Конспект открытого урока по математике по теме "Сложение и вычитание в пределах 8". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Сложение и вычитание в пределах 8


Цель урока: отработка вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 8.

Задачи урока

Образовательные:

  • закрепление знания по нумерации в пределах 8 на этапе устного счёта;
  • закрепление с учащимися состава числа 8;
  • числового ряда; сравнение чисел в пределах 8;
  • совершенствование стойких вычислительных навыков при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 8;
  • отработка умения выделять структурные элементы задачи и умение их решать;
  • закрепление умения ориентироваться в геометрических фигурах;
  • стимулирование учебно-познавательной деятельности;
  • обогащение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие математического мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве;
  • развитие мелкой моторики кистей рук;
  • корригировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;
  • развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие речи;
  • активизировать интерес к предмету;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание аккуратности, любознательности, усидчивости, активности, прилежания;
  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы: к русской народной сказке;
  • воспитание любви к русской природе;
  • воспитание добросовестной работы на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности.

Базовые учебные действия

Личностные УД:

  • проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;
  • проявление внимания, желания больше узнать;
  • сравнение разных точек зрения;
  • умение считаться с мнением другого человека;
  • проявление терпения и доброжелательности.
  • осознавание условий для формирования положительной мотивации к обучению в школе;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе и животным.

Регулятивные УД:

  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • следовать инструкции при выполнении задания;
  • формулирование темы и цели урока;
  • оценивание своей работы, деятельности;
  • осуществление навыка контроля и самоконтроля.

Познавательные УД:

  • высказывание предположения;
  • обсуждение проблемных вопросов;
  • ориентировка в учебнике, в тексте;
  • использование логических приёмов мышления;
  • анализирование текста для выявления мотивации, причинно-следственных связей.

Коммуникативные УД:

  • слушание и понимание речи других;
  • вступление в диалог;
  • умение строить монологическое высказывание;
  • выражение своей точки зрения, аргументирование своего мнения;
  • формирование навыка учебного сотрудничества.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологии, применяемые на уроке:

  • технология развития речи младших школьников
  • технология уровневой дифференциации
  • технология совершенствования общеучебных умений
  • игрового обучения
  • здоровье сбережение
  • технология современного урока.

Формы и методы обучения. Словесный, проблемный, игровой, наглядный, практический, метод контроля и самоконтроля, метод формирования личностных результатов, частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная работа.

Образовательные ресурсы:

  • учебник Т.В.Алышевой, Математика, 1 класс, часть 2,
  • рабочая тетрадь Т.В. Алышева, Математика, часть1,
  • числовой ряд, картинки с изображением эпизодов к сказке "Колобок", счётные палочки, "волшебный мешочек" с цифрами, графическое изображение домика, мультимедия, физминутки.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент

Цель: организовать, настроить детей на работу на уроке.

Здравствуйте, ладошки!
-Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
-Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки.
-Плюх-плюх-плюх! (Потянуть щечки в стороны пальчиками)
Пухленькие щечки.
-Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки.
-Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип-бип-бип!

II. Сообщение темы и цели урока

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Учитель:

Урок у нас сегодня необычный!
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.

Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке, а по какой, вы отгадаете сами.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался
... (Колобок).

Да, это русская народная сказка "Колобок".

Однажды, ребята, колобок рассказал мне очень интересную историю о себе и о том, какие приключения с ним произошли.

Как-то раз попросил дед свою бабку:
"Не хочу я, баба Маша,
Ни похлебку, и ни кашу.
Испеки мне колобок,
Подрумяненный бочок".
Бабка ему в ответ:
"У меня муки-то нет!"
Дед немножко поворчал
И, подумав, ей сказал:
"По амбару помети,
По сусекам поскреби,
Но муки ты набери,
Колобок мне испеки".
Делать нечего.
И бабка замесила тесто в кадке,
Чтобы старенькому деду
Колобок испечь к обеду.
Затопила бабка печь,
Чтобы колобок испечь.

III. Этап усвоения знаний

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

1) Счёт предметов. Игра "Волшебный мешочек"

Бабка умная была,
Деду задание дала:
"Колобку, чтоб вкусным стать,
До 8 надо посчитать".
А старик наш старый был,
И совсем весь счет забыл.
"Ребята, надо дедушке помочь,
Эту трудность превозмочь".

(Дети считают до 8).

Вот испекся колобок,
Подрумянился бочок.
Посадили на окошко,
Чтобы он остыл немножко.
Ну, а бабка тут опять
Деду заданье хочет дать.
"Посчитай-ка побыстрее
Ты назад от 8
И до одного дойди".
Долго думал дед опять,
Никак не может сосчитать.

(Обратный счет от 8 до 1)

Далее бабка предложила деду поиграть в игру и вставить пропущенные числа в пустые квадраты.

2) Вписать пропущенные числа в пустые квадраты (Задание записано на доске").

Бабка предложила деду ещё одну игру.

3) Игра "Волшебный мешочек"

Достать из мешочка цифру и назвать её.

- Какое число стоит за этим числом ...?

- Какое число стоит перед числом ...?

- Назови соседей числа ... .

4) Физминутка для глаз

Цель: снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.

5) Соединение точек по порядку прямыми линиями

Пока дедушка считал,
Колобок-то убежал.
Побежал он по дорожке,
Погулять решил немножко.

Нарисуем эту дорожку Колобку.

6) Работа с учебником

(Учебник. Т.В.Алышева. Математика. Часть 2, стр.63, №66)

Долго ль, мало ли бежал,
И вдруг Зайца повстречал.
Говорит ему косой:
"Ну-ка, не спеши, постой!
Не решишь задачку, я тебя съем.

(Дети помогают Колобку решить задачи)

Задача.

1 стол - 2 ученика.

2 стол - 6 учеников.

Сколько учеников завтракало?

Решение.

2 уч.+6 уч.=8 уч.

Ответ: 8 учеников завтракало.

IV.Этап закрепления полученных знаний

Цель: закрепление ранее полученных знаний.

Катится, катится Колобок дальше
А навстречу ему Волк,
Зубами щелк!
Преградил ему дорогу:
"Погоди, постой немного,
Ты скорее посчитай,
Правильный ответ мне дай".

1) Выполнение арифметических действий. Вписать ответы в пустые фигуры. (Т.В.Алышева. Рабочая тетрадь. Часть 1, стр.95, № 41)

2) Физминутка

Утомился Колобок,
Подрумяненный бочок.
Утомился не на шутку,
Надо сделать физминутку.

3) Сравнение чисел. (Т.В.Алышева. Рабочая тетрадь. Часть 1, стр.93, № 37)

И пустился Колобок
По дорожке скок да скок.
Вдруг навстречу косолапый,
Преградил дорогу лапой.
Говорит ему Медведь:
"На вопрос ты мой ответь!"

(Выполнение задания в рабочей тетради на сравнение чисел)

  1. 7<8
  2. 8>3
  3. 5<8
  4. 8>4

4) Геометрический материал

Но что же было дальше с Колобком?

Он успел уж отдохнуть
И опять пустился в путь.
На поляне в том лесу
Встретил рыжую лису.
Говорит ему Лиса:
"Ото всех ушел ты ловко,
И от бабушки ушел,
И от дедушки ушел.
А от меня ты не уйдешь.
Ты румян, ты так хорош!
Ты реши мою задачу,
А то съем тебя иначе.

Из каких геометрических фигур состоит домик, в котором жили дед и баба?

5) Работа над задачами в стихах

Вдруг увидел Колобок,
Подрумяненный бочок,
Как на ветку старой ели
Птицы прилетели, сели.
Принялись шуметь,
кричать,
Ну никак их не унять.
Колобок к ним поспешил
И у птиц тех он спросил:
"Эй, вы, птицы, что шумите?
Дело вы себе найдите".
Птицы больше не кричат,
Колобку говорят:
"Задачу мы решить не можем.
Ты поможешь в этом может?"

Задачи:

5 птиц на ветку село,
3 еще к ним прилетело.
Отвечай скорее смело,
Сколько всех их прилетело? (8 птиц)

2 гуся летят над полем,
2 гуся под облаками.
2 спустились на ручей.
Сколько будет всех гусей? (6 гусей)

От столба к столбу висят
Провода блестящие.
И сидят на проводах
Птички настоящие.
На одном - 3 воробья,
Ниже - 6 синичек.
Всем же надо сосчитать,
Сколько вместе птичек. (9 птичек)

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Вот и закончилась наша сказка про Колобка. Понравилась она вам?

  • Назовите главных героев сказки.
  • Все герои справились с заданием?
  • Что мы сегодня на уроке закрепляли? Что решали?