Консультация для педагогов ДОО «Организация детских игр с использованием выносного материала в летний период»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Летний отдых это заряд на целый год. Любой человек чувствует себя отлично целый год, если он хорошо отдохнул летом. У него сохраняется хорошее настроение, повышается иммунитет. Для ребенка летний отдых имеет огромное значение. Важно хотя бы ненадолго покинуть шумный пыльный город, подышать свежим отдыхом, провести время весело и с пользой. К сожалению, далеко не все родители могут вывезти ребенка на курорты или хотя бы в деревню для полноценного отдыха. Но это не значит, что ребенок должен лишаться такого важного летнего отдыха, когда так хочется бегать, прыгать, скакать, кричать, топать, хлопать и т.д.

Для всестороннего развития и оздоровления детей в условиях детского сада нужно создать необходимые условия.

С наступлением теплых и жарких дней дети должны большее количество времени проводят на улице, во дворе, на природе. Летом появляется замечательная возможность сделать игры для детей более разнообразными. Солнце, свежая зелень, мягкая трава создают великолепные условия для отдыха и игр.

Развивающие занятия нужно проводить только в игровой форме. Ребенок должен набраться сил и окрепнуть физически, чтобы справляться с нагрузками в течение учебного года. Поэтому пусть больше времени проводит на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию, скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

Для развития мелкой моторики подготовьте карандаши, мелки, раскраски, веселые прописи. Рисовать мелом можно на специальной доске, или асфальте. Нужно использовать все виды лепки: из пластилина, теста, глины. Если вы находитесь на даче, вместе с ребенком из глины можно слепить большие замки, крепости, целые города с мостами и каналами или поиграть в гончарную мастерскую. На участке хорошо иметь ведерки, лопатки и другое оборудование для игр в песочнице.

Для развития познавательного интереса устраивайте тематические игры, путешествия. Например: изучаем растительный мир. Осматривая растения в саду и на грядке, сравнивайте, вспоминайте названия и виды овощей, фруктов, цветов, ягод и т.д. Зарисуйте или фотографируйте растения. Организуйте экспериментальную деятельность, чтобы ребенок проследил процесс появления из семян растений и плодов, установите причинно-следственные связи от полива, подкормки, температурного режима и т.п. ведите дневник наблюдений. Позвольте ребенку самому вырастить овощи на грядке или цветы для клумбы.

Путешествие может быть по исследованию окружающей местности, с созданием ее плана или по заранее намеченному маршруту.

Игры типа «Кладоискатель» можно организовать по особым следам и по карте найти спрятанный сюрприз или как охотнику-следопыту по приметам отыскать условную добычу. Мальчишки любят военизированные игры, типа зарницы, с поиском и захватом базы противника и преодолением препятствий. Все подобные игры развивают внимание, умение действовать по плану, сообразительность.

Обеспечьте ребенка набором настольных игр, в которые можно поиграть в вечерний отрезок времени или в дождливый день, одному или с друзьями. Хорошо развивают логическое мышление обыкновенные шашки и домино.

Вода всегда доставляет радость, делает время препровождение более веселым и увлекательным.

Предлагаем Вам примерный список игр, которые Вы можете организовать во время прогулки.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Налей и отмерь

Прекрасное занятие для детей в жаркие дни. Собирайте пластмассовые баночки, стаканчики, кувшинчики и т.д. Малыши любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать.

Приятная прохлада

Итак, сегодня настоящее пекло... Ваш ребенок жалуется на жару - и он прав. Возьмите покрывало и расположитесь под зонтиком, либо под деревом. Захватите с собой ведерко со льдом. Во-первых, это отличный способ эксперементировать со льдом, что с ним случится под солнцем, и вообще как получился лед? Во-вторых, это отличный способ охладиться. Пусть дети лягут на спину, а вы попросите их смотреть на небо, в то же время сосредоточившись на своих ощущениях. Возьмите кубик льда и, едва касаясь, проведите им по ступням детей, а затем по внутренней стороне запястий и локтей. Если детям это понравится, продолжайте прикладывать лед к другим частям тела. Как вы думаете, что он чувствует, когда лед прикасается к спине или животу?

Танец под струей

Как же хочется летом немного охладиться. Все, что вам необходимо, - садовый шланг. Маленькие дети любят бегать и танцевать под струями воды. Можно менять высоту и направление струи.

«Холодный» человек

Конечно, оказаться в мокром покрывале на детском празднике не очень-то приятно. Однако в жаркий полдень - это как раз то, что нужно.

Возьмите старую простыню или большое полотенце, намочите и отожмите его. Пусть ребенок закутается во влажное полотенце или растянется на простыне, чтобы почувствовать прохладу. Если жара становится нестерпимой, разрешите ребенку полежать и в тени на мокром полотенце.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Замок из песка

Предложите детям построить из песка красивый замок. Подскажите им, какие предметы нужно найти, чтобы укрепить эту сложную конструкцию, - камешки, прутики, палочки от мороженого и бутылочные пробки.

Если сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, то затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или тары от йогуртов. Захватите с собой разных предметов, подходящих для этой цели.

Совет строителю: Если ребенку трудно построить такое сложное сооружение, можно просто насыпать песок в кучу - сначала маленькую, а затем все больше и больше. Понаблюдайте, насколько у малыша хватит сил.

Картины на песке

Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение одной минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.

Песчаная черепаха

Предварительная работа - попросить родителей принести ракушки, показать детям иллюстрации черепахи.

Если ваши дети когда-нибудь видели черепаху - живую или на картинке, им понравится идея сделать ее из песка. Предложите ребенку вылепить большую черепаху из песка. Это очень просто сделать. Большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклости по бокам - ноги. Слепив туловище черепахи, дети могут выложить его ракушкам, и тогда у черепахи появится панцирь.

Золотоискатель

Предварительная работа - попросить родителей принести монеты в 5 копеек, подготовить ситечки для просеивания песка

Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своих детей поисками если не золота, то, по крайней мере, меди. Пока дети играют где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком. Когда все будет готово, раздайте детям сито и пусть они «добывают золото». Сделать игру еще интересней поможет план местности, ориентируясь по ней, дети сами отыщут место сокровищ.

Песочное печенье

Играя в саду с песком, дети с удовольствием «приготовят» печенье из песка с помощью кулинарных формочек и накроют стол для чаепития. Пусть воспитатель придет в гости и отведает старание детей.

Мокрые отпечатки

Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Следы исчезают довольно быстро, и поэтому дети способны заниматься этим достаточно долго.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

Следуй за лидером

Играет группа детей. Каждый по очереди будет главным. Воспитателю следует присоединиться к их компании и поддержать всеобщее веселье, дав несколько полезных советов: лидер может ходить, показывать повадки животных и птиц, может подражать утенку, гусю, лаять «по-собачьи» и т.д. Остальные должны ему подражать.

Глядя в небо

Если на улице так жарко, что трудно двигаться, лучше не делать этого. Расположитесь где-нибудь в тени и, лежа рядом друг с другом, смотрите на небо и плывущие облака, обсуждая то, что видите.

ТВОРЧЕСТВО НА ПРОГУЛКЕ

Раскрась себя

Достаньте садовый шланг, акварельные краски, кисточки, и пусть дети займутся рисованием. Позвольте им раскрасить себя так, как им вздумается; затем пусть смоют краску и начнут все сначала.

Рисунки мелом

Предварительная работа для этого интересного занятия - закупить мел разных цветов. Пусть наши дети рисуют мелом на асфальтовых дорожках. Дайте им ведро с водой, чтобы они могли смывать старые рисунки и делать новые. Если во дворе играют несколько детей, разделите место для рисунков на большие квадраты, чтобы у каждого «художника» был свой «асфальтовый» холст. Если ребенок спросит: «Что мне нарисовать?» - посоветуйте ему изобразить великана, как можно большего роста, сад, деревья, облака и небо или сверхскоростную трассу, по которой мчатся легковые машины, грузовики и даже поезда.

Пригласите маляра

Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет «красить». Пусть он покрасит стены веранды, скамейки, игрушки - все, что не боится влаги. Он придет в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Брось дальше

Выройте в песке ямку и устройте соревнование по метанию мешочков. Начертите линию, за которой должны стоять игроки, и по очереди бросайте мешочки, стараясь попасть в лунку. Каждый бросает по пять мешочков. По мере того как дети осваивают игру, постепенно отодвигайте линию все дальше и дальше от ямки.

Игры с мячом

Игры с мячом способствуют развитию у ребенка зрительно-моторной координации. Его можно бросать, скатывать, катить, бросать в корзину, кольцо, цель. Если с мячом играют дети младших групп, полезным будет научить их пинать мяч поочередно правой, левой ногой, брать в руки и бросать друг другу.

Попади в обруч

Обруч размещается на определенном расстоянии. В него бросаются различные предметы: кубики, мячики и т.д. Победитель определяется по большему числу попавших в него предметов.

«Езда на транспортном средстве»

Обруч может стать рулем поезда, автомобиля, самолета.

«Лягушка»

Несколько обручей, положенных в ряд, позволят попрыгать как лягушки.

«Тоннель»

Несколько обручей, поставленных на ребро в ряд, обеспечат создание замечательного тоннеля, через который можно бегать.

Игры со скакалкой.

Прыгать через скакалку ребенок сможет научиться ближе к школьному возрасту. Для более маленьких детей со скакалкой можно организовать игры попроще. Положив ее на травку можно предложить ребенку перепрыгнуть ее, постепенно поднимая скакалку - перепрыгнуть, пролезть под ней, перешагнуть. При помощи скакалки можно ознакомиться с геометрическими фигурами, складывая скакалку в квадрат, круг, ромб, овал, многоугольник, прямоугольник и т.д.

Выше ноги

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

Шустрый мяч

В начале игры ребята садятся в круг. Ведущий дает мяч одному игроку и включает музыку. Пока она звучит, дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка стихает, выбывает тот, у кого оказывается мяч. В конце игры из всех детей остается один, самый ловкий. Он и получит приз.

Для тренировки памяти, внимания и мышления можно использовать следующие упражнения:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Найди лишнее слово!

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час.минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка.кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб.сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Назови, одним словом!

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - .... Птицы - …

Отвечай быстро!

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- назови слова, относящиеся к спорту.

- назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Говори наоборот!

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово.а ты тоже говори, только наоборот» например, большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

Бывает - не бывает!

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Скорость мышления!

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО. НА, ЗА. МИ. МУ, ДО. ЧЕ, ПРЫ, КУ. ЗО."

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Сравнение предметов!

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять черты сходства и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка: стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

Угадай по описанию!

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (Ответ: помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Кто кем будет?

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Художник.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые.или все белые предметы.

Разведчики

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Перечень выносного игрового материала для детей на летний оздоровительный период

1. Игровой материал:

  • для сюжетно-ролевых игр - куклы, коляски, посуда, постельные принадлежности, машинки, т.е. бытовые игрушки;
  • оборудование для игр с водой - ведерки, катера, лодки, «заводные» игрушки и т.д.,
  • оборудование для игр с ветром - султанчики, вертушки, воздушные змеи и т.д.,
  • оборудование для игр с песком - совки, ситечки, ведерки, формочки, машинки;

2. Познавательно-развивающие игры и пособия:

  • для детей младшего возраста, например мозаика, строительный материал, лего;
  • для детей старшего дошкольного возраста, например шашки, шахматы, кубики, ребусы, кроссворды, головоломки, путаницы;

3. Физкультурное оборудование - обручи, мячи, резинки-прылагки, скакалки, маски, кольцеброс, кегли - «боулинг», вожжи и нетрадиционное спортивное оборудование, например на развитие дыхания;

4. Атрибуты для игр и пособия для формирования у детей ОБЖ, ЗОЖ, ПДД, ПБ;

5. Книжный уголок - рассказы, стихи, пословицы, поговорки, приметы о лете, растениях, животных и наглядный материал - иллюстрации, открытки, картины, альбомы о лете, природе и животных;

6. Оборудование для разных видов театра, театрализованных игр и драматизаций;

7. Материал для изобразительной деятельности - мелки, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, свечки, пластилин, глина, цветная бумага, картон, раскраски, трафареты и оборудования - ножницы, клей, кисточки, стеки, баночки для воды, доски для лепки;

8. Материал для ручного труда - природный (шишки, желуди, солома, листья, цветы, ветки и кора деревьев, пух, перья, мох и т.д.) и бросовый (коробки, пакеты, веревки, проволока, пластиковые бутылки, нитки и т.д.);

9. Материал для экологического воспитания цикл наблюдений за природой: альбомы наблюдений за ростом растений в цветнике и на огороде, рисунки детей, экологические игры и т.д.

10. Материал для опытно-экспериментальной деятельности и оборудование для опытов в неживой природе - цветные пластиковые «стеклышки», лупы, прозрачные сосуды разного объема, деревянные палочки, вата, воронка, шприцы без иглы, марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема, зеркала, воздушные шары, пипетки, колбы, песочные часы, весы, компас, магнит, бинокль, соломинки для коктейля, спичечные коробки и т.д.

11. Оборудование для трудовой деятельности детей - лопатки, ведерки, лейки, грабли, совки, веники, щетки, носилки;

12. Выносной стенд, где оформлен материал для родителей.

Необходимо учесть:

  • требования СанПиН, Охраны труда и Техники безопасности;
  • возраст детей;
  • внешний вид, эстетику оформления пособий и оборудования.