Тема урока. Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т.
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т ], [т'], буквой Т, т.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- формировать умение различать гласные и согласные звуки, умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся;
- развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, развивать познавательные интересы.
Регулятивные УУД:
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока и отдельного задания; отличать верно выполненное задание от ошибочного;
- осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к окружающему миру;
- формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение слушать и понимать речь других людей, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, умение работать самостоятельно, в парах, осуществлять взаимный контроль.
Ход урока
1. Оргмомент
Посмотрели друга на друга, подарили друг другу улыбки. Я тоже дарю вам свою улыбку. И с хорошим настроением начинаем наш урок.
2. Повторение изученных букв по «ленте букв»
Читаем гласные буквы хором.
- Как мы узнаем гласные звуки? (Воздух выходит свободно, можно петь)
- Почему буква и написана на нижней строчке? (Обозначает мягкость согласного звука)
Хором читаем согласные буквы.
- Как легко узнать согласный звук? (Воздух встречает преграду)
- Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Как мы определяем звонкий звук или глухой? (Закрываем ушки)
- Прочитаем слоги на доске:
- Что делает линия? (делит на слоги)
- Что обозначает линия? (отделяет отдельный звук от слияния)
о|ку |
ску |
скок |
о|ко |
ско |
|
о|ки |
ски |
(слоги 2 столбика и слово разделены пунктирными линиями) |
(Второй столбик прочитать как один слог).
3. Подготовка к изучению нового материала
- Ребята, я совсем забыла, что к нам на урок очень захотел прийти помощник. А кто он, вы узнаете, отгадав загадку.
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молок из миски пьёт,
Ну, конечно, это … (кот)
- Произнесем вместе это слово: кот.
- Вы уже, наверное, догадались, какую букву мы сегодня будем изучать? (т)
- Определим, сколько слогов в слове кот. (кулачок)
- Составим схему этого слова. Работать будете в паре. У вас на партах лежат схемы.
-Что стоит в начале слова КОТ? (слияние)
- Произнесем слияние КО. Какой первый звук слышите? (К)
- Что стоит после слияния в слове КОТ? (отдельный звук Т)
- Какой звук т, гласный или согласный?
- Твёрдый или мягкий?
- Обозначьте его на схеме.
1 ученик на доске составляет схему слова КОТ, дети проверяют, исправляют ошибки (если они есть)
- Ребята, нам пора отдохнуть.
Физкультминутка
Вот идёт чёрный кот.
Притаился, мышку ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не попадёт.
- Но наш кот добрый, он мышек не обижает.
Как ласково назовем кота? (КОТИК)
- Что мы сказали? (слово)
- Разделим слово котик на слоги. (кулачок)
Сколько слогов в слове КОТИК?
- Разложим слоги на ладошки.
- Составим схему слова КОТИК.
- Какой первый слог? (на доске составляем схему)
- Что это? (слияние)
Объясняем, почему выбрали именно это слияние.
- Назовите второй слог в лове КОТИК. (ТИК)
-Что слышим в начале слога? (слияние)
Поставили схему. Прочитываем слово по схеме.
- Все верно? (нет, не хватает отдельного звука)
Поставили отдельный звук.
Какой же мягкий звук есть в слове КОТИК? (ТЬ)
4. Изучение нового материала
- Итак, дети, звуки т ть на письме обозначаются буквой Тт
Вставляю на доску буквы Тт
- Чем отличаются эти буквы? (размером)
- Зачем нам нужны 2 буквы? (Вспоминаем правила, когда пишется заглавная буква Т)
На что похожа буква Т? (Дети говорят)
Показываю картинку и читаю стихотворение.
Картинка - слова начинаются со звука т или ть
Игра. Называем слово. Если оно начинается на т, то дети стоят.
Если начинается на ть- приседают.
Чтение слогов на доске. Котик решил с нами поиграть. Он приготовил 2 пенечка: один с синим квадратиком, значит на него мы поставим слоги с твердым согласным т, другой - с зеленым квадратиком. На него мы поставим слоги с мягким согласным ть.
та |
ат |
то |
от |
ту |
ут |
ты |
ыт |
ти |
ит |
Расставляем слоги на пенечки.
5. Ребусы
- Пока мы с вами играли, наш котик куда-то спрятался. Поищем его?
Карточка:
ТОК читаем наоборот: КОТ
Переворачиваю карточку, там картинка кота.
Картинка КИТ и зачеркнута, о вставить.
КОТ (убираю кита, там кот)
- Вот и нашли мы нашего котика.
6. Закрепление изученного материала
- Открываем учебник на с. 53 (линейка, закладка)
Чтение слогов по «цепочке».
Чтение слов (по 1 слову).
- А теперь перед нами текст. Посчитайте, сколько в нём предложений.
(Дети считают)
- Как вы считали предложения?
- Какое правило вы вспомнили?
- Ребята, а у меня получилось 9 предложений. Помогите мне разобраться, какую ошибку я допустила?
- Почему нельзя считать по заглавным буквам?
Молодцы! Урок подходит к завершению У вас хорошее настроение?
У меня тоже. Ведь мы так замечательно потрудились.
- Наш помощник благодарит нас за работу яблочками (раздаю детям яблочки).
- Но, у нас есть Дерево с плохим настроением. Как вы думаете, почему оно грустит? (Скоро зима, листочки опали)
- Давайте мы порадуем наше Дерево и поднимем ему настроение.
- Сейчас вы выберете только одно яблочко.
- Красное - если на уроке вы очень старались и у вас всё получилось. Вы довольны своей работой.
- Жёлтое - вы очень старались, но что-то, совсем чуть-чуть не получилось, где-то на уроке вы были не совсем внимательны.
- Зеленое - вы старались, но чувствуете, что вам надо еще поработать: подучить буквы, почитать еще.
- А теперь вы выходите к доске и дарите дереву настроения то яблочко, которое вы выбрали (дети выходят по очереди по рядам, наклеиваем яблоки на дерево).
- Вот теперь порядок. У всех хорошее настроение. Спасибо за работу. Вы молодцы!