Задачи:
- Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.
- Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.
- Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.
- Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
Предварительная работа:
- Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В.Осеевой «Волшебное слово», «Почему?».
- Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.
Материал и оборудование: Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.
Ход занятия
Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.
- Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).
- Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).
- Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).
- Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).
- Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).
- Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему? (Ответы детей).
- Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.
- Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово». (Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)
- Какие вежливые слова нужно говорить при встрече? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
- Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).
- Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения).
- Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим? (До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).
- Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).
- Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).
- Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).
- По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).
- Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).
- Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).
- Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым, нужно быть еще честным, правдивым, и смелым.
Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости. (Дети по очереди говорят пословицы)
- В ком правды нет. В том добра мало.
- Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
- Правда в воде не тонет, в огне не горит.
- Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.
- Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
- От ласкового слова язык не отсохнет.
- А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.
(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)
- В группе нельзя кричать.
- Нельзя драться с друзьями.
- Нужно играть в спокойные игры.
- Не перебивать взрослых.
- Не обижать младших.
- Помогать друг другу.
- У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее повесим в группе и будем соблюдать правила.