Пояснительная записка
Данное мероприятие целесообразно провести 6 июня, в День русского языка (во время работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием школьников) или 21 февраля, Международный день родного языка. В этот дни в образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные русскому языку и празднованию дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Задача таких мероприятий - формирование интереса к истории русского языка, воспитание потребности в расширении знаний о языке и развитие творческих способностей школьников. Содержание заданий к конкурсной программе рассчитано на возраст от 11 до 13 лет. (Задания можно напечатать на карточках или поместить в презентацию). Количество команд не ограничивается, возможно личное первенство.
Цель мероприятия: развитие интереса к изучению русского языка, обогащение словарного запаса учащихся, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- формировать умение работать в команде; добиться, чтобы каждый ребенок включился в деятельность.
Оборудование: мультимедийная презентация , проектор, раздаточный иллюстративный материал, музыкальное оформление, костюмы мудрецов, рабочие места для каждой команды.
Форма: конкурсная программа, в ходе которой участники должны сложить пословицу о языке из фрагментов, полученных на разных этапах, выполняя задания по русскому языку.
Ход мероприятия
На экране демонстрируется ролик с песней Григория Гладкова «Говорим на русском языке»
Первый мудрец: Добрый день, ребята! Сегодня наша страна празднует Международный день русского языка. Праздник был учрежден ООН в 2010 году, он отмечается 6 июня. В Российской Федерации праздник утвержден в 2011 году в качестве российского государственного праздника.
Второй мудрец: На сегодняшний день количество людей, владеющих русским в совершенстве, составляет 150 миллионов, а еще 100 миллионов людей считают его своим вторым языком.
Третий мудрец: Но, к сожалению, очень часто мы слышим в речи многих людей ошибки, даже в средствах массовой информации, а некоторых людей и вовсе не можем понять. Хотите посмотреть, как это происходит?
(Фрагмент киножурнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» Выпуск 1974г. №1)
Первый мудрец: Ну и слова, разве можно что-то разобрать.
Второй мудрец: Ну да, это называется сленг. А бывает и такое…
Сценка «Три мудреца»
Третий мудрец: Такой язык нам тоже не нужен. Русский язык нужно беречь. Вот как сказал о нем великий русский писатель И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Второй мудрец: Звучит стихотворение Сабира Абдулы «Выучи русский язык» в исполнении…
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Первый мудрец: Русскому языку посвящаем мы свою конкурсную праздничную программу. Сегодня мы отправимся в Страну Грамматики. Вы побываете в Деревне грамотеев, на Фонетической полянке, на реке Мудрости, а также в роще с Деревом Фразеологизмов.
Второй мудрец: А в Доме Доброслова вас будет ждать наше уважаемое жюри. Вам предстоит из фрагментов собрать известную пословицу о русском языке, которую вы предоставите жюри. Фрагменты вы получите на этапах конкурса, где вам придется потрудиться и выполнить задания. Команду, которая быстрее всех соберёт известную пословицу, ждет сюрприз от Доброслова!
Третий мудрец: А сейчас для вас прозвучит песня Геннадия Малеева и Фаины Николас «Давайте говорить на русском языке» в исполнении…
Первый мудрец: Сегодня каждая команда приготовила домашнее задание - стихотворение о русском языке. Давайте прислушаемся к мудрым словам поэтов.
(Выступления от каждой команды)
Второй мудрец: Итак, отправляемся в путешествие, в Город Грамматики. Свой путь вы совершите по маршрутным картам.
Третий мудрец: Желаем вам приятного и плодотворного путешествия!
Задания на станциях
Участники расходятся по кабинетам с надписями названия объекта в городе Грамматики, где выполняют задания и получают за это фрагмент пословицы.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ПОЛЯНКА
Решите шарады:
С глухим согласным наливаюсь в поле
Со звонким - сам звеню я на раздолье (колос-голос)С глухим траву она срезает
Со звонким - листья объедает (коса-коза)С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает (мёд-лёд)С глухим согласным кругл, как мячик
Со звонким - как огонь горячий (шар-жар)
ДЕРЕВНЯ ГРАМОТЕЕВ
Игра с ударением
1) Как изменится правописание слов, если ударение в них передвинуть с первого слога на воторой?
- Учится -…..
- Удочки -…
- Вовремя -…
- Истины -…
- Алое -…
2) Прочитайте следующие слова: пропасть, жаркое, гвоздики.
Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.
3) Найдите не менее 6 вариантов русского имени Ваня, отличающихся суффиксами, которые позволяют передать множество эмоциональных оттенков отношения говорящего к носителю этого имени.
4) Найдите 5 слов с начальными бувами «пар»:
(Ответ: парень, параграф, парта, партер, пароль, партия, парник)
РЕКА МУДРОСТИ
Игра «Переводчик»
Найдите иноязычные слова и замените их русскими.
1) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
2) Во время интервала между двумя уроками в класс вошёл директор школы.
3) После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье.
4) В сочинении ученика много дефектов.
Найдите старославянские слова и замените их на русские
1) Старец нахмурил чело.
2) Построен град великий над Невой.
3) Горят румянце свежие ланиты.
4) На каждом персте у барыни было по перстню.
ДЕРЕВО ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
По следам «Русского медвежонка»
С мальчиком Костей Журавлевым часто проводят воспитательные беседы, и он заметил, что в этих беседах часто звучит много названий птиц. Про него говорят, что он пишет, как ______лапой, на уроках считает, как_____, при виде трудностей прячет голову в песок, как_____, но ему всё как с_____вода.
Какую птицу не упоминают в беседах с Костей?
А) лебедя;
Б) ворону;
В) гуся;
Г) курицу;
Д) страуса;
Игра «Вырасти дерево» (листочки с фразеологизмами на зеленой бумаге)
Перед вами дерево фразеологизмов, прикрепите к нему нужные листочки, на которых записаны фразы.
ДОМ ДОБРОСЛОВА
Игра «Следствие ведут знатоки».
Угадайте, о какой профессии идет речь и докажите.
1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся всеми цветами палитры.
2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два, Евгений Борисович.
Игра «Корректор».
Найди ошибку в выборе слова.
2) Везде лежит белый снег, небо смуглое.
Археологи при раскопках нашли черепки древних людей.
Гагарин стал первым проходимцем в космосе.
Не успел выпасть снег, как на снегу видны следы лесных зверей, домашних любимцев, птиц, детей, которые бегают на санках.
Наступила весна, и все оживает после зимней просони.
Потом мужчина положил руки на корточки и сказал…
У мальчика была длиннорукая курточка.
Стены в кабинете приклеены обоями.
Хочется сесть на вороного коня, белого как снег.
В Доме Доброслова
Доброслов (председатель жюри): Дорогие знатоки русского языка, я поздравляю вас с праздником День русского языка и поздравляю вас с победой. Да-да, я не оговорился. Вы сегодня все победители, потому что вам всем удалось преодолеть препятствия. Какую пословицу вы должны были сложить? (Хором отвечают: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»). Надеюсь, вы долго будете помнить слова поэтов и писателей о бережном отношении к русскому языку. Любите, цените и знайте свой язык!
(Доброслов вручает подарки)
Литература
- А.А.Косолапкова. Дидактические игры при изучении темы «Лексика». // Русский язык в школе. - 1990. - №6. - с.35-37.
- Задания, решения и методические указания по проверке и оценке решений муниципального этапа всероссийской и областной олимпиад школьников по русскому языку. /Сост. А.С.Рылова, Л.В.Калинина // Под ред. А.С.Рыловой. - Киров: Изд-во ЦДООШ, 2017.
- Прохоренко К.И. Материалы для упражнений по грамматике и правописанию. / Под ред. Т.В.Напольновой. - Издательствоакадемии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963.
- Путинцев В.С. Попробуйте! Задания повышенной трудности для изучающих русский язык. - Киров: Издательство «Кировская областная типография», 1992г.
- Русский медвежонок - 2021. Задачи, решения, информация, статистика. / Сост. Е.В.Муравенко, И.С.Рубанов, И.Ф.Богдалов/ ООО «Кировская областная типография».
Информационные ресурсы