проблемной ситуации (В руках у учителя цветок)
- Представитель какого царства живой природы находится у меня в руках?
- Какие царства живой природы вы знаете?
- Представителей какого царства, я не могу видеть невооруженным глазом?
- Какой прибор, стоящий у вас на столе поможет изучить представителей данного царства?
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Сообщение темы и запись ее в тетради).
2. Какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
2. Во сколько раз может увеличивать лупа?

Этап 1.3. Целеполагание

Сегодня на уроке, мы познакомимся с работой микроскопа и узнаем функции его частей.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

1) Рассказ учителя (слайдовая презентация)
Мир живой природы на нашей планете очень разнообразен. Чтобы знать строение каждого организма и процессы, протекающие в нем, его нужно изучить. В этом помогают специальные приборы, такие, как микроскоп. Слово микроскоп - это комбинация двух греческих слов: «микрос» - маленький и «скопос» - наблюдатель, все вместе - наблюдатель маленького. Этот прибор позволяет увидеть живые организмы, невидимые невооруженным глазом (слайд 2).
Первым увеличительным прибором была труба, которую создал мастер по изготовлению очков Захарий Янсен. Он вставил в медную трубу оптические линзы и заметил, что она увеличивает в несколько раз. Такой трубой пользовались мореплаватели (слайд 3).
В 1665 году английский ученый Роберт Гук, используя увеличительный прибор, рассмотрел под микроскопом срез пробкового дерева и увидел ячейки, которые назвал клетки. Так он совершил научное открытие (слайд 4).
Позже Антонио Ван Левенгук усовершенствовал микроскоп. Увеличение объектов было в 270 раз и это позволило ему открыть тип Простейших, которые состоят из одной клетки и невидимы глазом (слайд 5).
Современные микроскопы могут давать увеличение объекта в 3500 раз, а электронный микроскоп в 20000 раз (слайд 6). Теперь ученые проникают в тайны живой природы и изучают ее на более высоком уровне.

2) Мы с вами на уроках биологии тоже можем применять микроскоп для изучения биологических объектов.
Демонстрация учителем микроскопов (точка роста).
Микроскоп User Manusl V2.0. Есть микроскопы, которые позволяют рассмотреть мелкие биологические объекты (демонстрация насекомых).
Микроскоп Levenhuk может не только увеличивать биологические объекты, но и фотографировать их (демонстрация).

3) Постановка учебной проблемы.
- Как устроен микроскоп и что позволяет нам увидеть мелкие биологические объекты?

4) Выполнение практической работы (приложение 1).
Наша задача: изучить текст «световой микроскоп» на странице 16, в котором указано, для чего необходима каждая часть микроскопа. А потом, найти эти части у выданных вам микроскопов и работая в парах рассказать друг другу, зачем они нужны.

Работа с рабочими листами проводится в два этапа.

Для работы вам нужны рабочие листы, которые находятся у вас на столах.

Рабочий лист ученика 5 а класса_____________( фамилия)

Практическая работа: Устройство микроскопа и правила работы с ним.

Задание 1. Изучите текст параграфа: Устройство светового микроскопа на стр16 и заполните таблицу. Обратите внимание на таблицу, вы должны в тексте найти не только название частей микроскопа, но и объяснение, зачем они нужны.

Название частей микроскопа

Их характеристика и назначение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Задание 2. Найдите все эти части на микроскопе, используя рисунок учебника.

Используя рисунок учебника на странице 16, найдите эти части на микроскопе, покажите соседу по парте, и объясните их назначение (работа в парах).

Задание 3. Определите увеличение микроскопа.

Для этого рассмотрите окуляр, найдите на нем цифру, затем объектив. Цифру на окуляре умножить на цифру на объективе, это и будет увеличение микроскопа, запишите ответ:

__________х___________=

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Назовите части микроскопа, объясните зачем они нужны (дети по желанию выходят к доске, показывают часть микроскопа и объясняют ее значение).

Динамическая пауза: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Предлагаю вам сыграть в игру, я называю части микроскопа и их назначение и если говорю правильно, вы поднимаете руки вверх и машите мне ладошками, а если нет, то топаете ногами. Начинаем:

  • В тубусе находятся увеличительные стекла.
  • В объектив мы смотрим глазом.
  • Зажимы держат микроскоп.
  • На предметный столик помещаем биологический объект.
  • Зеркало нужно для улавливания света.
  • Штатив держит только окуляр.
  • На штатив крепятся все части микроскопа.
  • Винты микроскопа никогда не крутятся.
  • В окуляр смотрит глаз.

Этап 2.3 Формирование навыков читательской грамоты

Откройте страницу 17, сейчас мы с вами прочитаем правила работы с микроскопом и постараемся найти ключевые слова в каждом правиле (фронтальная работа, дети по цепочке читают правила и ищут ключевые слова).

Этап 2.4 Выполнение в рабочем листе -

Задание №4. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом.

Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

  1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
  2. Штатив поверни ручкой «к себе».
  3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
  4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
  5. Положи готовый препарат под предметный столик.
  6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
  7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Проблемный вопрос: Специалисты каких профессий, используют в своей работе микроскоп, каково его назначение? (Учащиеся дают ответы, учитель демонстрирует слайды, рассказывая об этих профессиях).
Слайд 7 - лаборант, ученый.
Слайд 8 - врач.
Слайд 9 - вирусолог.

Этап 3.2. Систематизация знаний и умений

Установите соответствие между понятиями и терминами, Ответ запишите последовательность цифр:
А) На нем находятся все части микроскопа 1) Объктив
Б) Всегда направлен на биологический объект 2) Окуляр
В) В него смотрим глазом 3) Штатив

Этап 4 Рефлексия

Беседа:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Хотели бы вы стать исследователем живых организмов?
  • Какие живые организмы, вы хотели бы изучать?

Этап 5.2. Домашнее задание

Прочитать страницы 16-18, выучить части микроскопа и правила работы с ним.

Результативность урока

Результаты работы учащихся после оценки рабочих листов:

  • «5» - 6 учащихся;
  • «4» - 16 учащихся;
  • « 3» - 6 учащихся.

Приложение 1

Рабочий лист ученика 5 а класса_______________( фамилия)

Практическая работа: Устройство микроскопа и правила работы с ним

Задание 1. Изучите текст параграфа: Устройство светового микроскопа на стр. 16 и заполните таблицу:

Название частей микроскопа

Их характеристика и назначение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Задание 2. Найдите все эти части на микроскопе, используя рисунок учебника.

Используя рисунок учебника на странице 16, найдите эти части на микроскопе, покажите соседу по парте, и объясните их назначение (работа в парах).

Задание 3. Определите увеличение микроскопа, для этого:

Цифру на окуляре х на цифру на объективе, запишите ответ

__________х___________=

Задание 4. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом.

Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

  1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
  2. Штатив поверни ручкой «к себе».
  3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
  4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
  5. Положи готовый препарат под предметный столик.
  6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
  7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Задание 5. Установите соответствие между понятиями и терминами, ответ запишите последовательность цифр:

А) На нем находятся все части микроскопа. 1) Объктив

Б) Всегда направлен на биологический объект. 2) Окуляр

В) В него смотрим глазом. 3) Штатив

Презентация

Фото с урока