Спасённые шедевры Дрездена

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Они сражались за Родину»


Презентация

Есть в Германии город Дрезден. Старинный город, который уже в 1270 году стал столицей маркграфства Мейсен. Знаменит этот город своим замком, оперой Земпера, дворцом Цвингер и, конечно, Галереей Старых мастеров.

Дрезденская картинная галерея, она же Галерея старых мастеров, это изумительное по качеству собрание живописи от эпохи Возрождения до второй половины 19 века. Систематически собирать коллекцию картин начал курфюст Август Сильный (1670-1733).

В 20 веке в галерее насчитывалось более 750 бесценных полотен.

А сейчас мы отвлечемся от истории галереи и познакомимся с героем нашего рассказа.

Леонид Рабинович, человек с несколькими именами и сложной судьбой. Он родился 19 декабря 1912 года в Одессе. При рождении его звали Леон Нухим-Волькович Рабинович. Учился в школе в г. Житомир, где жили родственники отца. После окончания семилетки уехал в Ленинград в надежде поступить в Академию художеств. Но поступить не смог. Работал на заводе. В 1931 году Леонид Рабинович уехал в Киев, где поступил в художественный институт. Женился, появилась дочь. Леонид Наумович работал в Киевском Театре оперы и балета художником-оформителем, писал заметки об искусстве. Обычная жизнь.

Все изменилось 22 июня 1941 года. Началась ВОЙНА. Уже на следующий день 23 июня Леонид Рабинович явился в военкомат и записался добровольцем. Как у художника, у него была бронь. Но Леонид Наумович не воспользовался ею. Его жена и дочь сумели уехать в эвакуацию. А вот родители не успели, остались в занятом фашистами Киеве. 29 сентября 1941 года Софу и Наума Рабиновичей и еще нескольких родственников и членов семьи вместе с десятками тысяч киевских евреев расстреляли украинские предатели в Бабьем Яру под Киевом.

Сам Леонид Рабинович попал в Киевский котел и оказался в плену. Чудом ему удалось бежать. Воевал в партизанском отряде. После освобождения Киева в 1943 от немецко-фашистских захватчиков его партизанский отряд влился в состав 1-ого Украинского фронта. Леонид Рабинович продолжил войну и к 1945 году получил звание лейтенанта саперных войск.

Теперь вернемся в Дрезден.

13-15 февраля 1945 года Дрезден повергся варварской бомбардировке союзников Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США. На город было сброшено более 7 тонн бомб. Город лежал в руинах. Был частично разрушен архитектурный комплекс Цвингер - место хранения шедевров Дрезденской галереи.

8 мая 1945 г. войсками 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева в ходе Пражской стратегической операции (6-11 мая 1945 г.) Дрезден был взят.

Так в Дрездене и оказался лейтенант Рабинович.

Разве художник, оказавшись волею военного случая в городе с богатейшей картинной галереей, мог отказаться от попытки увидеть ее шедевры?

«И верно, что тут скажешь? Найдутся ли слова достаточно сильные, чтобы выразить то, что мы чувствуем теперь, карабкаясь по развалинам Цвингера?! Под майским солнцем на фоне свежей зелени пышных платанов они кажутся неестественными, нелепыми как дурной сон..... Напряженной, окаменевшей улыбкой улыбается фавн, поддерживающий балконный карниз; у него оторваны обе руки и глубоко изранена мускулистая грудь.» Так описывает свою встречу с дворцом сам Рабинович.

Леонид Наумович прекрасно говорил по-немецки и попробовал расспросить уцелевших жителей, не знают ли они, что стало с галереей. Помогла Леониду Рабиновичу хранительница скульптурного собрания: женщина утверждала, что некоторые экспонаты могли спрятать в здании Академии изобразительных искусств. И она оказалась права. В одном из неразрушенных помещений действительно обнаружили скульптуры, а главное - «подсказку», план с несколькими пометками, где искать картины.

О своей находке Леонид Рабинович, как положено, доложил командованию. Ему выделили пять солдат для продолжения поисков. Удача улыбнулась воинам. В поселке Покау, на который были указания в плане, Рабиновичу удалось поговорить с горным мастером. Он посказал, где находится старая шахта с разветвленной системой штолен. В одной из них и нашли часть шедевров галереи Старых мастеров.

"Это был глубокий туннель, точнее говоря - штольня, горизонтальная горная выработка, заброшенная давным-давно.

Когда-то добытый песчаник подвозили к выходу при помощи вагонеток. Теперь мы бежим, спотыкаясь в темноте о шпалы; впереди, в глубине штольни, на ржавых рельсах стоит вагон. Обычный темно-красный товарный вагон узкоколейного типа. <...> Прямо против двери - плоский некрашеный ящик, уходящий под самую крышу".

В этом ящике хранилась "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. По воспоминаниям свидетелей, когда была снята ящика крышка и взоры присутствующих обратились к изображению, все невольно сняли головные уборы, наступила полная тишина.

Штольня, где были обнаружены картины, оказалась заминированной. Лейтенанту Рабиновичу и его солдатам опять повезло, они избежали взрыва.

О находке было доложено командиру саперного батальона. В поселок приехали саперы, солдаты и реставраторы, прилетевшие ранее из Москвы специальным рейсом. Картины, буквально на руках, осторожно передавали от солдата к солдату. На верх из шахты поднимали с помощью хитрых приспособлений. Там шедевры осматривали и оказывали «первую помощь» для сохранения красочного слоя, который пострадал из-за неподходящих условий в шахте.

Всего, благодаря усилиям группы Рабиновича, удалось обнаружить и спасти 1240 картин.

Было принято решение вывозить картины в Москву специальным составом. Одним из сопровождающих был назначен лейтенант Рабинович Л.Н.

Так для Леонида Наумовича Рабиновича закончилась война.

В Москве он встретился с женой и подросшей дочерью и вместе с семьей вернулся в Киев, стал снова работать художником. Позже начал писать рассказы и повести. Печатался под псевдонимом Леонид Волынский.

Под этим именем вышла его книга «Семь дней, посвященная поискам шедевров Дрезденской галереи. В 1960 году по книге был снят фильм «Пять дней - пять ночей».

Шедевры галереи Старых мастеров почти 10 лет реставрировались в Москве. По окончанию реставрационных работ, в Пушкинском музее состоялась выставка спасенных картин. Среди зрителей был и Леонид Наумович. Но специально приехал в Москву, чтобы еще раз посмотреть на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

Вы спросите, как же наградили лейтенанта Рабиновича?

За участие в их спасении лейтенанта представили было к ордену "Красной звезды". "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, ряд полотен Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса и других великих мастеров, ювелирные изделия большой ценности, в том числе много драгоценных металлов - всего около шести вагонов, коллекция художественного фарфора в количестве около двенадцати вагонов, большая коллекция драгоценных медалей и монет в количестве около 25 000 экземпляров, собрание скульптур, в том числе около 1000 ценных оригиналов", - перечислял его заслуги командир 164-го батальона капитан Перевозчиков.

Но строчка "после плена", подчеркнутая в этом же документе красным карандашом, оставила Рабиновича без ордена. Его наградили медалью "За боевые заслуги". А еще выдали из трофейных запасов в Москве краски и пастельные мелки.

Возможно это лучшая награда для художника?

Леонид Наумович дружил в Киеве с писателем Виктором Некрасовым, вместе с ним и женой Раей путешествовал по Союзу. Сохранилась статья Некрасова, которую он в 1960 году пытался опубликовать в "Литературной газете" - но редакция ее не пропустила. Статья называется "Кто же спас, а кто присутствовал?" - в ней писатель возмущается, что искусствоведы и хранители советских музеев присваивают себе славу спасения Дрезденской коллекции, забывая об офицере Рабиновиче и солдатах, нашедших картины.

Сам Леонид Рабинович не писал жалоб и обращений.

В 1967-м съездил за границу в социалистическую Болгарию. В 1969 году Леонида Волынского (Рабиновича) не стало. Ему было 57 лет.