Технологическая карта урока "Условия прорастания и правила посева семян"

Разделы: Биология

Ключевые слова: прорастание семян


Цель: Формирование представлений об условиях прорастания семян, процессах, происходящих при этом и основных правилах посева.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;
  • Осознание важности биологических знаний для обеспечения продовольственной безопасности человечества.

Предметные:

  • выполнять лабораторную работу «условия прорастания семян» в домашних условиях, анализировать ее результаты, делать выводы;
  • выделять существенные признаки строения семени и устанавливать взаимосвязь с выполняемыми функциями;
  • различать по внешнему виду семена некоторых овощных растений;
  • описывать и, по возможности, использовать правила посева семян;
  • понимать роль биологической науки в практической с\х деятельности людей.

Метапредметные:

Регулятивные

  • самостоятельно формулировать цель, ставить задачи и планировать способы их решения;
  • описывать собственный опыт практической деятельности, связанной с хранением, проращиванием и посевом семян;
  • осуществлять самоконтроль и оценивать свою деятельность;
  • определять причины своего успеха или неуспеха;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого человека.

Познавательные

  • устанавливать причинно-следственные связи при определении глубины заделки семян;
  • выявлять и называть причины в случае возможного неудачного результата лабораторной работы;
  • анализировать влияние экологических факторов на процессы жизнедеятельности растений на стадии прорастания семян и развития проростков;
  • выявлять дефициты информации, данных для решения поставленной задачи;
  • совершенствовать навыки работы с текстовой информацией.

Коммуникативные

  • строить позитивные отношения и использовать речевые средства коммуникации, выполняя задания в паре.

Основные понятия: семя, прорастание семян, условия, необходимые для прорастания семян, проросток, посев семян.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Постановка цели

Предлагает сформулировать цель и пути ее достижения.

Формулируют цель и задачи.
Записывают тему урока в тетрадь.

Целеполагание и смыслообразование

Актуализация

Вопросы:
1. Что такое семя?
2. Какие функции оно выполняет?
3. Каково строение семени?
4. На какие группы делят растения по строению семени?

Вспоминают, отвечают с места, показывают части семени на изображении (у доски).

Работа с изображением изучаемого объекта

Изучение нового материала

Проанализируйте результаты домашней л/р по проращиванию семян в разных условиях. Сделайте вводы о том, какие условия необходимы для прорастания семян.

Анализируют, делают выводы. В случае неудачного результата, пытаются понять причины.

Оптимальными условиями для прорастания семян является наличие воды, тепла и воздуха.
Рассуждают, приводят аргументы.
Записывают вывод в тетрадь.

Анализ, установление причинно-следственных связейОсознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Определите какую роль играет каждый компонент (вода, тепло, воздух) для прорастания семян.
Вопрос: Имеет ли значение количественный фактор (количество воды и значение температуры) при прорастании семян?
На основе своих наблюдений опишите, как происходит прорастание семян?
Почему первым из семени появляется корешок?

Анализируют рисунки 85 и 86 в учебнике, делают выводы.

Размышляют, высказывают предположения.

Задание: прочитайте текст учебника на страницах 112-113 и сформулируйте правила посева семян.

Читают, формулируют краткие правила,
записывают в тетрадь.

Применение знаний

Задание: Работая в паре, из предложенных семян и линейки изготовьте модель, отражающую глубину заделки семян.
Вопросы: От каких факторов зависит глубина заделки семян?

Сотрудничают, выполняя задание.

Продуктивное сотрудничество со сверстником
(раскладывают семена на модели на соответствующую глубину)

Рефлексивный

Спрашивает мнение учащихся о положительных моментах урока и о том, что показалось трудным или не получилось

Дают оценку уроку и своему настроению

Рефлексия процесса и результатов деятельности

Оценочный

Предлагает заполнить оценочные листы

Заполняют оценочные листы

Самооценивание

Домашнее задание

Параграф 20, в РТ задания 89,90, 92.
По желанию сделать подборку пословиц и поговорок, в которых упоминается семя и пояснить их смысл.

Записывают Д\З, уточняют непонятные моменты.

Лист самооценивания

Приложение