Упражнения на логику как способ формирования функциональной грамотности

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: логика


Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта - обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание - понимание - применение - систематизация и обобщение».

Внедрение новых технологий и инновационных форм будут способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • читательская грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

  • наличие ситуационной значимости контекста;
  • необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области;
  • новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Важную роль в развитии мыслительной деятельности играют учебные задачи, которые являются средствами овладения системой научных знаний, формирования умений решать задания прикладного характера. Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся оптимальному применению этих операций в своей познавательной деятельности.

На уроках английского языка учителя часто сталкиваются с проблемами, связанными с недостаточно развитым наглядно-образным мышлением у некоторых учащихся и, как следствие этого, - с низким уровнем развития логического мышления. Такие ученики затрудняются в приемах сравнения, классификации и в подведении под понятие, не способны выделять сходства и различия изучаемых грамматических явлений, испытывают трудности в определении причин и в объединении понятий по общим признакам.

Для решения данной проблемы необходимо тщательно подходить к вопросам выбора средств и приемов, стимулирующих развитие логического мышления. В своей практической деятельности я применяю учебные задачи, направленные на формирование следующих приёмов:

сравнения - т.е. мыслительной операции, основанной на сопоставлении предметов и явлений, на нахождении сходства и различия между ними.

Task I

Look at the picture and describe the people. Say what is common or different between them using the words short, tall, slim, fat, with dark hair, blond hair, funny, sad, kind, friendly.

Task II

Study the pictures of 2 dishes. Say which ingredients are used to prepare the dishes. Are they the same or different? Use the words milk, eggs, lemon, jam, salt, sugar, fruit, cream, bread, butter, chocolate.

Task III

Read the text about Polly. Compare her usual working day with yours. Which things are common for you both, which are different?

подведения под понятие - т.е. мыслительной операции, основанной на отнесение любого объекта к тому или иному понятию путем установления наличия у этого объекта признаков данного понятия

Task I

Read the sentences and guess the objects described:

  • You can tell the time with this.
  • You put this on your head.
  • You study this in order to understand the rule.
  • You need this when you want to underline a word.
  • You use it when you need to save a document in the computer.

Task II

Look at the pictures and answer the questions:

  • What can you buy at the baker's?
  • What can you buy at the dairy's?
  • It's round, with ham, mushrooms, tomatoes and cheese on the top. What is it?
  • What starts with T, ends with T and is full of T?
  • You smile when you name it. People think mice love it very much. What is it?

Task III

Listen and guess the animals described:

  • It lives in the woods. It's very big and furry. It has a big nose, a little tail and four legs.
  • It's favourite food is honey, fishes and berries.
  • It has four legs and a tail. It doesn't have any teeth. It can swim and dive under water.
  • It carries a hard shell on the back.

классификации - т.е. приема мышления, в который входят такие действия, как выбор критериев для классификации, деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия, построение иерархической классификационной системы.

Task I

Study the words and distribute them into 3 columns according reading rules:

star, horse, fur, bar, her, more, store, stir, art, turtle, farm, turn, dark, storm, uniform.

Task II

Read the numbers and say which of them are even and which are odd:

thirty-one, forty-two, sixty-seven, fifty-nine, ninety-four, eighty-three, seventy-five,

twenty-eight, thirty-six.

Task III

Match the animals and the habitat:

  • lions ocean
  • camels steppe
  • wolves jungles
  • sharks farm-yard
  • monkeys desert
  • cows savannah
  • ground squirrels forest

Считаю, что, предлагая учащимся подобного рода задания, я создаю для них необходимые «подмостки», побуждающие учеников к самостоятельным суждениям и логическим умозаключениям.