Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. На 01.01.2018г. детей с ОВЗ до 18 лет в Российской Федерации - 655 000,0 , это 5,6 % от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет. Увеличивается количество новорожденных детей с низкой массой тела (недоношенностью), что зачастую сочетается с недоразвитием органов и систем организма. Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.

Принципы инклюзивного образования

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю)

Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.[1]

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:

  • Доступность - получение образовательных услуг по месту жительства.
  • Социализация и социальная интеграция ребенка - прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.[28]
  • Личностный подход - за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных. Которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.[11]

Выделяя основные принципы инклюзивного образования как системы, можно выделить следующие:

  1. Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам.
  2. Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный доступ к образованию по месту жительства для каждого ребенка.
  3. Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть.
  4. Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимается во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей.
  5. Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно.
  6. Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание.
  7. Принцип опоры на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.
  8. Принцип владения специальными педагогическими компетенциями массовой системой образования.
  9. Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность.
  10. Принцип интеграции парадигмы и технологий специальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в целостный педагогический процесс.
  11. Принцип кооперации в рамках общего для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах в соответствии со своими возможностями вместе со всеми учащимися и вносит свою долю знания о предмете в коллективное знание.
  12. Принцип коллективизма: максимальное участие каждого отдельного ребенка инклюзивного класса в общей коллективной деятельности.
  13. Принцип индивидуализации: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации.
  14. Принцип внутренней дифференциации, когда дифференциация целей, содержаний, методов и средств обеспечивает индивидуально-личностно-ориентированное, самоуправляемое и соответствующее логике развития ребенка учение.
  15. Принцип права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями должны иметь право свободно выбирать либо интегрированное воспитание и инклюзивное образование, либо обучение в специальной образовательной организации.[7]
  16. Принцип добровольности: все участники интеграционного процесса и инклюзивного обучения взаимодействуют и сотрудничают друг с другом добровольно.
  17. Принцип многообразия форм: интеграционный процесс должен реализоваться в самых различных формах - от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам.
  18. Диалогический принцип: встреча и взаимодействие между людьми есть важная и значимая педагогическая ситуация.
  19. Принцип близости и дистанции в отношении сходства и различий: инклюзивное обучение и интегрированное воспитание обеспечивают реалистическое и рациональное объяснение различий между людьми.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих подходах, способах, формах:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;
  • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
  • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
  • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
  • адаптивная образовательная среда - доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
  • адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что внедрение и развитие инклюзивной системы образования требует тщательной, колоссальной проработки каждого принципа для определения дальнейших задач по реализации образовательного процесса. Основными принципами выступают: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Тьютор (англ. tutor - наставник) - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» от 02.08.10 № 761н.

Задачи инклюзивного образования

Задачами инклюзивного образования, является создание необходимых условий для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Под интеграцией имеется в виду не только сам факт «включения» такого ребенка в массовую образовательную среду, но и создание всех необходимых условий для его успешного обучения, социализации, корректировке нарушений.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов
  • построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами
  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам
  • разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ
  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ

Проблема внедрения инклюзивной системы

В текущий момент времени, образование детей с ограниченными возможностями здоровья - является одной из центральных тем находящихся в фокусе пристального внимания отечественного научного сообщества. Это происходит, в виду принятия решения о внедрении инклюзивного образования в 2016 году. Данное решение было достаточно продуманным, основываясь на множестве открытых дискуссий, однако существует еще множество нерешенных аспектов, которые связаны в основном именно с практикой внедрения инклюзии в школу. Законотворцев и экспертное сообщество привели к такому решению - зафиксированные препятствия к получению детьми с ОВЗ качественного образования, многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [2].

Данные тенденции были связаны в первую очередь с методологией рассмотрения лиц ОВЗ как субъекта включенного образовательный процесс. По этому поводу существует две основные концепции сегрегационная и интеграционная.

Сегрегационная концепция выступает за раздельное обучение лиц с ОВЗ и «нормальных» детей, основывая свою аргументацию на том, что при иных вариантах страдает качество обучения. Наиболее частым аргументом является апелляция к невозможности совмещения программ обучения для детей с ОВЗ и «нормальных» детей [5]. Исходя из воззрений представителей данной концепции, совместное обучение попросту неэффективна, поскольку образовательные возможности различных категорий детей принципиально различны и при попытке создать образовательное пространство для всех, качество образования будет неуклонно снижаться.

Интеграционная концепция выступает с прямо противоположных позиций, апеллируя, прежде всего, на апелляции к равному доступу к образованию всех граждан, несмотря на их особенности и отличия[5]. В русле последней концепции произошло становление инклюзивного образования, это был своеобразный протест против сегрегационной модели, которая безгранично доминировала почти весь 20 век.

Инклюзивное образование во время его реализации на практике не выявило никаких существенных отрицательных последствий ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их соучеников в контексте мировой практики[4]. Однако в российских реалиях существует ряд препятствий к адекватному его внедрению. Мониторинг образовательной среды в 2015-2016 годах, проведенный Министерством образования, в контексте принятия нового ФГОС выявил целый ряд факторов, препятствующих внедрению инклюзивного образования в РФ.

  1. Слабая готовность школы к инклюзивному образования. Многие педагоги не готовы переходить на инклюзивную систему, а имеют, напротив, весьма консервативные взгляды и верны традиционным концепциям обучения. Отсутствие специальной коррекционной - психологической подготовки учителей, которая необходима при работе с детьми, имеющих ОВЗ, тоже, играет свою роль. Не обладая подобными знаниями, педагог может даже навредить ребенку с особыми образовательными потребностями. Большие затруднения вызывает недостаточность методологической и научной базы, учитывая, что система инклюзивного образования является в какой-то мере новшеством, то необходимого, наработанного материала ещё попросту не существует. [25]
  2. Неготовность родителей здоровых детей принять детей с ОВЗ, зачастую, выступают против инклюзивного образования и крайне негативно реагируют на детей с особыми образовательными потребностями, что негативно сказывается на основном принципе инклюзии - социализации детей.
  3. Недостаточное финансирование и вследствие этого скромная материально-техническая база. Многие образовательные учреждения не могут себе позволить техническое оснащение, которое необходимо для включения в образовательный процесс детей с ОВЗ.
  4. Медицинское сопровождение в образовательном учреждении не предоставляет должного наблюдения и поддержки детей с ОВЗ.
  5. Ограничения социокультурного и психологического сознания общества, что препятствует развитию инклюзивного образования. Пренебрежение, а то и отвращение - те эмоции, которые, к сожалению, зачастую преобладают у педагогов и родителей здоровых детей.
  6. Проблемы дальнейшей аттестации и трудоустройства, у детей с тяжелыми нарушениями.

Предполагаемые пути решения проблем при внедрении инклюзивной системы

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Это подготовка персонала и подбор сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главной трудность - сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Перечислим, некоторые проблемы связанные с внедрением инклюзию в общеобразовательные учреждения:

Неготовность учителей, в первую очередь, психологическая, к работе с детьми с ОВЗ. Зачастую, включение ученика с ОВЗ в обычный класс, создает огромную дополнительную нагрузку на учителя. Не имея специального (дефектологического) образования, учитель сталкивается с рядом трудностей, возникающих в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.[19] Учителю необходимо применять индивидуальный подход, по возможности, к каждому ученику, вне зависимости от его состояния здоровья. Но дети с ОВЗ, в зависимости от характера нарушений, нуждаются в учителе куда больше, нежели его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Такие дети медленнее усваивают материал, нуждаются в дополнительном техническом оснащении, и занимаются по адаптированной программе. Все эти нюансы тормозят процесс обучения, учитель вынужден большее количество времени и сил уделять «особому ребенку», в то время, когда дети, не имеющие нарушений, тоже нуждаются в руководстве и помощи педагога.[15]

Учитель обычной массовой школы не обладает узкопрофильными знаниями, такими как система Брайля для слепых и слабовидящих детей, язык жестов для глухих и слабослышащих детей, особыми методами и приемами в работе с детьми имеющих аутистические черты, а неконтролируемое поведение детей имеющих задержку психического развития или степень умственной отсталости, привносит лишь отсутствие дисциплины в классе и снижение качества обучения для всех учащихся в целом.

Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, - вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно -дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле - не срабатывают.

Введение элемента инклюзии в качестве руководящего принципа имеет определенные последствия для практики и установок учителей, причем неважно, о ком идет речь, - девочках, учащихся, медленно усваивающих учебный материал, детях с особыми потребностями или детях, имеющих различные исходные данные (когнитивное развитие, этническое происхождение или социально-экономические условия). Позитивное отношение учителей к инклюзии в значительной степени зависит от их опыта работы с учащимися, которые воспринимаются как «трудные».[16]

Образование учителей, наличие поддержки внутри школы, размеры класса и общий объем нагрузки, - вот все те факторы, которые влияют на отношения учителей. Негативное отношение руководителей педагогических коллективов, инспекторов образования, преподавателей и взрослых (родителей и других членов семей) представляет собой основное препятствие на пути к инклюзии. Таким образом, наделение новыми правами и возможностями всех этих отдельных лиц, развитие у них чувства уверенности в своих силах и обеспечение возможностей получения необходимых навыков в процессе введения инклюзии являются руководящими принципами, которые будут иметь последствия для установок и отношений учителей и для эффективности их деятельности.

Учителя, другие работники образования и вспомогательный непедагогический персонал должны получать подготовку и быть готовыми к тому, чтобы оказывать помощь детям, молодежи и взрослым в их развитии и участии в учебном процессе на ежедневной основе. Гибкие методологии преподавания-обучения вызывают необходимость в отходе от длительного теоретического образования учителей и в переходе к постоянной, без отрыва от работы, подготовке преподавателей и учителей. Следует отметить, что все конкретные знания и умения не могут быть просто переданы одному и тому же лицу. Необходимо иметь в наличии несколько специализаций для того, чтобы можно было сотрудничать и оказывать поддержку персоналу обычной школы. Кроме того, в рамках национальной политики внимание должно уделяться положению учителей, их благосостоянию и профессиональному развитию. [26]

Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, позволяют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий - и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.

Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией родителей мы считаем донести уже накопленный опыт, доказывающий, что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы. Доказано из зарубежных опытов, что включение особенных детей в общеобразовательную среду - дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, - учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство. Но зарубежный опыт, это опыт не наш. В России на данный момент ещё не созданы все необходимые условия для широкой распространенности инклюзивной системы, поэтому, зачастую, опасения родителей не являются беспочвенными. [17]

Значительное большинство родителей детей инвалидов отдают предпочтение обучению на дому и классно урочной системе, они удовлетворены полностью или частично этими формами обучения, а также качеством знаний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач - формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить полной жизнью всем независимо от состояния здоровья.

Инклюзивная система образования на сегодняшний день является новаторским явлением. Внедрение и распространения инклюзии на территории Российской Федерации - процесс длительный и постепенный. Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, её технико-экономические показатели и положение в мировой экономике, процесс внедрения инклюзивной системы образования на сегодняшний день, не может быть стремительным и динамичным. Необходимо последовательное, плавное внедрение, больше в виде апробации, без резких движений, пропаганды и принуждения. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать как отдельная, параллельная массовому образованию, система, специализированные учебные учреждения не должны упраздняться.

Необходимо более тщательно оценивать реальные возможности ребенка при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии и последующем распределении в образовательные учреждения. Дети, имеющие задержку психического развития, а также дети с различными формами умственной отсталости (нарушения интеллекта), должны обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Инклюзивный подход необходим на этапе «раннего вмешательства», активная работа медицинского персонала и узкопрофильных специалистов (педагогов) в раннем возрасте (сензетивный период), позволит минимизировать последствия в будущем, компенсировать дефект, нивелировать патологию.

Кадровый состав образовательных учреждений практикующих инклюзивную систему, должен проходить курсы повышения квалификации и расширять свои познания в сфере специального (дефектологического) образования. Во всех образовательных учреждениях необходимо сделать уклон по развитию духовно - нравственных качеств, формировать нравственный облик, воспитывать терпение, милосердие, сострадание, великодушие. Гипотеза не подтвердилась, в виду отсутствия на данный момент должного количества практических наработок, в связи с незавершенностью процесса.

Список литературы

  1. Григорьева Г.Ф. Дети должны учиться вместе / Г.Ф.Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009 - N12 -С. 70-71. - Продолж. Следует
  2. http://aischools.ru/about.html
  3. http://fgos.ru
  4. http://gmpmpk.ru
  5. http://www.spbdeti.org/id7333
  6. https://infourok.ru/rol_pmpk_v_organizacii_i_soprovozhdenii_obrazovatelnogo_processa.-337330.htm
  7. https://pedsovet.org/publikatsii/korrektsionnoe-obrazovanie/iz-opyta-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya--shkole
  8. https://s11010.edu35.ru/dostupnaya-sreda/708-printsipy-inklyuzivnogo-obrazovaniya
  9. https://science-start.ru/ru/article/view?id=418
  10. https://science-start.ru/ru/article/view?id=418
  11. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - М.: Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - с.10-11 http://psihdocs.ru/lekciya-po-teme-filosofskie-osnovaniya-inklyuzii-i-principi-in.html
  12. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В.Алехина, М.Н.Алексеева, Е.Л.Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв.). - ISSN 1814-2052
  13. Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С.Будникова, Е.В.Резникова. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 110с.
  14. Васильева П.В. Инклюзивное образование в США // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 94-96. - URL https://moluch.ru/archive/188/47734/ (дата обращения: 07.10.2018).
  15. Волохов, Андрей Валентинович. (директор).Реабилитация и образование: лучше вместе, чем порознь / А.В.Волохов. - (Опыт на карте Калужской области) // Социальная работа. -2011 - N 6 -С.
  16. Демичева О.Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования / О.Г.Демичева //Социальная педагогика. - 2012 - № 2 -С. 54-58.