Технологическая карта урока "Генетика человека"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 10, 11


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10-11 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема 14. Генетика человека

Тема урока

Генетика человека

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый/ углубленный уровень

Тип урока (укажите тип урока):

- урок-закрепление
- урок систематизации знаний и умений
- урок развивающего контроля

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

  • осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
  • убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способствующих формированию новых стандартов жизни;
  • способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;

Метапредметные

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
  • применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также
    противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
  • формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
    условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт и т.д.
  • ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
  • использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства
    наглядности;
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
    культурный уровень.

Предметные

  • умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;
  • умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биологии и медицины (направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);
  • умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, биотехнологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор соответствующей профессии и продолжение биологического образования в организациях среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

  • генетика человека;
  • методы генетики человека;
  • медико-генетические консультации;
  • наследственные болезни человека;
  • мутации (генные, геномные, хромосомные).

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Генетика», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точную информацию в тексте;
  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
  • уметь сопоставлять информацию;
  • привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

Использованные источники:
1) Биология. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: углубл. уровень / под ред. Р.А.Петросовой. Изд. Мнемозина, 2023.
2) Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А.Каменский, Н.Ю.Сарычева, С.Н.Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2020.
3) Гринев В.В. Генетика человека: курс лекций / В.В.Гринев. - Мн.: БГУ, 2006.
4) Основы генетики / Р.А.Петросова. - М.: Дрофа, 2004.
5) В.С.Рохлов. Биология. 11 класс. Учебная книга: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Рохлов В.С., Е.А.Никишова. - М: Национальное образование (Модульный актив-курс)

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Знаешь ли ты, что близкородственные браки нежелательны и даже опасны для будущего потомства?
Знаешь ли ты, что знать свою родословную необходимо?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.
Форма организации учебной деятельности: урок-семинар, урок-практикум (практическое занятие).

**В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели его отец и мать отца, т.е. его бабушка.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

• находить точную информацию в тексте;
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• сопоставлять информацию;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Задание 2** (повышенный уровень).

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы научного исследования используются для диагностики сахарного диабета и выявления характера его наследования?
1) биохимический
2) цитогенетический
3) близнецовый
4) генеалогический
5) исторический

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/ Изложите факты/ Проверьте себя/ Дайте определение понятию/ Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, з-н)

Задание 1*** (базовый уровень).

Тип мутации

Пример мутации

Генная

Гемофилия

?

Синдром Дауна

или

Метод генетики человека

Применение метода

?

Определение числа хромосом в кариотипе

Близнецовый

Влияние условий среды на развитие признаков

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Задание 3**(высокий уровень).

Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 2*** (повышенный уровень).

Проанализируйте график, отражающий зависимость частоты возникновения синдрома Дауна от возраста матери. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа графика.

  • Риск рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери.
  • Синдром Дауна - это генетическое заболевание, вызывающее умственную отсталость.
  • Синдром Дауна - врожденное заболевание.
  • У женщин старше 45 лет частота встречаемости данной аномалии 1:30, а старше 50 - 1:12.
  • Синдром Дауна - это результат геномной мутации.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 2** (повышенный уровень).

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы научного исследования используются для диагностики сахарного диабета и выявления характера его наследования?
1) биохимический
2) цитогенетический
3) близнецовый
4) генеалогический
5) исторический

Задание 3***(высокий уровень).

Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните возможные причины (не менее двух) появления такого хромосомного набора у человека.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

***В медико-генетическую консультацию обратилась супружеская пара - женщина 44 года и мужчина 45 лет. Женщина ожидает ребенка. Анализ околоплодных вод показал наличие трех хромосом (трисомия) в 21 паре. Какую информацию сообщит врач-генетик данной супружеской паре?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Задание 3**(высокий уровень).

Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым обучающиеся могут сами объективно оценить результат своей работы и взаимооценивание деятельности.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:
- Сегодня на уроке я понял(а)…
- Было интересно…
- Грустно от того, что …
- Если бы я был врачом-генетиком …

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

§33 в учебнике Биология: 10 класс: базовый уровень. А.А.Каменский, Н.Ю.Сарычева, С.Н.Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2020.
§63, 64 Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: углубл. уровень / под ред. Р.А.Петросовой. Мнемозина, 2023.

Лист ответов.

Задание 1*** (базовый уровень).

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: Цитогенетический
Балл: 1

Задание 2*** (повышенный уровень).

Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).
Ответ: 14
Балл: 2

Задание 3**(высокий уровень).

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.
Спрогнозируйте вероятность рождения ребенка без аномалий.
А - ген нормального состояния здоровья (доминантный признак)
а - ген, вызывающий сахарный диабет (рецессивный признак)
1) если в семье жены никто не страдал сахарным диабетом, то есть уверенность, что она гомозиготна по данному признаку - АА и тогда все дети, рожденные в этом браке, будут здоровы.
2) если же мать, как и отец - гетерозиготна - Аа, то согласно второму закону Менделя, произойдет расщепление признаков в соотношении 3:1, и вероятность рождения здоровых детей составит 75%, а 25% будут страдать сахарным диабетом.

Критерии оценивания:

  • Указаны три элемента ответа и нет биологических ошибок - 3 балла
  • Указаны два элемента ответа и ответ содержит биологическую ошибку - 2 балла
  • Указан один элемент ответа и есть биологические ошибки - 1 балл
  • Ответ неверный - 0 баллов

Задание 4.

Деятельность: Формулировка выводов при сопоставлении текста.
***В медико-генетическую консультацию обратилась супружеская пара - женщина 44 года и мужчина 45 лет. Женщина ожидает ребенка. Анализ околоплодных вод показал наличие трех хромосом (трисомия) в 21 паре. Какую информацию сообщит врач данной супружеской паре?
Ответ:
1) У плода - синдром Дауна, как результат геномной мутации.
2) Выявлено с помощью цитогенетического метода.
3) Одной из причин данной мутации является возраст матери.

Критерии оценивания:

  • Указаны три элемента ответа и нет биологических ошибок - 3 балла
  • Указаны два элемента ответа и ответ содержит биологическую ошибку - 2 балла
  • Указан один элемент ответа и есть биологические ошибки - 1 балл
  • Ответ неверный - 0 баллов