Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему «Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме»

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык


Цели урока:

  • Предметная: Выделить способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями);
  • Развивающая: Формирование у детей учебного действия контроля и оценки;
  • Коммуникативная: Отрабатывать умение взаимодействовать в малой группе, учиться слушать и слышать собеседника.

Основополагающий вопрос: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся записывают число и месяц.

2. Логическая пятиминутка

Учитель: На доске написаны четыре ряда слов. В каждом ряду по четыре слова, три из них имеют сходство. Напоминаю, что сходство - это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения. А четвертое слово - лишнее.

1. Вырезал, пропустил, пробежал, идет.

2.Смеется, пляшет, правит, фыркать.

3. Кричать, говорить, молчит, жать.

4. Идешь, калач, шалишь, кричишь.

Учащиеся: 1. «Идет» - лишнее слово, остальные слова - глаголы прошедшего времени, а это глагол настоящего времени.

Учащиеся: 2. «Фыркать» - лишнее слово, остальные слова - глаголы настоящего времени, а это глагол в неопределенной форме.

Учащиеся: 3. «Молчит» - лишнее слово, остальные слова - глаголы неопределенной формы, а это глагол настоящего времени.

Учащиеся: 4. «Калач» - лишнее слово, остальные слова - глаголы 2-го лица, единственного числа (они пишутся с «ь» на конце после шипящих), а это существительное мужского рода.

Учитель: Итак, чтобы установить сходство мы находили общий признак, т.е. признак, присущий двум или более объектам сравнения.

3. Словарно-орфографическая работа

На доске: земледелие, расстояние, космонавт.

Учитель. Найдите лишнее слово по трём и более признакам и узнаем новое словарное слово.

Учащиеся. Слово космонавт лишнее, так как это слово мужского рода, одушевлённое, в нём 3 слога, начинается с глухого согласного.

Учитель. Объясните значение слова космонавт. Выслушав ответы детей, учитель даёт объяснение слова по словарю русского языка С. И. Ожегова стр. 257: «Космонавт - это тот, кто совершает полёты в космическое пространство».

Учитель. Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?

Учащиеся. В слове космонавт запоминаем орфограммы О и В.

Учитель. Образуйте однокоренные слова к слову космонавт.

Учащиеся. Космонавтика, космический, космос, космодром, космовидение, космооткрыватель космография...

Учитель. Составьте с одним из них предложение, используя глаголы НАБЛЮДАЕШЬ, ИЗУЧАЕМ, ПОМНИТЕ. Обозначьте спряжение глаголов.

Самостоятельная работа детей и последующая проверка: дети читают составленные ими предложения и называют спряжение глаголов. Объясняют правописание безударной гласной в окончании глаголов.

4. Новая тема

Учитель. Скажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2 спряжению?

Учащиеся. Глаголы 1 спряжения в форме 3 лица множественного числа имеют окончания - ут(-ют), а глаголы 2 спряжения: -ат(-ят).

Упражнения в распознавании спряжения глаголов.

(2 учащихся работают у доски).

Учитель. Как сказать иначе? Напишите глаголы в 2 столбика по спряжениям.

  • Обращаться к кому-либо с вопросом (спросить)
  • Переместить снизу вверх (поднять)
  • Становиться зелёным (зеленеть)
  • Сделать чистым (чистить)
  • Отдавать деньги за покупку (платить)
  • Бояться опоздать куда-либо (спешить)
  • Убирать сорняки на грядке (полоть)
  • Набрать воздух в воздушный шарик (надуть)

Проверка.

Учитель. Вы выполнили моё задание? Как вы его выполнили?

Учащиеся. По-разному.

Учитель. Почему так вышло? Что мы не знаем о глаголах в неопределённой форме?

Учащиеся. Мы не знаем, как распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме.

Учитель. Значит, какая тема нашего урока?

Учащиеся. Тема урока: «Распознавание спряжений глаголов по неопределённой форме».

Учитель. Итак, получились разные мнения. Как можно проверить, какой из них верный?

Учащиеся. Мы умеем определять спряжение глаголов по форме 3 лица множественного числа.

Учитель. Определите спряжение данных глаголов.

Учащиеся.

1 спряжение

2 спряжение

поднимут - поднять

спросят - спросить

зеленеют - зеленеть

чистят - чистить

полют - полоть

платят - платить

надуют - надуть

спешат - спешить

Учитель. Как можно узнать спряжение глаголов по неопределённой форме?

Учащиеся. Глаголы неопределённой формы, оканчивающиеся на -ять, -еть, -оть, -уть относятся к 1 спряжению, а глаголы на -ить - ко 2 спряжению.

Учитель. К 1 спряжению относятся глаголы, неопределённая форма которых оканчивается не только на -ять, -еть, -оть, -уть, но и на -ать, -ыть. Составьте схему к данному правилу.

(Дети обсуждают и оформляют схему в группах, затем вывешивают свои варианты на доску. Выбирается самый оптимальный вариант).

Учащиеся. На доске остаётся запись.

1 спряжение - неопределённая форма

  • -ать
  • -ять
  • -еть
  • -оть
  • -ыть
  • -уть

2 спряжение - неопределённая форма

  • -ить

5. Физминутка

Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения - топаем.

Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить, сеять.

6. Закрепление

На доске: боле.шь, спор.м, гуля.шь, зеленее.т, пиш.шь, игра.м, чита. те.

Учитель. Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения.

Учащиеся. Выполняют задание на доске.

Учитель. Какие в данных глаголах личные окончания?

Учащиеся. В данных глаголах безударные личные окончания.

Учитель. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?

Учащиеся. Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1 спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения - И. (Учащиеся по одному выходят к доске и вставляют пропущенные гласные.)

Учитель. Составим алгоритм определения спряжения глаголов по неопределенной форме.

  • Читаем слово.
  • Ставим глагол в неопределенную форму.
  • Определяем спряжение глагола.
  • Делаем вывод.

Работа по карточкам

КАБАН-СЕКАЧ.

Кабан - это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.

Учитель. Прочитать текст. Выписать глаголы, вставляя пропущенные гласные. Указать спряжение глаголов.

Образец: бродит - бродить- 2 спряжение.

Проверка. Взаимопроверка, оценивание работ.

7. Итог урока

Учитель. Выбери утверждение. Сегодня я на уроке: Научилась (научился)...

8. Рефлексия

Нарисуй на карточке кружок:

  • Красный - если было интересно;
  • Зеленый - если понял(а) тему;
  • Синий - если было трудно.

9. Домашнее задание

  • Упражнение 156, стр. 109.