Использование аутентичного текста песни «Russians» (исполнитель Sting) в качестве фрагмента на уроке английского языка в рамках формирования межкультурных компетенций

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Так как овладение иноязычной речью как средством общения невозможно без знаний особенностей культуры страны изучаемого языка, то лингвострановедческий и коммуникативный подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.

Формирование коммуникативной и лингвострановедческой компетенции включает в себя помимо обучения знаниям, умение правильно «проживать» ситуацию в иностранном окружении. Целью формирования данных компетенций является осуществление обмена между своей культурой и культурой общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновения взаимопонимания и единения.

При обучении английскому языку с помощью аутентичных материалов, богатых внутренним содержанием, мотивирующих активную речевую деятельность собеседников, реализуются различные компетентностные цели, как: коммуникативные, межкультурные и т.д.

Песенные тексты как аутентичные материалы весьма многообразны, различаясь по лингвистической сложности, стилевой и исторической соотнесённости. Поэтому в зависимости от уровня обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конечных целей урока песни могут быть использованы на разных этапах урока.

В отличии от установившегося стереотипа, что с песенным текстом можно работать только на начальном этапе обучения иностранному языку, можно отметить, что на среднем и старших этапах он также необходим.

Не секрет, что подростки обожают современную музыку, тексты песен обычно затрагивают злободневные проблемы, которые учащиеся средних и старших классов любят обсуждать, на примере песен хорошо изучать разговорный неформальный стиль.

Выбирая песню, нужно принять во внимание общепризнанные критерии:

  • песня часто звучит по радио, на телевидении, либо всем знакома;
  • она соответствует моде, вкусам учеников;
  • песни должны отвечать возрастным особенностям учащихся.
  • тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержанию.
  • тексты песен должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, проблемны и актуальны.

На фоне сегодняшнего вторжения России в Украину Стинг решил достать из архивов свою песню 1985 года - Russians («Россияне»), которая была написана о Холодной войне.

«За многие годы, прошедшие с тех пор, как я написал эту песню, я почти никогда ее не пел, потому что представить не мог, что она снова станет актуальной. К сожалению, из-за кровавого и невероятно ошибочного решения одного человека ворваться в мирную, ничем не угрожающую ему соседнюю страну эта песня снова призывает нас всех к гуманности. Для храбрых украинцев, которые борются против этой жестокой тирании, а также для многих россиян, протестующих против того, что происходит, несмотря на риск заключения - мы, все мы, любим своих детей. Остановите войну».

Ниже предложен пример фрагмента урока работы над текстом песни Sting «Russians».

Первый этап - предтекстовый или этап первичного прослушивания. Сначала учащиеся слушают песню и пытаются понять, о чем она, уловить общую идею.

После первого прослушивания происходит обсуждение и анализ услышанного, учащиеся выражают свое мнение о характере песни (шуточная, лирическая, злободневная), об исполнителе и названии произведения, обсуждают основное ее содержание.

  1. What kind of music is this?
  2. Do you know any British singers or groups?
  3. Which British politicians do you know?
  4. Do you know Sting?
  5. Has he a lot of fans in Russia and abroad?
  6. What kind of music do you prefer?
  7. What images spring to mind when you hear the word 'music'?
  8. What does music mean to you?
  9. What music can change the way you feel?
  10. Where does the best music come from, the USA, UK or other?
  11. What decade has produced the best music?
  12. How varied are your musical tastes?
  13. What artists/band do you want to see at a music festival?
  14. What musical genres do you really hate?
  15. Do you think most music (say 90%) is rubbish?
  16. Is the Internet helping or hindering musicians?
  17. Why do humans like music so much?

In Europe and America,
There's a growing feeling of hysteria
Conditioned to respond to all the threats
In the rhetorical speeches of the Soviets
Mr. Khrushchev said:«We will bury you»
I don't subscribe to this point of view
It would be such an ignorant thing to do
If the Russians love their children too

How can I save my little boy
from Oppenheimer's deadly toy?
There is no monopoly of common sense
On either side of the political fence
We share the same biology
Regardless of ideology
Believe me when I say to you
I hope the Russians love their children too

There is no historical precedent
To put the words in the mouth of the president
There's no such thing
as a winnable war
It's a lie we don't believe anymore
Mr. Reagan says:«We will protect you»
I don't subscribe to this point of view
Believe me when I say to you
I hope the Russians love their children too

We share the same biology
Regardless of ideology
What might save us me and you
Is if the Russians love their children too

В Европе и Америке
Нарастает ощущение истерии,
Возникающей в ответ на угрозы
В риторических речах Советов
Мистер Хрущев сказал: «Мы вас закопаем»
Я не разделяю эту точку зрения
Это было бы так глупо делать,
Если русские тоже любят своих детей

Как я могу спасти своего малыша
От смертельной игрушки Оппенхаймера
Здравый смысл не торжествует
Ни по одну сторону политического барьера
Биологически мы одинаковы,
Независимо от идеологии
Поверь моим словам,
Я надеюсь, русские тоже любят своих детей

Не было в истории прецедента,
Чтобы президенту навязали какие-то слова
Не существует такого понятия, как война, в которой можно победить
Это ложь, которой мы больше не верим
Мистер Рейган говорит: «Мы защитим вас»
Поверь моим словам,
Я надеюсь, русские тоже любят своих детей

Биологически мы одинаковы,
Независимо от идеологии
Мы - ты и я - можем спастись лишь при условии,
Что русские тоже любят своих детей

Цитата о песне (Стинг):

«Мысль, что русские не любят своих детей - это бред. Это стало основой разрядки, того, что мы не уничтожили друг друга».

На следующем этапе, происходит повторное прослушивание аудиозаписи. Учитель знакомит обучащихся с исполнителем и названием песни, раздает им печатный текст с пропусками, которые необходимо заполнить и повторно включает запись. Учащиеся должны обратить внимание на произношение, интонацию и слова и словосочетания по теме

  • a growing feeling of hysteria.
  • to respond to all the threats
  • rhetorical speeches of the Soviets
  • subscribe to this point of view
  • no monopoly of common sense
  • Oppenheimer's deadly toy
  • share the same biology regardless of ideology
  • historical precedent
  • a winnable war

Если обратиться к истории, отношения СССР и США в начале восьмидесятых годов оставались крайне напряженными и угроза ядерной войны еще не миновала, и нередко между двумя супердержавами вспыхивали громкие дипломатические скандалы. Обе стороны вели активную пропаганду, представляя идеологических противников едва ли не источниками всего зла на планете.

Великобритания была сторонником Соединенных Штатов. Поэтому неудивительно, что в такой обстановке появилась на свет композиция Russians англичанина Стинга, содержащая обидную для россиян строчку: «Я надеюсь, русские тоже любят своих детей». Но к этой фразе и тому, как Гордон Самнер объяснил ее спустя много лет, мы еще вернемся, но сначала вспомним, как была написана Russians, и разберем другие интересные отрывки из текста.

История создания и смысл песни Russians - Sting

В 1984 году группа The Police, участником которой был Стинг, распалась. Одной из песен его первого сольного альбома была Russians, в которой Стинг выразил свое истинное отношение к обстановке в мире, давая ясно понять, что не доверяет политикам и, выражая надежду на выход из ситуации мирным путем.

В Russians упоминаются советский генеральный секретарь Никита Хрущев с его историческим обещанием «закопать» соперников, Рональд Рейган, который в известной речи пытался убедить американский народ, что тот находится под защитой, и «смертельная игрушка Оппенхаймера», означающая ядерную бомбу.

К моменту написания Russians Хрущев уже не был у власти, но, видимо, выступления советского руководителя с ботинком в руке и пламенные угрозы в адрес капиталистического мира навсегда сделали его врагом номер один в холодной войне.
Стоит упомянуть знаменитое выражение "winnable nuclear war" («ядерная война, в которой можно победить»), высказанное Ричардом Пайпом, советником Рейгана. Стинг называет его слова ложью и говорит: «Не бывает войны, в которой можно победить».

История песни Russians началась, по словам автора, с просмотра советских телепередач в квартире его нью-йоркского друга, у которого было необходимое оборудование. Они убедили Стинга в том, что русские являются такими же людьми, как американцы («биологически мы одинаковы»).

Еще одним поводом для создания композиции стал вопрос его сына о том, существует ли бомба, которая может взорвать весь мир. Стинг вынужден был сказать правду, и увидел неподдельный ужас в глазах ребенка.

Что думает Стинг о песне Russians?

В 1994 году, когда холодная война после краха СССР осталась в прошлом, Стинг так высказался о своем творении:

«Russians - это песня, над которой легко насмехаться, очень искренняя песня. Но в то время, когда она была написана, - на пике параноидального периода Рейгана-Рэмбо, когда русских считали серыми человекообразными роботами, способными лишь взрывать, - она казалась важной».

В 2010 году Стинг дал обширное интервью Владимир Познеру. Конечно, в разговоре была затронута композиция Russians. Музыкант назвал предположение о том, что русские могут не любить своих детей, бредом, и сказал, что никогда не исполняет песню, не объяснив, в каком историческом контексте она была написана.

Интересные факты о песне

В начале песни слышится голос советского диктора Игоря Кириллова (отрывок из программы «Время») и разговор по радиосвязи космонавта Алексея Леонова и астронавта Тома Стаффорда перед стыковкой «Союза» и «Апполона».

Мелодию Russians Стинг позаимствовал у Сергея Прокофьева (сюита «Поручик Киже»).

В 1986 году Стинг исполнял Russians на церемонии Grammy Awards.

Безусловно, песни являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения, работая с лексическим материалом в новом контексте. В том случае если песня направлена только на изучение или закрепление лексического материала, то слова закрепляются при помощи различных упражнений.

В заключение хотелось бы отметить, что использование песен создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе. Приемы работы с песнями сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносит разнообразие в ход урока, создавая эффект новизны.

Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. Но музыка - это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся. И главное, учитель должен стремиться к тому, чтобы процесс обучения не был бы монотонным механическим воспроизведением изучаемого материала, учитель должен увлечь своих учеников, чему в значительной мере способствует работа над песнями.