Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира). Тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: перелетные птицы, водоплавающие птицы


Возрастная группа: подготовительная.

Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • Знакомить с многообразием мира перелетных птиц
  • Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.
  • Учить различать птиц по голосам и внешнему виду, на примере дикой утки и скворца.
  • Расширять представление о живой природе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развитие графических умений и навыков.
  • Активизация двигательной активности, снятие утомления.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Лексический материал:

  • Слова-предметы: аист, гусь, утка, цапля, лебедь, скворец, кукушка,
  • Слова-признаки предметов: насекомоядные, водоплавающие, клином, вереницей, поодиночке
  • Слова-действия предметов: лететь, улетать, перелетать, зимовать.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми «Перелетные птицы Алтайского края.
  • Рассматривание альбомов, плакатов «Перелетные птицы».
  • Просмотр презентации «Птички-невелички».
  • Прослушивание голосов птиц.

Оборудование: посылка с письмом и сундучками, картинки с изображением птиц, «Голоса птиц» в записи, музыкальный физкультминутки, графомоторные дорожки, простые карандаши, разрезные картинки, медальки.

Форма организациидетей: подгрупповая.

Главные методы обучения

  • Практические: рисование графических дорожек
  • Наглядные: демонстрациянаглядных пособий
  • Словесные: рассказ педагога беседа загадки
  • Игровые: музыкальные игры сюрпризный момент

Ход НОД

Организационный момент

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  • Психологический настрой на совместную деятельность.
  • Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети образуют круг. Педагог достаёт посылку.
- Да хотим.

Здравствуйте, ребята!
- Шла я сегодня утром на работу и мне передали посылку для вас с письмом, хотите ее открыть и узнать что там?
- Ой да тут письмо и еще маленькая коробочка. Давайте ребята откроем вначале письмо и узнаем, что же нам такое там написали. «Здравствуйте, ребята, пишет вам Маша из мультфильма «Маша и медведь» мне мишка задал трудное задание, он мне дал только письмо с разрезными частями, а я никак не могу собрать. Очень надеюсь, что вы мне поможете. Ответ пришлите мне в виде видеосообщения. Заранее спасибо. И еще вас ждет небольшой сюрприз, но вы его получите, когда мне поможете. Ваша Маша».

- Приходит посылка. Педагог предлагает открыть её, детям предлагаются конверты с заданиями.

- Да.
- Дети приступают к работе открывают конверты и узнают, что там кусочки разрезанной картинки. Дети собираю разрезную картинку.
- Это птица - скворец.
- Скворец - перелетная птица.
- Потому что они улетают в теплые края.
- Перелетные птицы улетают осенью и весной возвращаются к нам обратно.
- Потому что им нечего есть, нет насекомых.

- Ну что ребята поможем Маше?
- Ну тогда давайте приступать к работе, скорее давайте раскрутим наш волшебный сундучок и узнаем, что же там лежит.
- Ой, да это же части картинки, но какой, вы узнаете, как ее соберете.
- Тимур что у тебя получилось?
- Правильно это птица. Как называется она? Да, это скворец? А скворец, это какая птица? Значит сегодня Маше мы расскажем о перелетных птицах.
- Как вы думаете, почему их так называют?
- Правильно, потому что они улетают в теплые края.
- А в какое время года это происходит?
А почему они улетают?

Основная часть

Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.

Задачи:
- Знакомить с многообразием мира перелетных птиц
- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.
- Учить различать птиц по голосам и внешнему виду на примере дикой утки и сковрца.
- Расширять представление о живой природе.

Методы и приемы: словесный (загадки, рассказ педагога, вопросы, беседа, уточнение), игровой (музыкальная физкультминутка, графические дорожки), наглядные (демонстрация наглядных пособий)

Беседа о птицах

Цель:
- Знакомить с многообразием мира перелетных птиц
- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.
- Сравнить водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки

- Утки, гуси, лебеди, грачи, ласточки…
- Птицы летят стаей, клином, поодиночке.

- Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?

- А вы знаете, как птицы летят на юг? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином.

- Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите - насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы.

- Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы - дикие гуси, дикие утки и лебеди.

- Водоплавающие птицы, по величине от очень крупных до небольших. Клюв, как правило, плоский. Оперение короткое, плотное, с густым пухом. Все водоплавающие хорошо плавают, некоторые прекрасно ныряют. Летают быстро. Гнездятся на земле, в дуплах и норах.

Выставляю на мольберте перед детьми иллюстрации перелетных птиц, которые они называют.

- Насекомоядные и водоплавающие птицы - это перелетные.

- Таким образом, можно сказать, что водоплавающие и насекомоядные это какие птицы все?
- Да, верно, это перелетные птицы. Молодцы!

Игра «Голоса птиц»
Цель: Обучение умению различать птиц по голосам.

Дети отгадывают по голосам птиц их название (кукушка, соловей, дикая утка, скворец, ласточка, цапля)

Ну а теперь дети давайте с вами послушаем голоса птиц, и попробуем отгадать, какая птичка это и как она поет песенку.

Звучит голос птиц

Музыкальная игра «Птички»
Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления.

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

-Педагог показывает движения дети за ним повторяют

- Включается музыкальное сопровождение и педагог с детьми выполняют движения.

Сравнение водоплавающей птицы с насекомоядной (скворец и утка)

Цель: продолжать учить сравнивать водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки.

- Скворец и утка - А сейчас я предлагаю вам сравнить их. Посмотрите мы с вами сравним с вами 2 птиц. Это какие?
- Да это скворец и дикая утка. Это какие обе птицы?
- Правильно они перелетные.
- Голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы.
- У утки лапы, а на них есть перепонки.
Какие части тела у скворца есть?
- Да, это голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы.
- А давайте теперь посмотрим у дикой утки и попытаемся найти отличия. (дети называют части тела утки)
Да дети, у нее на лапах у них перепонки, они помогают им плавать, это как человек одевает ласты, и они ему тоже помогают плыть под водой.
- Перьями. Черные с белыми вкраплениями. - Чем покрыты птицы? Правильно дети, они покрыты перьями.
- А каким цветом пёрышки скворца?
- Они черные с белыми вкраплениями, можно сказать что он пестренький.
- Дикая утка коричневая, пестрая. - А у утки?
- Да наша уточка коричневая, можно сказать пестрая.
А чем обе птицы покрыты?
- А как голос подает скворец? Да он скворчит, а утка? Верно, она крякает.
- Скворец живет в скворечнике. - А теперь давайте подумаем где они живут?
- Где живет скворец?
- Правильно, в скворечнике, а где живет дикая утка?
- В зарослях камышей, в зарослях кустарника. - Правильно, на озере, реке.
- Дикие утки вьют свои гнезда, там, где заросли камышей, в густых зарослях кустарника, в поваленных деревьях, чтобы их никто не видел.
- Скворец, же может гнездо себе свить либо в дупле, либо в скворечнике.
- Насекомыми. - Как вы думаете ребята, а чем же питаются скворец?
- Правильно, он питается насекомыми, например, паучками, мухами, пчелами, осами, муравьями и т.д. А еще, ребята, их называют санитарами леса, потому что, они защищают растения, от таких насекомых как гусеницы, они их съедают и не дают им навредить каким-либо растениям.
- Лягушками, насекомыми, червячками, мелкой рыбой. - А чем питается утка кто знает?
- Да, она питается лягушками, насекомыми, червячками, мелкими видами рыб, мальками, головастиками, икрой, личинками.
- Смотрите дети, как мы с вами много назвали отличий насекомоядной птицы от водоплавающей. А теперь давайте мы с вами попробуем составим все вместе небольшой сравнительный рассказ о них. Будем рассказывать по цепочке, друг за другом. А помогать нам в этом будут наши картинки-подсказки. Только отвечать будем полным предложением

- Дети составляют самостоятельно предложения про утку и скворца, педагог оказывает помощь, если ребенок затрудняется дать ответ.

Например, Это дикая утка, она водоплавающая птица. Дикая утка состоит из частей тела: голова, глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы, ан на них есть перепонки, чтобы она могла плавать.
- Молодцы, ребята, какой хороший у нас с вами получился сравнительный рассказ.

Музыкальная игра «Птички и ветер»

Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления, развивать умение различать где мелодия птиц, а где мелодия ветра.

Дети внимательно слушают мелодию и определяют, где птицы летают, а когда налетает на полянку ветер.

- А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Птички и ветер», когда будет звучать мелодия птиц, мы с вами будем превращаться в птичек и вело летать и играть, а когда вы услышите мелодию ветра, то мы превратимся с вами в ветер. Слушайте внимательно.

Включается музыкальное сопровождение.

Графические дорожки

Цель: развитие графических умений и навыков детей.

- Дети посмотрите, а наши птички решили поиграть в догонялки, им стало скучно. Назовите, а что это за птицы?
- Правильно это ласточки, они догоняют друг друга. Давайте мы с вами проведем дорожки и поможем им друг друга догнать. Что нам в этом поможет?
- Дети совместно с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику. - Верно простой карандаш, но прежде чем его взять давайте разомнем с вами наши пальчики.
Шла кукушка мимо рынка (Выпрямленными указательным и среднем пальцем идет по столу, все остальные пальцы поджаты.)
У неё была корзинка (Соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку.)
А корзинка на пол - бух! (Роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем)
Полетело десять (восемь, девять) мух! (Изображаем летающих муз, разведя руки в стороны и шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте)

Дети рисуют графические дорожки

- Ну а теперь выполняем задание.

Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия.
Задачи: сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Методы и приёмы: словесный (поощрение), сюрпризный момент.

Ответы детей. - Вот дети и наше занятие подходит к концу, мне кажется теперь Маша узнает много чего о перелётных птица. О чем мы ей сегодня рассказали? В какие игры с вами играли?

- Дети раскручивают сундучки, и узнают что там лежит сюрприз - медальки.

- Ой дети мне кажется, там в посылке еще что-то лежит, давайте заглянем туда. Ой, да это сундучки, да там наверное что-то еще лежит, давайте их раскрутим и скорее узнаем.
- Давайте посмотрим, что же здесь такое лежит. Ой, да это медальки для вас. Вот видите какие вы молодцы ребята, не зря старались.
- Ну а чуть позже мы с вами отправим наши видео сообщение нашей Маше. Вам понравилось ребята наше занятие. Я думаю, что Маша очень обрадуется вашей помощи. Молодцы!