Школа – территория ГТО

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: ГТО, ГТО в школе


Актуальность проекта заключается в том, что, работая в школе, учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижение интереса у школьников к физической культуре и спорту. С возрастом учащиеся не справляются с учебными нормативами, даже самые элементарные задания вызывают у них трудности для их выполнения. Исходя из этого, проведены специальные исследования физической подготовленности. Исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у более 50% учащихся является ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности, лишь половина способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. Проблема в том, снижается количество учащихся, которые активно занимаются в спортивных секциях и самостоятельными занятиями.

Забота о здоровье граждан выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидетельствует Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». Выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Сейчас, практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья детей. Причиной является малоподвижный образ жизни, накопление отрицательных эмоций, распространение вредных привычек среди детей и подростков.

Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому возрождение ВФСК «ГТО» является необходимым и своевременным для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности учащихся. Целенаправленная работа по организации физкультурно-оздоровительной деятельности позволит не только сохранить здоровье школьников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивировать на здоровый образ жизни, создавать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стала введение действия с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», главной целью которого является охват всего населения страны, как взрослых так и детей, общим спортивным движением.

Комплекс ГТО способствует внедрению физической культуры в повседневной жизни людей, создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне родины.

В силу своей специфики, комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощным механизмов формирования таких мировоззренческих качеств личности, как гражданственность и патриотизм.

Идея проекта состоит в создании, отвечающей вызовам современности, системы физкультурно-оздоровительной работы в школе, разработки рекомендаций по ее реализации, а так же выявление возможностей реализации данного проекта в любом образовательном учреждении.

Новизна проекта связана с поиском новых подходов к развитию мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся.

Практическая значимость заключается в возможности массового распространения опыта подготовки к тестированию ВФСК «ГТО», вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом детей школьного возраста

Цели проекта:

  • Формирование у школьников средствами ВФСК «ГТО» мотивации и устойчивого интереса к физическому и спортивному совершенствованию, укреплению здоровья и здоровому образу жизни.
  • Создание системы внедрения комплекса ВФСК «ГТО» в образовательном учреждении.

Задачи проекта:

  • Разработать план мероприятий поэтапного внедрения ВФСК «ГТО» в образовательном учреждении.
  • Ввести в рабочие программы требования ВФСК «ГТО».
  • Приобщать учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
  • Оптимизировать систему дополнительного образования в школе (организация внеурочной деятельности, спортивные секции по различным видам спорта).
  • Расширять знания учащихся в области физической культуры и спорта, Олимпийских игр и ВФСК «ГТО».
  • Приобщать учащихся к исследовательской деятельности.
  • Взаимодействовать с родителями учащихся по вопросам сохранения здоровья и вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность.
  • Расширять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности, центрами тестирования ВФСК «ГТО»

Содержание проекта

В проекте предлагается система поэтапного внедрения ВФСК «ГТО» в школе.

Выделены 4 этапа системы:

  • 1 этап - «Первые шаги в ГТО» - охватывает учащихся 1 ступени (6-8 лет)
  • 2 этап - «Нам со спортом по пути - ГТО ждет впереди» - охватывает учащихся 2-3 ступени (9-10 лет), (11-12 лет)
  • 3 этап - « К стартам ГТО готовы» - охватывает учащихся 4 ступени (13-15 лет)
  • 4 этап - «ГТО - путь к успеху»-охватывает учащихся 5-6 ступени (16-17 лет) (18-29 лет).

Представлен план реализации поэтапного внедрения ВФСК «ГТО» в школе, рекомендации по выполнению, проведены исследования.

В заключение подведены промежуточные итоги, отмечены положительные и отрицательные результаты, проведен сравнительный анализ исследований.

Реализация проекта:

I этап
«Первые шаги в ГТО»
1 ступень (6-8 лет)

II этап
«Нам со спортом по пути - ГТО ждет впереди!»
2-3 ступень (9-10 лет) (11-12 лет)

III этап
«К стартам ГТО готовы!»
4 ступень (13-15 лет)

IV этап «ГТО - путь к успеху!»
5-6 ступень (16-17 лет)
(18-29 года)

I. Информационно-пропагандистская работа

  1. Тематические классные часы, беседы по вопросам физической культуры, спорта, Олимпийских игр.
  2. Тематические родительские собрания по вопросам физической культуры, спорта, здоровья и ЗОЖ.
  3. Консультации для родителей и учащихся по вопросам организации самостоятельных занятий, физического развития и физической подготовленности и выполнению тестов ВФСК «ГТО»
  4. Представление информации с результатом физкультурно-спортивной деятельности на сайте школы.
  5. Изучение тестов своей ступени и подготовка к их выполнению.

II. Учебно-образовательная работа

  1. Разработка рабочих программ уроков физической культуры с учетом внедрения ВФСК «ГТО».
  2. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности.
  3. Разработка рабочих программ дополнительного образования (спортивные секции).
  4. Разработка индивидуальных маршрутов по подготовке к тестированию ВФСК «ГТО»

1.Реализация программ по физической культуре. Автор: Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова с дополнением требований ВФСК ГТО.
2. Реализация программ внеурочной деятельности: «Фитнес», «Мини-гольф», «Первые шаги в ГТО», «Спортивная семья».

1.Реализация программ по физической культуре. Автор: В.И. Лях с дополнение требований ВФСК ГТО.
2.Реализация программ внеурочной деятельности: «Фитнес», «Нам со спортом по пути», «Спортивная семья», «Оранжевый мяч», «ГТО».
3.Организация спортивных секций: «Спортивное ориентирование», «Мини-футбол», «Черлидинг», «Лыжные гонки».
4. Разработка индивидуальных маршрутов по развитию физических качеств и двигательных
способностей.

1.Реализация программ по физической культуре. Автор: В.И. Лях с дополнение требований ВФСК ГТО.
2.Реализация программ внеурочной деятельности: «Оранжевый мяч», «Все на старты ГТО», «Военно-патриотическая подготовка», «ГТО», «Научно-исследовательская работа».
3.Организация работы спортивных секций: «Спортивное ориентирование», «Футбол», «Черлидинг», «Волейбол», «Баскетбол», «Лыжные гонки».
4.Разработка индивидуальных маршрутов по развитию физических качеств и двигательных способностей

1.Реализация программ по физической культуре. Автор: В.И. Лях с дополнение требований ВФСК ГТО.
2.Организация работы спортивных секций: «Футбол», «Черлидинг», «Лыжные гонки», «Волейбол», «Баскетбол», «Силовое многоборье».
3.Разработка индивидуальных маршрутов по развитию физических качеств и двигательных способностей «Выносливость», «Сила», «Гибкость», « Скоростно-силовые, координационные способности

III. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа

1.«Веселые старты».
2. Соревнования «Моя семья - спортивная семья».
3.Соревнования «Самый быстрый и ловкий».
4.Военно-спортивная игра «Зарница».
5.Фестиваль ГТО в школе (выполнение тестов в школе).
6.Выполнение тестов в центре тестирования.

1.«Веселые старты».
2.Семейные старты «Сдаем ГТО вместе».
3.Спортивное многоборье «Мы выбираем спорт».
4.Онлайн-соревнования «Многоборье ГТО»
5.Соревнования по мини-футболу, баскетболу, пионерболу.
6.Легкоатлетическое многоборье.
7.Военно-спортивная игра «Зарница».
8.Соревнования «Проложи свою лыжню».
9.Фестиваль ГТО в школе
10.Выполнение тестов в центре тестирования.

1.Легкоатлетическое многоборье (бег, прыжки, метание).
2.Силовое многоборье «Богатырская наша сила»
3.Конкурс гимнастические пирамиды.
4.Соревнования «Сила и грация».
5.Соревнования «Мы выбираем спорт»
6.Онлайн-соревнования «Многоборье ГТО»
7.Военно-спортивная игра «Салют».
8.Соревнования по видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лыжи, легкая атлетика).
9.Фестивали ГТО в школе и городе
10.Выполнение тестов в центре тестирования.

1.Силовое многоборье.
2.Спортивные праздники, флэш-моб.
3.Военно-спортивное многоборье.
4.Онлайн-соревнования «Многоборье ГТО»
5.Военно-спортивная игра «Салют».
6.Соревнования по видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лыжи, легкая атлетика).
7. Фестивали ГТО в школе и городе
8.Выполнение тестов в центре тестирования.

Исследовательская деятельность учащихся

В ходе реализации проекта учащиеся школы активно привлекаются к индивидуальной проектной деятельности, к участию в конкурсах и конференция.

Взаимодействия в рамках проекта

В ходе реализации проекта выстраивается взаимодействие

  • Семьи и образовательной организации в рамках использования совместных форм занятий физической культурой с членами семьи
    • проведение совместно с родителями спортивно-массовых мероприятий, мастер-классов,
    • информирование родителей о ВФСК «ГТО»
    • проведение для родителей открытых занятий и консультаций по подготовке к тестированию ВФСК ГТО
    • изучение степени удовлетворенности родителей и учащихся системой спортивно-массовой работы в школе
  • Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и образовательной организации в рамках использования совместных форм занятий физической культурой и спортом

Взаимосотрудничество с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности, это МБУ ДОД ДЮСШ-4, ДЮСШ-13, СДЮШОР-1 (Ледовый Дворец и стадион «Салют»), военно-спортивный клуб «Штурм», дает возможность:

  • выбрать различные виды спорта. Обучающиеся имеют возможность заниматься в различных спортивных секциях: лыжные гонки, баскетбол, футбол, вольная борьба, тхэквондо, хоккей, велоспорт, регби, черлидинг, бокс.
  • повысить учащимся свой спортивный уровень;
  • совместно использовать материально-технические базы школы и учреждений дополнительного образования;
  • проведение совместных педагогических советов, круглых столов, семинаров, мастер-классов по обмену опытом работы педагогов;
  • совместное проведение спортивно-массовых и социально-значимых мероприятий, праздников и фестивалей,

Взаимодействие с Центрами тестирования ВФСК «ГТО» в процессе участия в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий:

  • проведение совместных, круглых столов, семинаров, мастер-классов по обмену опытом работы педагогов;
  • подготовка и проведение совместного тестирования ВФСК «ГТО»
  • подготовка судей и волонтеров из числа педагогов и обучающихся

Ожидаемые результаты

Результатами проекта являются разработка, апробация и внедрение:

  • нормативного, методического, организационного, материально-технического обеспечения системы физкультурно-оздоровительной работы в школе;
  • новых технологий, методов и форм учебного процесса;
  • учебных программ физкультурно-оздоровительной направленности в рамках дополнительного образования в школе
  • повышение квалификации преподавателей физической культуры на основе применения современных технологий;
  • выявление новых механизмов взаимодействия организаций, осуществляющих спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.

Ожидаемые эффекты проекта

  • повышение стремления всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и физкультурно-оздоровительной жизни образовательного учреждения
  • готовность обучающихся к выполнению и непосредственное выполнение испытаний ВФСК «ГТО»
  • рост профессионального мастерства учителей физической культуры
  • готовность волонтеров из числа обучающихся участвовать в продвижении ВФСК «ГТО» в школе
  • оптимальная организация внеурочной деятельности: эффективное использование времени, создание условий и достижение обучающимися планируемых результатов
  • модернизация материально-технической базы образовательного учреждения
  • вовлечение максимального количества обучающихся к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

  • Положительная динамика прохождения обучающимися испытаний ВФСК «ГТО»
  • Положительная динамика учебных и внеурочных достижений обучающихся, увеличение доли победителей и призёров в спортивных соревнованиях и конкурсах различного уровня
  • Увеличение количества обучающихся, желающих профессионально заниматься спортом
  • Положительная динамика физической подготовленности и уровня здоровья обучающихся.
  • Увеличение числа обучающихся, не имеющих вредных привычек
  • Повышение процента охвата обучающихся программами дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направленности
  • Увеличение количества партнеров, участников совместного взаимодействия социально-образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности
  • Увеличение количества обучающихся школы, их семей, участвующих в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях
  • Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием спортивно-оздоровительной системой школы
  • Повышение рейтинга и конкурентоспособности школы в социуме
  • Обеспечение информационной открытости предлагаемого проекта, отражение результатов проекта в ежегодном докладе руководителя учреждения.

Научно-методическое обеспечение проекта:

  • Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение
  • Программно-методическое, технологическое и организационное обеспечение процесса проектирования системы внедрения ВФСК «ГТО»
  • Информационное сопровождение через сайт школы, СМИ, интернет-ресурсы
  • Диагностика (мониторинговые мероприятия ).
  • Программно-методическое и организационное обеспечение спортивно-массовых мероприятий

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

  • Организация семинара «Системы внедрения комплекса ВФСК «ГТО» в образовательном учреждении» (Методические рекомендации по внедрению проекта «Школа-территория ГТО»)
  • Публикация материалов о результативности и эффективности проекта «Школа - территория ГТО» в средствах массовой информации, профессиональных изданиях.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, вебинарах, с целью обмена опытом по продвижению ВФСК «ГТО» в школе.