Урок "Основы православной культуры". Тема: «Икона»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ

Ключевые слова: Икона, иконописцы, иконостас


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (87 МБ)


Урок «Икона»

Цель урока: создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Задачи:

  • Познакомиться с особенностями иконописного изображения;
  • Установить чем икона отличается от картины;
  • Дать представление о православной традиции отношения к иконе.

Ход урока

I. Повторение изученного на прошлом уроке

- Что называется храмом?

- Правила поведения в храме.

- Устройство православного храма.

- Что такое иконостас?

Иконостас - алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарь от остального храмового помещения.

II. Теоретическое изучение новых понятий

Толковый словарь В.Даля: образ, изображение лика.

Информация из Википедии: в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Греческое слово eikon - изображение, образ, изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.

Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В нашем языке слово икона сохранилось как образ.

(Интересно, что слово «безобразный» обозначает: без образный, не имеющий в себе образа Бога или не существующий. Прежде всего это относится к душевной красоте.)

III. Введение новой темы

Православный храм невозможно представить себе без икон. И сегодня мы узнаем о ее значении для христиан, о ее отличии от картин.

Вопросы детям:

Есть ли у вас дома фотографии дорогих вам людей?

Почему человек, отправляясь в далекое путешествие или по любой другой причине долго отсутствует, берет с собой фотографии близких людей?

Икона - это образ самого близкого для православного человека: образ Бога, Богородицы, святого или образ события, важного для христианина.

Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «Красный угол».

IV. Путешествие в прошлое (можно использовать для рассказа подготовленного ученика)

Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

Этот сюжет говорит о том, что сам господь благословил людей писать иконы. Хотя были времена гонений и уничтожений икон в христианстве.

V. Икона и картина (их отличия)

Сейчас мы будем наблюдать, сравнивать и называть отличия картины и иконы.

1. Содержание.

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

2. Время.

На картине все события происходят в определенное время, а на иконе могут быть события ,происходящие в разное время и в разных местах.
На иконе прошлое, настоящее и будущее существует одновременно.

3. Лик (личное).

Самое главное на иконе Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны, и как бы смотрят на стоящего перед иконой . К личному относятся и руки, жесты.

Как в книге словами записан текст. Так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия.

Нимб - особое свечение вокруг головы.

4. Цвет.

На иконе каждый цвет имеет свой смысл.

ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы, сияние вокруг фигур- всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.

  • Белый - нравственная, чистая
  • Черный - тьма, злые силы
  • Красный - огонь, жизнь
  • Зеленый - символ жизни на Земле
  • Багровый - знак величия
  • Голубой - цвет небесной истины

Совсем нет серого цвета. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

5. Свет.

На картине есть тени, свет падает на лица.

На иконе нет теней. Свет исходит из глубины ликов и фигур.

6. Перспектива.

Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна.

Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир.

VI. Икона и молитва

На картину люди любуются. А икона для чего?

А перед иконой молятся. Обращение к православной иконе - очищение души. Православные христиане считают, что икона является проводником к Богу.
Икона не молится вместо людей, а напоминает человеку о его призвании стать лучше.

VII. Иконописец

Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение у священнослужителя и соблюдать еще многие правила.

Икона создается молитвой и для молитвы.

Иконописцы всегда почитались церковью и людьми.

Одним из известных иконописцев является Андрей Рублев. (около 1360-1427).

Историческая справка:

О жизни Рублёва ничего не известно. В летописях его называют чернецом за темное монашеское одеяние. Имя, которое он получил при крещении, неизвестно, имя Андрей ему дали при монашеском постриге. Впервые Андрей Рублёв упоминается в летописи 1405 года, когда он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера-иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. Руководил работой Феофан Грек. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Но Рублёв не подражал страстной кисти византийца. Русский иконописец видел мир ясно, спокойно и кротко. Прозрачные, «дымом писаные» краски его икон - голубую, белую, зеленую, багряную, золотистую - стали называть рублёвскими.

Главным шедевром стала икона «Троица».

Что хотел сказать современникам и потомкам иконописец Андрей Рублёв? Единство и гармония человека и мира возможны лишь на основе жертвенной любви, которую явил людям Иисус Христос.

Окончил свой земной путь прп. Андрей Рублёв в Свято-Андрониковском монастыре. В страшные для людей времена испытаний, бед и несчастий он всегда вселял надежду на спасение, он страдал с ними и сострадал им. Уже в XX веке он был причислен к лику святых.

VIII. Работа с учебником

Стр.76-80, ответы на вопросы.

IX. Подведение итогов

  • Что нового узнали?
  • В чем отличие иконы от картины?
  • Кому и о чем молятся православные христиане, стоя пред иконой?