Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметность - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Цели и задачи учителя английского языка - это совершенствование образовательного процесса посредством реализации метапредметности.
Для достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
- осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
- разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
- определить психолого-педагогический мониторинг метапредметных результатов.
Для реализации метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:
- метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане;
- метакурсы (элективные, по выбору и т.д.);
- метапредметный компонент в содержании учебного курса:
- метапредметные уроки;
- предметный урок + метапредметная тема.
Могут использоваться следующие приёмы: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки - технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Но помимо формирования предметных и метапредметных результатов, которое является одним из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом сейчас, учебно-воспитательный процесс в каждой школе имеет свои особенности:
- ориентированность на личностное развитие детей, их духовной и интеллектуальной сфер, волевых и эмоциональных качеств, устойчивой мотивации к художественной деятельности;
- приспособление учебного процесса к потребностям и возможностям обучающихся с использованием методик дифференцированного обучения, индивидуального подхода;
- внедрение здоровье сберегающих технологий (обеспечение безопасности жизнедеятельности в школе, создание оздоровительной инфраструктуры;
- поддержка и профориентация одаренных детей;
- внедрение информационных технологий, широкое использование компьютера на уроках, интерактивного обучения;
- привлечение детей к участию в концертах, конкурсах, проектах и др.;
Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение. Сегодня в школу приходят дети с очень разной подготовкой, в то время как учителю необходимо каждому дать знания.
Учеников можно разделить на три группы. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 3 группу, можно предоставить наибольшую самостоятельность. Они получают достаточно трудные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся, но задания составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Этим детям можно поручить задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися третьей группы привлекать их к объяснению нового материала. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников третьей группы, предлагаются им в качестве добровольных.
Ученики первой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся первой группы, предлагать им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Но вернемся и к метапредметности и её приёмам.
Ментальные карты, как один из приемов метапредметности, были предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
Хотелось бы привести пример дифференцированного подхода при работе с ментальными картами на уроке английского языка.
Так выглядят примеры изображения ментальных карт.
На уроке, например, по теме «Animals» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера.
Для слабоуспевающих учеников необходимо подписать названия животных по картинкам или можно вставить пропущенные буквы в заготовки названий животных.
Для среднеуспевающих учеников можно предложить подобную схему, но без рисунков и необходимо придумать как можно больше животных той или иной категории.
Для сильных учеников предлагается к категориям животных подписать характеристики.
Соответственно и другие задания, направленные на развитие предметных и метапредметных результатов, можно представить в дифференцированном виде.
Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении конкретной темы.