Занятие в подготовительной группе по развитию речи с применением мнемотехники "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, подготовительная группа


Цель: формирование умения составлять рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
  • Расширение и активизация словаря по теме «Зима».
  • Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
  • Активизирование речи детей посредством составления предложений, пересказа по мнемотаблице.

Воспитательные:

  • Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия, внимания, умения обобщать.

Предварительная работа.

  • Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за зимними изменениями в природе.
  • Обучение работе по мнемотаблицами.
  • Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
  • Словарная работа - дать определение зиме (снежная, красивая, морозная, праздничная)

Средства:

  • аудиозапись фрагмента произведения П.И.Чайковского «Времена года» (Февраль)
  • мяч;
  • слайд с изображением зимнего леса
  • карточки для составления предложений (мнемодорожки)

Ход ООД

Организационный момент

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (февраль)

Воспитатель (начинает общение на фоне музыки)

- Какое настроение вызывает эта музыка? О каком времени года она напоминает? Правильно, о зиме, это произведение так и называется Времена года. Февраль. Написал ее русский композитор П.И.Чайковский.

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь и февраль). Сегодня мы совершим путешествие в мир природы, в мир зимы. Давайте вспомним признаки этого времени года.

А что бы нам было интересно вспоминать, мы еще и поиграем.

***Встаньте полукругом. Я вам называю слово и бросаю вам мяч, а вы ловите мяч и подбираете слова, но не любые слова, а слова действия. Вспомните, что это слова отвечают на вопрос что…………….? (ответ детей)

Восп. Вьюга что делает? Дует, воет, засыпает, заснеживает.

Снег, что делает? Летит, падает, покрывает. (Ответы детей)

Птицы зимой, что делают? (Ответы детей)

Дети зимой, что делают? (Ответы детей).

Подобрать слова признаки. Зима может быть какая? Снежная, холодная, веселая (Ответы детей).

-День, может быть какой? Зимним, солнечным, снежным. (Ответы детей)

- Вы хорошо справились с заданием. Проходите к столам.

**** используются 2 стола, на которых выкладывают схемы дети, дети сидят на стульчиках полукругом по 5 чел.

Воспитатель:

- Давайте попробуем составить рассказ о зиме.

- Какие изменения в природе происходят с приходом зимы? (Идет снег, становится холодно, бывает метель и т д.)

- Главный признак зимы - снегопад. Каким значком мы его обозначим?

*** дети выкладывают значок, обозначающий снегопад, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- А что происходит с деревьями, кустами? (они засыпают до весны)

- Каким значком мы это обозначим?

*** дети выкладывают значок, обозначающий спящие растения, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- Какое бывает солнце, как оно светит и греет зимой? (Зимой солнце светит мало и не греет)

- Каким значком мы его обозначим?

*** дети выкладывают значок, обозначающий солнце, на столах, а 1 ребёнок - на доске

и проговаривает предложение

- Какой ветер дует зимой? (Зимой дует сильный, холодный ветер.)

*** дети выкладывают значок, обозначающий ветер, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- Что можно сказать про долготу дня и ночи? (День короткий, а ночь длинная)

*** дети выкладывают значок, обозначающий долготу дня и ночи, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

Физминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

Воспитатель: - Что происходит в мире животных зимой? (Зимой животным живется трудно, холодно и голодно. Некоторые животные легли в спячку.)

- Каким значком мы это обозначим?

*** дети выкладывают значок, обозначающий животных, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- Как проводят зиму птицы? (птицы прилетают ближе к жилью человека, ждут от него помощи)

*** дети выкладывают значок, обозначающий птиц, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- Что изменилось в жизни людей зимой? (Зимой люди одеваются тепло, надевают шапки, куртки, варежки, шарфы)

*** дети выкладывают значок, обозначающий одежду людей, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- Какие работы проводят зимой люди? (убирают снег)

*** дети выкладывают значок, обозначающий занятия людей, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

- Какие игры и забавы можно проводить только зимой?

*** дети выкладывают значок, обозначающий зимние забавы людей, на столах, а 1 ребёнок - на доске и проговаривает предложение

Физминутка

- Ребята, посмотрите, у нас получилась схема рассказа о зиме. Давайте попробуем его рассказать.

- Кто хочет начать рассказ?

***дети рассказывают по очереди (по 1-2 предложению)

- А кто может рассказать весь рассказ о зиме? (1 ребёнок)

- Я тоже хочу рассказать о зиме. Можно я попробую?

- Вам понравился мой рассказ? Спасибо вам, ребята, за дружную работу, за сотрудничество. Может быть, кто-нибудь из вас станет настоящим писателем рассказов о природе.

Подведение итогов деятельности

- Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшнего нашего общения?