Конспект урока развития речи. Знакомство с буквой Т, т. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 1

Ключевые слова: Буква Т


Тема урока. Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т.

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т ], [т'], буквой Т, т.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • формировать умение различать гласные и согласные звуки, умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, развивать познавательные интересы.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока и отдельного задания; отличать верно выполненное задание от ошибочного;
  • осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к окружающему миру;
  • формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать речь других людей, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, умение работать самостоятельно, в парах, осуществлять взаимный контроль.

Ход урока

1. Оргмомент

Посмотрели друга на друга, подарили друг другу улыбки. Я тоже дарю вам свою улыбку. И с хорошим настроением начинаем наш урок.

2. Повторение изученных букв по «ленте букв»

Читаем гласные буквы хором.

- Как мы узнаем гласные звуки? (Воздух выходит свободно, можно петь)

- Почему буква и написана на нижней строчке? (Обозначает мягкость согласного звука)

Хором читаем согласные буквы.

- Как легко узнать согласный звук? (Воздух встречает преграду)

- Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)

- Как мы определяем звонкий звук или глухой? (Закрываем ушки)

- Прочитаем слоги на доске:

- Что делает линия? (делит на слоги)

- Что обозначает линия? (отделяет отдельный звук от слияния)

о|ку

ску

скок

о|ко

ско

о|ки

ски

(слоги 2 столбика и слово разделены пунктирными линиями)

(Второй столбик прочитать как один слог).

3. Подготовка к изучению нового материала

- Ребята, я совсем забыла, что к нам на урок очень захотел прийти помощник. А кто он, вы узнаете, отгадав загадку.

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молок из миски пьёт,
Ну, конечно, это … (кот)

- Произнесем вместе это слово: кот.

- Вы уже, наверное, догадались, какую букву мы сегодня будем изучать? (т)

- Определим, сколько слогов в слове кот. (кулачок)

- Составим схему этого слова. Работать будете в паре. У вас на партах лежат схемы.

-Что стоит в начале слова КОТ? (слияние)

- Произнесем слияние КО. Какой первый звук слышите? (К)

- Что стоит после слияния в слове КОТ? (отдельный звук Т)

- Какой звук т, гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Обозначьте его на схеме.

1 ученик на доске составляет схему слова КОТ, дети проверяют, исправляют ошибки (если они есть)

- Ребята, нам пора отдохнуть.

Физкультминутка

Вот идёт чёрный кот.
Притаился, мышку ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не попадёт.

- Но наш кот добрый, он мышек не обижает.

Как ласково назовем кота? (КОТИК)

- Что мы сказали? (слово)

- Разделим слово котик на слоги. (кулачок)

Сколько слогов в слове КОТИК?

- Разложим слоги на ладошки.

- Составим схему слова КОТИК.

- Какой первый слог? (на доске составляем схему)

- Что это? (слияние)

Объясняем, почему выбрали именно это слияние.

- Назовите второй слог в лове КОТИК. (ТИК)

-Что слышим в начале слога? (слияние)

Поставили схему. Прочитываем слово по схеме.

- Все верно? (нет, не хватает отдельного звука)

Поставили отдельный звук.

­ Какой же мягкий звук есть в слове КОТИК? (ТЬ)

4. Изучение нового материала

- Итак, дети, звуки т ть на письме обозначаются буквой Тт

Вставляю на доску буквы Тт

- Чем отличаются эти буквы? (размером)

- Зачем нам нужны 2 буквы? (Вспоминаем правила, когда пишется заглавная буква Т)

На что похожа буква Т? (Дети говорят)

Показываю картинку и читаю стихотворение.

Картинка - слова начинаются со звука т или ть

Игра. Называем слово. Если оно начинается на т, то дети стоят.

Если начинается на ть- приседают.

Чтение слогов на доске. Котик решил с нами поиграть. Он приготовил 2 пенечка: один с синим квадратиком, значит на него мы поставим слоги с твердым согласным т, другой - с зеленым квадратиком. На него мы поставим слоги с мягким согласным ть.

та

ат

то

от

ту

ут

ты

ыт

ти

ит

Расставляем слоги на пенечки.

5. Ребусы

- Пока мы с вами играли, наш котик куда-то спрятался. Поищем его?

Карточка:

ТОК читаем наоборот: КОТ

Переворачиваю карточку, там картинка кота.

Картинка КИТ и зачеркнута, о вставить.

КОТ (убираю кита, там кот)

- Вот и нашли мы нашего котика.

6. Закрепление изученного материала

- Открываем учебник на с. 53 (линейка, закладка)

Чтение слогов по «цепочке».

Чтение слов (по 1 слову).

- А теперь перед нами текст. Посчитайте, сколько в нём предложений.

(Дети считают)

- Как вы считали предложения?

- Какое правило вы вспомнили?

- Ребята, а у меня получилось 9 предложений. Помогите мне разобраться, какую ошибку я допустила?

- Почему нельзя считать по заглавным буквам?

Молодцы! Урок подходит к завершению У вас хорошее настроение?

У меня тоже. Ведь мы так замечательно потрудились.

- Наш помощник благодарит нас за работу яблочками (раздаю детям яблочки).

- Но, у нас есть Дерево с плохим настроением. Как вы думаете, почему оно грустит? (Скоро зима, листочки опали)

- Давайте мы порадуем наше Дерево и поднимем ему настроение.

- Сейчас вы выберете только одно яблочко.

  • Красное - если на уроке вы очень старались и у вас всё получилось. Вы довольны своей работой.
  • Жёлтое - вы очень старались, но что-то, совсем чуть-чуть не получилось, где-то на уроке вы были не совсем внимательны.
  • Зеленое - вы старались, но чувствуете, что вам надо еще поработать: подучить буквы, почитать еще.

- А теперь вы выходите к доске и дарите дереву настроения то яблочко, которое вы выбрали (дети выходят по очереди по рядам, наклеиваем яблоки на дерево).

- Вот теперь порядок. У всех хорошее настроение. Спасибо за работу. Вы молодцы!