Урок «Икона»
Цель урока: создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Задачи:
- Познакомиться с особенностями иконописного изображения;
- Установить чем икона отличается от картины;
- Дать представление о православной традиции отношения к иконе.
Ход урока
I. Повторение изученного на прошлом уроке
- Что называется храмом?
- Правила поведения в храме.
- Устройство православного храма.
- Что такое иконостас?
Иконостас - алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарь от остального храмового помещения.
II. Теоретическое изучение новых понятий
Толковый словарь В.Даля: образ, изображение лика.
Информация из Википедии: в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Греческое слово eikon - изображение, образ, изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.
Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В нашем языке слово икона сохранилось как образ.
(Интересно, что слово «безобразный» обозначает: без образный, не имеющий в себе образа Бога или не существующий. Прежде всего это относится к душевной красоте.)
III. Введение новой темы
Православный храм невозможно представить себе без икон. И сегодня мы узнаем о ее значении для христиан, о ее отличии от картин.
Вопросы детям:
Есть ли у вас дома фотографии дорогих вам людей?
Почему человек, отправляясь в далекое путешествие или по любой другой причине долго отсутствует, берет с собой фотографии близких людей?
Икона - это образ самого близкого для православного человека: образ Бога, Богородицы, святого или образ события, важного для христианина.
Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «Красный угол».
IV. Путешествие в прошлое (можно использовать для рассказа подготовленного ученика)
Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
Этот сюжет говорит о том, что сам господь благословил людей писать иконы. Хотя были времена гонений и уничтожений икон в христианстве.
V. Икона и картина (их отличия)
Сейчас мы будем наблюдать, сравнивать и называть отличия картины и иконы.
1. Содержание.
Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
2. Время.
На картине все события происходят в определенное время, а на иконе могут быть события ,происходящие в разное время и в разных местах.
На иконе прошлое, настоящее и будущее существует одновременно.
3. Лик (личное).
Самое главное на иконе Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны, и как бы смотрят на стоящего перед иконой . К личному относятся и руки, жесты.
Как в книге словами записан текст. Так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия.
Нимб - особое свечение вокруг головы.
4. Цвет.
На иконе каждый цвет имеет свой смысл.
ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы, сияние вокруг фигур- всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.
- Белый - нравственная, чистая
- Черный - тьма, злые силы
- Красный - огонь, жизнь
- Зеленый - символ жизни на Земле
- Багровый - знак величия
- Голубой - цвет небесной истины
Совсем нет серого цвета. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
5. Свет.
На картине есть тени, свет падает на лица.
На иконе нет теней. Свет исходит из глубины ликов и фигур.
6. Перспектива.
Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир.
VI. Икона и молитва
На картину люди любуются. А икона для чего?
А перед иконой молятся. Обращение к православной иконе - очищение души. Православные христиане считают, что икона является проводником к Богу.
Икона не молится вместо людей, а напоминает человеку о его призвании стать лучше.
VII. Иконописец
Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение у священнослужителя и соблюдать еще многие правила.
Икона создается молитвой и для молитвы.
Иконописцы всегда почитались церковью и людьми.
Одним из известных иконописцев является Андрей Рублев. (около 1360-1427).
Историческая справка:
О жизни Рублёва ничего не известно. В летописях его называют чернецом за темное монашеское одеяние. Имя, которое он получил при крещении, неизвестно, имя Андрей ему дали при монашеском постриге. Впервые Андрей Рублёв упоминается в летописи 1405 года, когда он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера-иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. Руководил работой Феофан Грек. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Но Рублёв не подражал страстной кисти византийца. Русский иконописец видел мир ясно, спокойно и кротко. Прозрачные, «дымом писаные» краски его икон - голубую, белую, зеленую, багряную, золотистую - стали называть рублёвскими.
Главным шедевром стала икона «Троица».
Что хотел сказать современникам и потомкам иконописец Андрей Рублёв? Единство и гармония человека и мира возможны лишь на основе жертвенной любви, которую явил людям Иисус Христос.
Окончил свой земной путь прп. Андрей Рублёв в Свято-Андрониковском монастыре. В страшные для людей времена испытаний, бед и несчастий он всегда вселял надежду на спасение, он страдал с ними и сострадал им. Уже в XX веке он был причислен к лику святых.
VIII. Работа с учебником
Стр.76-80, ответы на вопросы.
IX. Подведение итогов
- Что нового узнали?
- В чем отличие иконы от картины?
- Кому и о чем молятся православные христиане, стоя пред иконой?