Сценарий праздника День русского языка (игра-путешествие)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Ключевые слова: День русского языка


Пояснительная записка

Данное мероприятие целесообразно провести 6 июня, в День русского языка (во время работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием школьников) или 21 февраля, Международный день родного языка. В этот дни в образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные русскому языку и празднованию дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Задача таких мероприятий - формирование интереса к истории русского языка, воспитание потребности в расширении знаний о языке и развитие творческих способностей школьников. Содержание заданий к конкурсной программе рассчитано на возраст от 11 до 13 лет. (Задания можно напечатать на карточках или поместить в презентацию). Количество команд не ограничивается, возможно личное первенство.

Цель мероприятия: развитие интереса к изучению русского языка, обогащение словарного запаса учащихся, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • формировать умение работать в команде; добиться, чтобы каждый ребенок включился в деятельность.

Оборудование: мультимедийная презентация , проектор, раздаточный иллюстративный материал, музыкальное оформление, костюмы мудрецов, рабочие места для каждой команды.

Форма: конкурсная программа, в ходе которой участники должны сложить пословицу о языке из фрагментов, полученных на разных этапах, выполняя задания по русскому языку.

Ход мероприятия

На экране демонстрируется ролик с песней Григория Гладкова «Говорим на русском языке»

Первый мудрец: Добрый день, ребята! Сегодня наша страна празднует Международный день русского языка. Праздник был учрежден ООН в 2010 году, он отмечается 6 июня. В Российской Федерации праздник утвержден в 2011 году в качестве российского государственного праздника.

Второй мудрец: На сегодняшний день количество людей, владеющих русским в совершенстве, составляет 150 миллионов, а еще 100 миллионов людей считают его своим вторым языком.

Третий мудрец: Но, к сожалению, очень часто мы слышим в речи многих людей ошибки, даже в средствах массовой информации, а некоторых людей и вовсе не можем понять. Хотите посмотреть, как это происходит?

(Фрагмент киножурнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» Выпуск 1974г. №1)

Первый мудрец: Ну и слова, разве можно что-то разобрать.

Второй мудрец: Ну да, это называется сленг. А бывает и такое…

Сценка «Три мудреца»

Третий мудрец: Такой язык нам тоже не нужен. Русский язык нужно беречь. Вот как сказал о нем великий русский писатель И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Второй мудрец: Звучит стихотворение Сабира Абдулы «Выучи русский язык» в исполнении…

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Первый мудрец: Русскому языку посвящаем мы свою конкурсную праздничную программу. Сегодня мы отправимся в Страну Грамматики. Вы побываете в Деревне грамотеев, на Фонетической полянке, на реке Мудрости, а также в роще с Деревом Фразеологизмов.

Второй мудрец: А в Доме Доброслова вас будет ждать наше уважаемое жюри. Вам предстоит из фрагментов собрать известную пословицу о русском языке, которую вы предоставите жюри. Фрагменты вы получите на этапах конкурса, где вам придется потрудиться и выполнить задания. Команду, которая быстрее всех соберёт известную пословицу, ждет сюрприз от Доброслова!

Третий мудрец: А сейчас для вас прозвучит песня Геннадия Малеева и Фаины Николас «Давайте говорить на русском языке» в исполнении…

Первый мудрец: Сегодня каждая команда приготовила домашнее задание - стихотворение о русском языке. Давайте прислушаемся к мудрым словам поэтов.

(Выступления от каждой команды)

Второй мудрец: Итак, отправляемся в путешествие, в Город Грамматики. Свой путь вы совершите по маршрутным картам.

Третий мудрец: Желаем вам приятного и плодотворного путешествия!

Задания на станциях

Участники расходятся по кабинетам с надписями названия объекта в городе Грамматики, где выполняют задания и получают за это фрагмент пословицы.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ПОЛЯНКА

Решите шарады:

С глухим согласным наливаюсь в поле
Со звонким - сам звеню я на раздолье (колос-голос)

С глухим траву она срезает
Со звонким - листья объедает (коса-коза)

С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает (мёд-лёд)

С глухим согласным кругл, как мячик
Со звонким - как огонь горячий (шар-жар)

ДЕРЕВНЯ ГРАМОТЕЕВ

Игра с ударением

1) Как изменится правописание слов, если ударение в них передвинуть с первого слога на воторой?

  • Учится -…..
  • Удочки -…
  • Вовремя -…
  • Истины -…
  • Алое -…

2) Прочитайте следующие слова: пропасть, жаркое, гвоздики.

Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.

3) Найдите не менее 6 вариантов русского имени Ваня, отличающихся суффиксами, которые позволяют передать множество эмоциональных оттенков отношения говорящего к носителю этого имени.

4) Найдите 5 слов с начальными бувами «пар»:

(Ответ: парень, параграф, парта, партер, пароль, партия, парник)

РЕКА МУДРОСТИ

Игра «Переводчик»

Найдите иноязычные слова и замените их русскими.

1) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

2) Во время интервала между двумя уроками в класс вошёл директор школы.

3) После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье.

4) В сочинении ученика много дефектов.

Найдите старославянские слова и замените их на русские

1) Старец нахмурил чело.

2) Построен град великий над Невой.

3) Горят румянце свежие ланиты.

4) На каждом персте у барыни было по перстню.

ДЕРЕВО ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

По следам «Русского медвежонка»

С мальчиком Костей Журавлевым часто проводят воспитательные беседы, и он заметил, что в этих беседах часто звучит много названий птиц. Про него говорят, что он пишет, как ______лапой, на уроках считает, как_____, при виде трудностей прячет голову в песок, как_____, но ему всё как с_____вода.
Какую птицу не упоминают в беседах с Костей?

А) лебедя;
Б) ворону;
В) гуся;
Г) курицу;
Д) страуса;

Игра «Вырасти дерево» (листочки с фразеологизмами на зеленой бумаге)

Перед вами дерево фразеологизмов, прикрепите к нему нужные листочки, на которых записаны фразы.

ДОМ ДОБРОСЛОВА

Игра «Следствие ведут знатоки».

Угадайте, о какой профессии идет речь и докажите.

1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся всеми цветами палитры.

2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Евгений Борисович.

Игра «Корректор».

Найди ошибку в выборе слова.

2) Везде лежит белый снег, небо смуглое.

Археологи при раскопках нашли черепки древних людей.

Гагарин стал первым проходимцем в космосе.

Не успел выпасть снег, как на снегу видны следы лесных зверей, домашних любимцев, птиц, детей, которые бегают на санках.

Наступила весна, и все оживает после зимней просони.

Потом мужчина положил руки на корточки и сказал…

У мальчика была длиннорукая курточка.

Стены в кабинете приклеены обоями.

Хочется сесть на вороного коня, белого как снег.

В Доме Доброслова

Доброслов (председатель жюри): Дорогие знатоки русского языка, я поздравляю вас с праздником День русского языка и поздравляю вас с победой. Да-да, я не оговорился. Вы сегодня все победители, потому что вам всем удалось преодолеть препятствия. Какую пословицу вы должны были сложить? (Хором отвечают: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»). Надеюсь, вы долго будете помнить слова поэтов и писателей о бережном отношении к русскому языку. Любите, цените и знайте свой язык!

(Доброслов вручает подарки)

Литература

  1. А.А.Косолапкова. Дидактические игры при изучении темы «Лексика». // Русский язык в школе. - 1990. - №6. - с.35-37.
  2. Задания, решения и методические указания по проверке и оценке решений муниципального этапа всероссийской и областной олимпиад школьников по русскому языку. /Сост. А.С.Рылова, Л.В.Калинина // Под ред. А.С.Рыловой. - Киров: Изд-во ЦДООШ, 2017.
  3. Прохоренко К.И. Материалы для упражнений по грамматике и правописанию. / Под ред. Т.В.Напольновой. - Издательствоакадемии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963.
  4. Путинцев В.С. Попробуйте! Задания повышенной трудности для изучающих русский язык. - Киров: Издательство «Кировская областная типография», 1992г.
  5. Русский медвежонок - 2021. Задачи, решения, информация, статистика. / Сост. Е.В.Муравенко, И.С.Рубанов, И.Ф.Богдалов/ ООО «Кировская областная типография».

Информационные ресурсы

  1. https://www.youtube.com/watch?v=uoHxAE-XeWQ
  2. https://www.youtube.com/watch?v=eOR2RdtyvAo