Цель: способствовать доброжелательному межличностному общению в классе.
Задачи:
Личностные: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей обучающихся.
Метапредметные:
- познавательные: развивать способность находить новые знания в новых видах деятельности и умение применять их на практике;
- коммуникативные: формировать культуру общения в классе, уважительное отношение друг к другу;
- регулятивные: демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики.
Предметные: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, цветные карандаши, клей, ножницы.
Методы обучения:
Наглядные:
- Демонстрация: показ презентации
Словесные:
- Беседа;
- Объяснение;
Практические:
- Упражнение.
Предварительная подготовка: дети на предыдущем уроке вырезали сердечки, подписали имена друзей, которых обрели в классе. Далее каждый ученик свое сердечко наклеил на лучики солнышка, получилось солнце «Дружбы».
Ход занятия
1. Организационный момент
Девиз:
Мы веселые друзья,
Друг без друга нам нельзя.
И девиз у нас простой:
- Друг за друга мы горой!
2. Создание психологической комфортности на занятии
(играет песня «Настоящий друг», автор М.Пляцковский)
3. Введение в тему
Учитель: - Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о друзьях, кто такие друзья и какими качествами должен обладать друг. У нас с вами получилось вот такое солнышко «Дружбы» (демонстрация на классной доске).
- Иногда говорят: «Друзья не разлей вода». Как вы понимаете смысл этого выражения? (ответы детей)
Слайд 1.
Учитель: - Что же такое дружба? (ответы детей)
Слайд 2.
Учитель: - Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, как отвечают на этот вопрос другие.
Что такое дружба? -
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель: - Итак, ребята, вы согласны с автором? А что слово дружба означает для вас? (ответы детей)
Слайд 3.
Учитель: - А вот так слово толкуется в словаре С.И. Ожегова, который всю жизнь посвятил собиранию слов.
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии и привязанности.
Учитель: - Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.
Учитель: - Кого мы сейчас называем другом? (ответы детей)
Учитель: - Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
Учитель: - Кто может быть нашим другом? (Ответы детей)
Слайд 4.
Учитель: - А вот так слово толкуется в словаре С.И.Ожегова, который всю жизнь посвятил собиранию слов.
Слайд 5-6
Игра: «Ромашка дружбы».
Учитель: - Ребята, у вас на столе лежит не собранная ромашка. Для того чтобы собрать ромашку, надо выбрать лепестки с теми качествами, которые подходят к дружбе.
(Ребята работают в группах. Каждая группа получает лепестки ромашки, на которых записаны как положительные, так и отрицательные качества человека. Ребята должны выбрать только положительные качества. Как только команда готова, ребята берутся за руки и показывают свою готовность ответить)
Учитель: - Какие лепестки вы не приклеили к ромашке и почему?
Слайд 7.
Физминутка.
(используя песню «Друзья» группы «Барбарики»)
Учитель: - Ребята, знаете ли вы пословицы о дружбе? (ответы детей)
Слайд 8.
Учитель: - Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Вот мы с вами и поиграем в игру «Собери пословицы».
Игра: «Собери пословицы»
(Ребята работают в группах. На столе лежит зеленый конверт, в котором находится только половина пословицы. Учитель читает «начало» пословицы, ребята должны найти «конец» пословицы. Как только команда готова, ребята берутся за руки и показывают свою готовность ответить)
Учитель: - Ребята, главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали? (ответы детей)
Слайд 9. Игра: «Собери друзей»
Учитель: - Поиграем в игру: «Собери друзей». В синем конвертике лежат герои разных мультфильмов. Вам надо определить кто с кем дружит.
(Ребята работают в группах. Дети получают карточки с изображениями сказочных героев.)
Учитель: - Ребята, скажите, а с кем можно дружить? (ответы детей)
Слайд 10.
Учитель: - Правильно ребята. Дружить можно с животными, с природой, с родителями, с книгой. (Рассуждения детей, как можно дружить с родителями, природой, книгой, животными и тд.)
Учитель: - Ребята, а с чего начинается дружба? (ответы детей)
Слайд 11.
Звучит песня «Улыбка» автор М.Пляцковский
Учитель: - Ребята, много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы нашего класса. Обсудите в группах и выскажите свои предложения. (Обсуждения детей).
Слайд 12.
Подведение итогов (рефлексия)
Закон дружбы. (Приложение 4)
Учитель: - Почему «дружба» такое замечательное слово? (ответы детей)
- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Человек без друзей - что дерево без корней».
- Наш класс - это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
- Спасибо за активную работу!
Слайд 13.
- Завершаем наше занятие флэш-мобом «Орлята России». (Ребята вместе с наставниками танцуют танец)