Опыт создания собственного поэтического текста. Творческая мастерская поэзии в 8–9-х классах

Разделы: Литература, Мастер-класс

Классы: 8, 9

Ключевые слова: поэзия, поэтический текст


Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=iRjN5wWADoI

Цель: выпустить литературный альманах «Проба пера».

Задачи:

  • Освоить основы стихосложения и законы создания поэтического произведения.
  • Подобрать авторские поэтические тексты, иллюстрирующие многообразие типов строфы как формы организации стихотворной речи.
  • Проанализировать выразительные средства языка, с помощью которых в поэзии создается образ.
  • Создать собственные художественные тексты и подготовить их к публикации.
  • Представить литературный альманах «Проба пера» учащимся и педагогам гимназии.

Оформление.

  • На экране - презентация.
  • Легкая симфоническая музыка.
  • Участники периодически появляются на сцене.

Слайд 1 (тема + звучит музыка)

Презентация

Слайд 2

  1. Мне кажется, что я ПОЭТ...
  2. Конечно, да!
  3. А может, нет?
  4. Мне очень хочется писать!
  5. Не бойся.
  6. Стоит лишь начать.
  7. Поймать волну летящей строчки.
  8. Творить, творить до самой точки...
  9. Узнать поэзии основы,
  10. Найти изысканное слово.
  11. И воплотить мою идею.
  12. Теперь я знаю, что сумею.

Слайд 3

- Почему люди пишут стихи?

- Одни от желания рассказать что-то окружающим.

- Другим нравится сам процесс сложения рифм из слов.

- Кому-то интересен подбор поэтических образов и средств языка.

- Кто-то пытается стать заметным, написать лучшие стихи.

- Желание написать стихотворение появляется в результате порыва.

- Посещает такой порыв когда-либо всех людей, ведь творческое начало есть в любом из нас.

- Желание попробовать себя в роли поэтов появилось и у нашего класса.

Слайд 4 Мы поставили перед собой ЦЕЛЬ - выпустить литературный альманах «Проба пера».

Слайд 5 МУКИ ТВОРЧЕСТВА Мария П.

Без вдохновения не написать
ни стихов, ни прозы,
Ведь хотелось только начать.
Тогда тихо сказала мне мать:
«Посмотри: распускаются розы»

Так перо поднимается вверх,
Но с быстротой замирает.
Какой ты покажешь пример,
Если сердце не полыхает?

Слайд 6 (ФОТО ГРУПП)

(Полина) Писать стихи интересно, но непросто. На первом этапе работы над проектом мы решили освоить основы стихосложения и законы создания поэтического произведения.

(Майя) Разбились на группы, чтобы подобрать необходимый материал и представить его нашим одноклассникам.

Слайд 7 (Настя) Повторили размеры стихов

Слайд 8 (Полина) Изучили основные жанры поэзии

Слайд 9 (Майя) Узнали, что такое белый стих

Слайд 10 (Настя) Обратили внимание на использование в поэзии определенных частей речи

Анна П. ЭТО СПОРТ

Трудный,
Единый,
Напряженный,
Непростой,
Индивидуальный -
СПОРТ.

Сложен,
Популярен,
Оригинален,
Рискован,
Травматичен -
ПУТЬ К УСПЕХУ!

(Полина) На втором этапе работы мы обратились к анализу выразительных средств языка в поэзии и, конечно же, сами использовали их в своих текстах.

Слайд 10 ФИЛОСОФСКИЕ

Демидова Майя

Хочу летать, а крыльев нет:
Они давно не вырастают.
Как быть? Меня не замечают;
Иду вперед сквозь столько лет…
А безысходность так и душит горло!
А боль и страх все отбирают вмиг…
Душа моя стремится ввысь упорно.
Вдруг раздается мой истошный крик!

Назимов Владислав

Но знай: ты всё сумеешь.
Не стоит раньше времени сдаваться,
Мир ждёт, когда в себя поверишь
И перестанешь от борьбы скрываться.

Рухлова Дарья

Людей неинтересных в мире нет:
У нас различный менталитет,
Идеи разные. Но всё же,
Уникальность уничтожив,
Нас ставят перед фактом:
Ты будешь этот белый лист.
Он идеален, лёгок, чист.

Безмельникова Мария

Мы стали падать и не подниматься
И мне очень жаль, что нас теперь не держит сила.
И падаем мы от безысходности,
боясь смерти, вируса, войны.

Просто надо найти друг в друге силу.
Взять и ни за что не отпускать.
В этом и заключается вся суть этого мира,
Что сила наша - в единстве навсегда.

Сизикова Анастасия

Что изменит судьбы направление?
Кто-то, мечтая о космосе,
Работает в офисе.
Без удовлетворения.
Вся власть у тебя: ты - время.
Но человек не просто тля,
И до конца он будет биться,
К вершинам бытия стремиться.

Слайд 12 (Мария П.) В проведении уроков «Мастерская стиха» принимали участие и сами учащиеся 8 класса.

(Дарья) Во время такого занятия ребята пробовали свои силы в сочинении ХОККУ.

И получилось!

Слайд 13 (Проба пера)

Анна Попова

Солнце не то, что светит,
Оно дает энергию
Всему живому.

Анастасия Сизикова

Перемены -
Начало чего-то нового,
Словно капля дождя.

Никита Гришин

Огромный орел
В маленькой клетке.
Грустно.

Дарья Рухлова

Дождь.
Тонна капель
Бессмысленных слов.

Мария Паличева

Лишь когда уснут другие,
Лунный цветок распустится.
Истина проснется.

Владислав Назимов

Ночной дождь.
Удобрение
Для предсмертного растения.

Полина Пахомова

Листья на ветру,
Как и люди.
Зависимы от потока…

Иван Беспалов

Лист появляется,
Как роса на рассвете,
Чувствую свежесть.

Мария Безмельникова

Моря до краев наполнялись по каплям.
Срослись по песчинкам камни.
Вечность.

Слайд 14 (Полина) Тема гимназического проекта ПОГРУЖЕНИЕ этого года «С днём рождения, Екатеринбург!».

Любимый край, любимый город! Эти строки посвящаем ТЕБЕ!

Гришин Никита

Зимой, в ноябре, город построен.
Татищев горд и очень доволен.
Царь сам решил город назвать -
В честь Екатерины имя дать…

Беспалов Иван

Екатеринбург - родной мой город!
Люблю его, боготворю!
Он красив, силен и молод.
Я здесь счастлив, я творю!

Слайд 15

Пахомова Полина

Живу, дышу, расту с тобою!
Не передать мне чувств своих.
Я поняла, что дорогое
Совсем не золото цветное,
А город светлых чувств моих!

Стрельникова Мирослава

Я пробираюсь сквозь тебя,
В тебе я вся!
Живу, дышу, расту, учу историю твою,
А ты уже хранишь судьбу мою!
Скрываешь тайны царских дней,
Возносишь славу покровителей.
Прорвётся поколений дивный свет
Достойных сыновей, красивых дочерей!
И пусть течёт времён река,
Ты утверждён и простоишь века.

Слайд 16 (Дарья)

АКРОСТИХ - особый текст, сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения.

Это наше коллективное творчество!

Слайд 17

ЕКАТЕРИНБУРГ

Его построил Петр Первый,
Катерине посвятил,
А стал он городом огромным.
Татищев знания вложил.
Его строения, мосты,
Речушки, горы и цветы.
Исеть река течет годами,
Наш город славный омывая.
Большим простором вдохновляет,
Уральский воздух оживляет.
России крепость и оплот,
Гордится городом народ!

Слайд 18 (Анастасия) В течение двух лет мы принимали участие в конкурсах всероссийского и международного масштаба. Многие из нас являются лауреатами и победителями.

Слайд 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Дарья) Во время работы над проектом каждый ученик нашего класса начал мыслить по-другому:

(Иван) Кто-то становился философом,

(Полина) Кому-то хотелось воспеть родной край,

(Анастасия) А кое-кто просто стал немного мудрее.

(Мария) Но каждый из нас в этой работе оставил частичку своей души, своих мыслей и переживаний.

Слайд 20 (Анна) Также мы познакомились с жанрами поэзии и углубились в тонкости написания стихотворений:

(Никита) Изучили основы стихосложения и законы создания поэтического произведения.

(Мария П) Учились анализировать выразительные средства языка, с помощью которых в лирике создается образ.

(Анастасия) И вот, пройдя непростой путь к созданию собственных поэтических текстов, мы достигли нашей цели!

Слайд 21 (Владислав) Рады представить вам наш сборник «Проба пера», над которым мы работали два года.

(Полина) Это не просто альманах, а самое настоящее сердце и душа нашего 8А и Л.И.!

Слайд 22

Легкая симфоническая музыка. Участники все появляются на сцене.