Использование инновационных технологий на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В современном прочтении инновационные подходы в преподавании - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию ученика на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного учреждения) и области профессиональной деятельности.

Основным противоречием между традиционным и инновационным обучением на современном этапе является переход от репродуктивного к высокопродуктивному способу организации обучения, который предполагает организацию самостоятельной деятельности учащегося и его взаимодействие с преподавателем в процессе обучения, между «поддерживающим» и «инновационным» обучением. В связи с этим, необходимо менять сам подход к обучению, искать новые формы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Сложно, конечно, в настоящее время придумать в физической культуре что-то действительно инновационное, но достаточно поддерживать и те инициативы, которые диктуются нам современным состоянием дел в физической культуре.

В школу дети ходят ради получения знаний, а на уроки физкультуры - ради укрепления здоровья и физического развития. Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия.

Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе я считаю формирование у учащихся навыков физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной. оздоровительной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие массовому охвату школьников занятиями физической культурой не только на уроках физкультуры.

Посещение секций даёт ребенку много новых возможностей. Физическая активность после школы позволит ребенку расслабиться после умственных нагрузок, размяться, ребенок сможет выплеснуть накопившуюся энергию, пообщаться со сверстниками в неформальной обстановке. Занимаясь в спортивной секции, ребенок может дать выход накопившимся эмоциям. У детей, занимающихся спортом, нет времени, да и желания связываться с дурной компанией.

Итак, сегодня вряд ли можно найти человека, которого нужно убеждать в пользе занятий физической культурой и спортом. О том, что физическая культура и спорт самые надежные помощники в жизни и труде, знают все, но занимается далеко не каждый. Я считаю, что все должно начинаться с детского возраста в семье. Никакие рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, рациональному питанию не помогут, если в семье никто не делает зарядку, не закаливается. К сожалению, физическая культура не нашла постоянной прописки в каждом доме, в каждой семье, в повседневной жизни каждого человека. Происходит это часто не от нежелания заниматься физической культурой, а от незнания того, как приступить к самостоятельным занятиям, как оборудовать свой домашний уголок. В этом и заключается задача учителя физической культуры.

Уроки физической культуры я планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Вот уже несколько лет в своей педагогической практике на уроках физической культуры в старших классах у девушек во 2 и 3 четверти работаю по разработанной мною программе «Аэробика». Во всем мире сегодня все большую популярность завоевывают различные танцевальные движения и танцевальные виды фитнеса. Я стремлюсь, на уроках в качестве разминки, использовать различные танцевальные движения. Этим я воспитываю у девушек чувство ритма, пластичности, умения красиво двигаться под музыку, что в последствии проявляется в их осанке и в таких чертах характера как уверенность в себе, раскованность, умение красиво показать себя в любом обществе. Более того уроки аэробики, степ-аэробики, йоги и пилатеса способствуют совершенствованию физических кондиций старшеклассниц и эмоционального состояния. Силовые упражнения и упражнения в партере помогают старшеклассницам подготовиться к сдаче норм ВФСК ГТО.

В результате применения комплексной программы по аэробике с использованием музыкального сопровождения решаются следующие задачи:

  • Содействие всестороннему, гармоничному развитию форм тела и функций организма человека;
  • Приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями;
  • Дальнейшее развитие двигательных качеств: гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств и координации движений;
  • Формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков;
  • Приобретение двигательного умения синхронизировать выполняемые упражнения;
  • Формирование знаний об индивидуальном подборе и использовании силовых упражнений для формирования фигуры;
  • Закрепление потребности в регулярных занятиях для достижения наилучших результатов;
  • Воспитание морально-волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.

В младших классах для создания особого настроя, облегчения выполнения упражнений лично мне, очень помогает на уроках, специально подобранное музыкальное сопровождение и выполнение разминочных упражнений вместе с учащимися (метод наглядности). Это дает учителю некоторые преимущества:

  • Нет необходимости вести счет во время выполнения упражнений, т.к. темп задает музыка;
  • Учителю сразу видна слаженность и четкость выполнения упражнения;
  • У ребят нет возможности разговаривать друг с другом (музыка мешает) и они не отвлекаются;
  • Ребятам нравится подобный вид работы, они получают удовольствие, чем частично снижается утомляемость;
  • Учителю не надо объяснять разминочные упражнения, достаточно их выполнять вместе с учащимися под музыку, что, кстати, великолепно отражается на внешности и физической подготовке учителя, а это значимый фактор успешности учебного процесса, заинтересованности ребят в конечном результате; включая музыку, учитель дает сигнал начать выполнение упражнения, выключая соответственно закончить упражнение или объяснить ошибки при выполнении. При этом контраст звучания музыки и тишины дает полную концентрацию внимания учащихся.

Создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы.

На занятиях со старшими классами особое место отвожу силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Урок строю таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках обучающиеся учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.

Регулярно на каждом уроке применяю игровые методики, здоровьесберегающие технологии, методику мониторинга. На занятиях учитываю интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. В своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающий подход. В данном случае предполагается систематическое воздействие на организм школьника, регулярных специально организованных педагогических нагрузок, способствующих физическому и психическому развитию ребёнка. Результатом деятельности по укреплению здоровья обучающихся является снижение заболеваний в школе.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  • Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  • Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  • Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

На уроках отдаю предпочтение методу круговой тренировки с индивидуальным подходом. Основой этого метода является многократное выполнение определённых движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка её изменения и чередования с отдыхом. На таких уроках у школьников формируется устойчивый навык самоконтроля за деятельностью сердечно-сосудистой системой. У учащихся появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся.

На занятиях физической культурой ребята приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью они самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в школе, городе, стране, мире, разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

В процессе организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочных занятиях, я ставлю перед детьми проблему, учу выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательными и интересными.