Из личного опыта реализации проектной деятельности в школе. Представление курса «Индивидуальный проект»

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом


В современном быстроменяющемся мире каждый день нам приходиться делать выбор, отвечать на «вызовы», выходить из «зоны комфорта». Сегодня человеку необходимо уметь перестраивать алгоритмы своего поведения под новые правила, чтобы внезапный всплеск энтропии информации не повлек за собой стрессовую реакцию и не разрушил работоспособность.

Подготовка к реалиям жизни в условиях постоянно растущей информационной энтропии современного общества начинается в школе. Именно этот социальный институт обязан в рамках учебной деятельности развить у обучающихся основополагающие элементы адаптивного поведения, а именно: самостоятельность в принятии решений, творческое мышление, креативность, умение сформулировать проблему, проанализировать и распланировать свою деятельность по работе с изменившимися условиями, коммуницировать, работать в команде.

Для решения данной задачи Федеральный образовательный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает введение в учебный план «индивидуального проекта». Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Проектную деятельность мы реализуем с начала двухтысячных годов. Проект - прекрасный инструмент в работе любого учителя-предметника как во внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования. За годы работы наши ученики успешно защищали свои проекты на конференциях различного уровня. Это были разработанные и собранные ими модели умной сортировки мусора, приборы для работы спутниковой связи, алгоритмы обработки и сортировки информации, которые должны решать важные технические и социальные задачи, бизнес-планы, представляющие описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы.

Каждая из нас шла своим путем к созданию программы, которую мы сегодня представляем. Объединив наши усилия мы разработали универсальную программу для учителей-предметников средней школы, работающих в 10 классе. Эта единая программа может быть реализована в классе любого профильного направления.

Сегодня система московского образования дает уникальную возможность нашим старшеклассникам воплотить в жизнь свои проектные идеи на базе профильных ВУЗов. Задача школы сформировать у обучающихся системные представления о методах, технологиях и формах организаций проектной деятельности, направленных на решение научных, личностных, социально значимых проблем.

В нашей школе в учебном плане 10 класса выделено 18 ч на курс «Индивидуальный проект». Наш курс вполне позволяет подготовить старшеклассников к реализации своих проектов на базе ВУЗа. В программе курса мы формируем общие представления о данном методе образовательной деятельности, с учетом профиля класса рассказываем о возможных видах проектов, форме реализации и презентации проекта, требованиях к оформлению.

Наша программа состоит из четырех разделов:

1. «Введение» (общие сведения об актуальности метода проекта, характеристика курса);

2. «Виды проектов» (разъяснение разницы между исследовательскими, игровыми, творческими, информационными, образовательными проектами; каким может быть результат проекта, в зависимости от вида и т.д);

3. «Основные этапы проектной деятельности» (знакомство с особенностями проектной деятельности на каждом ее этапе, определение технологических подходов);

4. «Требования к оформлению проекта» (изучение специфики оформления проектных работ разных видов, единых требований к участию в научно-практических конференциях в г. Москве и других регионах РФ).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс (18 часов)

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Практические работы

Контрольные работы

Введение

2

Виды проектов

2

Основные этапы проектной деятельности

9

3

Требования к оформлению проекта

5

2

Данный курс можно реализовывать в рамках обязательной части учебного плана, во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.

«Индивидуальный проект» для ученика - возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, начать погружение в интереснейший мир науки. Это деятельность, которая поможет ему проявить свои личные качества индивидуально или в группе, применить свои способности на пользу обществу, решить проблему самим сформулированную, продемонстрировать публично свои достижения. А миссия учителя - направить, поддержать и помочь ученику приобрести это важный жизненный опыт.