Описание опыта работы куратора школьного юнармейского отряда «Лидер»
«В патриотизме и гражданственности -
будущее России. Патриотизм для нас должен
стать важнейшей духовной и социальной ценностью,
укрепляющей основы российской государственности
и суверенитета. Формирование патриотизма и
гражданственности должно быть всеобъемлющим и
системным».
В.В.Путин
Методологическая обоснованность
Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия» стартовало в России официально с 1 сентября 2016 года, его основная задача - патриотическое воспитание школьников.
Опираясь на нормативные документы: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Конституцию РФ; Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» в МОБУ Липовецкая СОШ №2 был создан юнармейский отряд «Лидер» (действует с сентября 2019 года). С целью методического сопровождения, совершенствования и укрепления системы патриотического воспитания отряда «Лидер» была разработана программа «ЮНАРМИЯ» (Приложение 1).
Актуальность программы после начала спецоперации и связанными с ней стремительными переменами в жизни страны, да и каждого гражданина в частности, была переосмыслена. Цели и задачи, поставленные в программе, подверглись корректировке и определили основную миссию юнармейского движения в МОБУ Липовецкая СОШ №2. Это воспитание патриотизма, который будет проявляться в гордости за свою Родину, за ее достижения, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.
Сегодня патриотизм должен наполниться и политическим смыслом, связанным с готовностью защищать свою Родину, способностью отстаивать интересы Отечества. Патриотизмом должны быть пронизаны все аспекты деятельности каждого юнармейца, да и всех учащихся: общение, учеба, труд, отношения личности с окружающей действительностью. Именно поэтому, вся патриотическая работа должна иметь не случайный, а системный и постоянный характер. Патриотизм должен стать главным движущим вектором образовательного и воспитательного процесса как единого целого.
Степень проработанности
Цель программы: формирование навыков начальной военной подготовки обучающихся ЛСОШ №2 12-17 лет посредством движения «Юнармия» через изучение истории России, гражданской обороны, безопасности жизнедеятельности, строевой подготовки, первой медицинской помощи.
Для реализации поставленной цели определены задачи программы:
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся интерес к военной службе;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, уважение к Государственным символам РФ, Вооружённым силам РФ, их боевым традициям, военной профессии;
- содействовать воспитанию морально-волевых качеств;
- заложить основы коллективных взаимоотношений, личностного общения и совместной деятельности в объединении.
Развивающие:
- формировать у уч-ся способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;
- развивать у уч-ся навыки проектирования;
- развивать у уч-ся навыки планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
- развивать речевую деятельность обучающихся;
- развивать у уч-ся способность работать с различными источниками информации
Обучающие:
- содействовать формированию первоначальных знаний об истории, назначении и структуре Вооруженных Сил РФ, вооружении и военной технике Армии России, о размещении и быте военнослужащих;
- обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении школьных курсов «География», «Биология», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «История Отечества», «Обществознание» и т.д.
- расширить знания уч-ся о Родном крае, выдающихся людях малой Родины;
- знакомить подростков с движением «Юнармия», уставом, структурой, гимном, символикой;
- обучить учащихся элементам строевых приемов и действий в строю;
- обучить учащихся разборке и сборке автомата Калашникова;
- обучить оказанию первой медицинской помощи;
- формировать умения ориентироваться на местности.
Реализация программы предусмотрена за один учебный год.
Так как численность юнармейского отряда увеличивается ежегодно, имеет разновозрастной состав, который ежегодно обновляется, так как приходят новобранцы и уходят выпускники 11 и 9 класса, возникла проблема проведения занятий по обучению юнармейскому делу ребят с разной степенью подготовленности и ограничения по времени реализации программы (1 ч в неделю). Для решения данной проблемы применили технологию наставничества. Целевая модель наставничества «Ученик - ученику» (Приложение 2) показала свою эффективность и результативность.
Суть применения данной технологии наставничества в том, что весь отряд, в количестве 54 человек поделен на отделения, их три. За каждым отделением закреплен командир из числа лучших, опытных юнармейцев старшеклассников, уч-ся 8-11 класса, успешно прошедших и освоивших программу «Юнармия», сдавших зачеты по строевой, огневой, медицинской подготовке, основам безопасности и жизнедеятельности. Командиры отделений (Приложение 3) проводят с юнармейцами обучающие занятия согласно календарно-тематическому плану программы «Юнармия» 1 раз в неделю. Учебу командиров отделений провожу я, как куратор юнармейского движения в школе, а также по договоренности на отдельные занятия мы ездим в в/ч 98655 Липовецкого гарнизона, где с командирами занимается Первов В.А., зампалит. По сборке и разборке АК-74 и пистолета Макарова занятия проходят в местном отделении полиции (по дополнительной договоренности). Оттачивать мастерство строевой подготовки наш отряд ездит в 83 отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду г. Уссурийск (Приложение 4). С этой бригадой мы сотрудничаем с момента образования юнармейского отряда и по настоящее время. На базе бригады Ганенко Владимир Иванович, руководитель Приморской региональной патриотической, детско-юношеской общественной организации «Человек детства», наставник юнармейского отряда «Лидер» ЛСОШ №2. Валерий Иванович проводит уроки мужества, которые пронизаны преданностью своему делу, любовью к Родине, 1 раз в четверть приезжает к нам в школу, проводит общий сбор юнармейцев, определяет задачи на перспективу, проговаривает с ребятами алгоритм их решения, проверяет реализацию предыдущих задач. Валерий Иванович входит в координационный совет, состоящий из педагога-куратора - Викторовой О.А., командиров отделений: Артеменко Егора, Симаченко Никиты, Крестьянова Леонида и командира юнармейского отряда «Лидер» Филатова Игоря. Командир отряда «Лидер» курирует занятия всех отделений, проверяет в конце занятия степень усвоения материала занятия, помогает в трудных ситуациях, когда у отдельных юнармейцев не получается выполнить определенные задания, командир занимается с данным юнармейцем индивидуально. Основными функциями координационного совета являются: координация деятельности структурных подразделений в школе; организация взаимодействия с общественными организациями и органами власти, в/частями; выработка предложений по совершенствованию деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» в МОБУ ЛСОШ №2.
Возможность распространения
Президент РФ В.В.Путин на совещании Совбеза по вопросам патриотического воспитания молодёжи 22.09.2022 года четко обозначил задачи, без которых построить будущее России невозможно. Одной из таких задач является формирование прочного фундамента будущих поколений - патриотизма, что будет способствовать сохранению нравственного иммунитета общества. Владимир Владимирович обратил внимание на тот факт, что для достижения поставленной задачи не должно идти речи «…о шаблонном подходе, который выливается в так называемый «казенный патриотизм», нужны живые формы, эффективное взаимодействие общественно - государственных структур».
Руководствуясь вышеуказанным обращением Президента РФ о стратегии национальной безопасности, опираясь на собственный опыт работы с юнармейским отрядом «Лидер» МОБУ ЛСОШ №2 с 2019 года, в рамках организации сетевого взаимодействия по распространению системного подхода к патриотическому воспитанию было создано на базе Дома Культуры п.Липовцы гражданско-патриотическое объединение «Поколение чести».
Цель которого, осуществлять сетевое взаимодействие юнармейских отрядов учащихся 12-18 лет ЛСОШ №1, ЛСОШ №2 и школы с. Владимировка через реализацию лучших практик по патриотическому воспитанию совместно с общественно-государственными структурами и привлечением местного населения.
Для достижения реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- формировать у учащихся, местного населения уважительное отношение к истории и традициям России, Приморского края, Октябрьского МО;
- расширить диапазон участников акций, мероприятий, приуроченных к календарю образовательных событий;
- расширить знания учащихся о военно-патриотическом наследии России, Приморского края, выдающихся людях малой Родины;
- формировать у учащихся гордость за свою страну, Вооруженные силы РФ, их боевые традиции;
- развивать у учащихся навыки планирования, проектирования, умения работать в команде на общий результат;
- воспитывать интерес к военной службе;
- развивать волонтерскую деятельность
Для эффективности работы гражданско-патриотического объединения «Поколение чести» был создан координационный совет, в состав которого вошли:
- Викторова Ольга Александровна - куратор юнармейского отряда «Лидер», депутат Думы Октябрьского МО;
- Алентьев Леонид Михайлович - депутат Думы Октябрьского МО;
- Медведева Татьяна Фёдоровна - заведующая ДК;
- Дмитриева Елена Степановна - заместитель директора по ВР ЛСОШ №1;
- Рассказова Светлана Ивановна - руководитель юнармейского отряда МОБУ Владимировская СОШ;
- Синявский Виктор Адамович - Председатель Совета ветеранов п.Липовцы;
- Первов Владимир Александрович - замполит в/ч 98655
Общий сбор юнармейцев трех школ в количестве 93 человек проходит на базе Дома Культуры в зрительном зале 1-2 раза в месяц. Каждый юнармейский сбор носит тематический характер (Приложение 5). Перед ребятами выступают представители Совета ветеранов поселка, округа, военнослужащие СВО, находящиеся в отпуске, ветераны Боевого братства Октябрьского МО, военнослужащие в/ч 98655, представители администрации, депутаты Октябрьского МО, сотрудники полиции, известные люди поселка, чей жизненный опыт может служить примером для подражания современного молодого поколения. Также, в рамках работы клуба, запланирован просмотр патриотических фильмов, проведение широкомасштабных акций, мероприятий с привлечением местного населения, сотрудничество с организацией «Октябрьский волонтер». Данное сетевое взаимодействие нашло свое отражение в совместном плане работы, разработанном и утвержденном на заседании координационного совета (см. приложение 5).
Таким образом, организация работы патриотического объединения «Поколение чести» осуществляется через сетевое взаимодействие (Приложение 6), воспитательную работу школы (Приложение 7, Приложение 8); реализацию программы дополнительного образования «Юнармия» ЛСОШ №2 (Приложение 1). Поставленные задачи необходимы для формирования у юнармейцев гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, самореализации при уважении прав окружающих людей, законопослушания, поиска и анализа информации, социальной адаптации, профессиональной ориентации, активного участия в общественной жизни.
Практико-ориентированность практики
В ходе реализации работы патриотического объединения «Поколение чести» у обучающегося будет (личностные результаты):
- воспитан интерес к военной службе;
- воспитана гордость за свою страну, уважение к Государственным символам РФ, ВС РФ, их боевым традициям, военной профессии;
- воспитаны основы коллективных взаимоотношений, личностного общения и совместной деятельности в объединении.
У обучающего будет развита (метапредметные результаты):
- способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- способность к проектированию;
- способность планировать совместное сотрудничество с участниками патриотического объединения, умение работать в группе, выбирать стратегии коммуникации;
- речевая деятельность;
- способность работать с различными источниками информации.
Обучающиеся будут знать (предметные результаты):
- историю России, назначение и структуру ВС РФ, военную технику Армии России, размещение и быт военнослужащих;
- выдающихся людей Приморского края, Октябрьского МО;
- Устав структуру, символику, гимн «Юнармии»;
- элементы строевых приемов;
- устройство автомата Калашникова;
- правила оказания первой медицинской помощи;
Обучающиеся будут уметь:
- ориентироваться на местности;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- описывать изученные события истории Отечества;
- описывать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- правильно использовать средства индивидуальной защиты;
- выполнять команды управления строем;
- разбирать и собирать автомат Калашникова;
Вышеуказанные результаты достигаются в ходе реализации модели сетевого взаимодействия (Приложение 6).
Показателем результативности работы школы по гражданско-патриотическому направлению является не только сохранность контингента уч-ся, но и систематическое увеличение членов юнармейского отряда «Лидер» с 15 человек в 2019 до 53 человек в 2022 году. Суммарное количество юнармейцев за текущий период составило 73 человека. При организации сетевого взаимодействия увеличился охват учащихся Липовецкой школы №1, Липовецкой школы №2, Владимировской школы массовыми общепоселковыми мероприятиями, акциями гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности с 43% до 87%, а школьными до 100%.
Так как проводимые в рамках работы объединения «Поколение чести» мероприятия имеют общепоселковую направленность, то мы говорим и об охвате местного населения патриотической составляющей, что находит свое отражение в активизации местного населения при проведении патриотических акций: «Бессмертный полк», «Свеча Памяти», «Голубь мира», «Красная гвоздика», «Георгиевская лента», «Сад Памяти», «Мы помним», «Посылка солдату», «Моя Россия», «Вахта Памяти», «Пост №1» и другие. Общепоселковые мероприятия в ДК с участием юнармейцев проходят при полном аншлаге, что говорит о заинтересованности местного населения деятельностью патриотического объединения «Поколение чести» и выражается в увеличении числа липовчан, желающих принимать личное участие в проводимых объединением акциях и мероприятиях. Например, в акции «Свеча памяти» 8 мая 2022 года приняло участие более 540 липовчан.
Все вышеуказанное свидетельствует об эффективности использования данной практики и подтверждается проведенными формами контроля результативности освоения образовательной программы юнармейцами детского объединения (на уровне юнармейских отрядов школ, входящих в объединение). 94% юнармейцев имеют зачет по всем разделам дополнительной образовательной программы «Юнармия». Формы контроля отражены в дополнительной общеобразовательной программе «Юнармия».
Считаю, что данная практика применения сетевой модели наставничества эффективна для применения в школах, имеющих дефицит педагогических кадров, в том числе и желающих, заниматься юнармейским движением, позволяет компенсировать отсутствие мужчин в ОУ (в т.ч. служивших в армии). А также позволяет реализоваться самим учащимся во многих сферах деятельности: творческой, спортивной, волонтерской, исследовательской, трудовой, профессиональной и т.д. Целевая модель наставничества «ученик-ученику» также позволяет повысить мотивацию учащихся к учебе, эффективность проведения юнармейских занятий (Приложение 9), позволяет интегрировать учащихся школ, жителей поселка в юнармейское сообщество, тем самым позволяет достичь поставленных перед объединением «Поколение чести» задач, которые в реалиях сегодняшнего времени имеют колоссальную актуальность и важность.
Ссылки на мероприятия, указанные в приложении 9: