Возрастная группа: подготовительная.
Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- Знакомить с многообразием мира перелетных птиц
- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.
- Учить различать птиц по голосам и внешнему виду, на примере дикой утки и скворца.
- Расширять представление о живой природе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развитие графических умений и навыков.
- Активизация двигательной активности, снятие утомления.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Лексический материал:
- Слова-предметы: аист, гусь, утка, цапля, лебедь, скворец, кукушка,
- Слова-признаки предметов: насекомоядные, водоплавающие, клином, вереницей, поодиночке
- Слова-действия предметов: лететь, улетать, перелетать, зимовать.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми «Перелетные птицы Алтайского края.
- Рассматривание альбомов, плакатов «Перелетные птицы».
- Просмотр презентации «Птички-невелички».
- Прослушивание голосов птиц.
Оборудование: посылка с письмом и сундучками, картинки с изображением птиц, «Голоса птиц» в записи, музыкальный физкультминутки, графомоторные дорожки, простые карандаши, разрезные картинки, медальки.
Форма организациидетей: подгрупповая.
Главные методы обучения
- Практические: рисование графических дорожек
- Наглядные: демонстрациянаглядных пособий
- Словесные: рассказ педагога беседа загадки
- Игровые: музыкальные игры сюрпризный момент
Ход НОД
Организационный моментЦель: Создание мотивации на совместную деятельность. Задачи:
Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент) |
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечания |
Дети образуют круг. Педагог достаёт посылку.
- Да хотим. |
Здравствуйте, ребята!
|
- Приходит посылка. Педагог предлагает открыть её, детям предлагаются конверты с заданиями. |
- Да.
|
- Ну что ребята поможем Маше?
|
|
Основная частьЦель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.
Задачи:
Методы и приемы: словесный (загадки, рассказ педагога, вопросы, беседа, уточнение), игровой (музыкальная физкультминутка, графические дорожки), наглядные (демонстрация наглядных пособий) |
||
Беседа о птицах
Цель:
|
||
- Утки, гуси, лебеди, грачи, ласточки…
- Птицы летят стаей, клином, поодиночке. |
- Назовите, каких вы знаете перелетных птиц? - А вы знаете, как птицы летят на юг? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. - Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите - насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы. - Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы - дикие гуси, дикие утки и лебеди. - Водоплавающие птицы, по величине от очень крупных до небольших. Клюв, как правило, плоский. Оперение короткое, плотное, с густым пухом. Все водоплавающие хорошо плавают, некоторые прекрасно ныряют. Летают быстро. Гнездятся на земле, в дуплах и норах. |
Выставляю на мольберте перед детьми иллюстрации перелетных птиц, которые они называют. |
- Насекомоядные и водоплавающие птицы - это перелетные. |
- Таким образом, можно сказать, что водоплавающие и насекомоядные это какие птицы все?
|
|
Игра «Голоса птиц»
|
||
Дети отгадывают по голосам птиц их название (кукушка, соловей, дикая утка, скворец, ласточка, цапля) |
Ну а теперь дети давайте с вами послушаем голоса птиц, и попробуем отгадать, какая птичка это и как она поет песенку. |
Звучит голос птиц |
Музыкальная игра «Птички»
|
||
Дети выполняют движение в соответствии с текстом |
-Педагог показывает движения дети за ним повторяют |
- Включается музыкальное сопровождение и педагог с детьми выполняют движения. |
Сравнение водоплавающей птицы с насекомоядной (скворец и утка)Цель: продолжать учить сравнивать водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки. |
||
- Скворец и утка |
- А сейчас я предлагаю вам сравнить их. Посмотрите мы с вами сравним с вами 2 птиц. Это какие?
- Да это скворец и дикая утка. Это какие обе птицы? - Правильно они перелетные. |
|
- Голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы.
- У утки лапы, а на них есть перепонки. |
Какие части тела у скворца есть?
- Да, это голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы. - А давайте теперь посмотрим у дикой утки и попытаемся найти отличия. (дети называют части тела утки) Да дети, у нее на лапах у них перепонки, они помогают им плавать, это как человек одевает ласты, и они ему тоже помогают плыть под водой. |
|
- Перьями. Черные с белыми вкраплениями. |
- Чем покрыты птицы? Правильно дети, они покрыты перьями.
- А каким цветом пёрышки скворца? - Они черные с белыми вкраплениями, можно сказать что он пестренький. |
|
- Дикая утка коричневая, пестрая. |
- А у утки?
- Да наша уточка коричневая, можно сказать пестрая. А чем обе птицы покрыты? - А как голос подает скворец? Да он скворчит, а утка? Верно, она крякает. |
|
- Скворец живет в скворечнике. |
- А теперь давайте подумаем где они живут?
- Где живет скворец? - Правильно, в скворечнике, а где живет дикая утка? |
|
- В зарослях камышей, в зарослях кустарника. |
- Правильно, на озере, реке.
- Дикие утки вьют свои гнезда, там, где заросли камышей, в густых зарослях кустарника, в поваленных деревьях, чтобы их никто не видел. - Скворец, же может гнездо себе свить либо в дупле, либо в скворечнике. |
|
- Насекомыми. |
- Как вы думаете ребята, а чем же питаются скворец?
- Правильно, он питается насекомыми, например, паучками, мухами, пчелами, осами, муравьями и т.д. А еще, ребята, их называют санитарами леса, потому что, они защищают растения, от таких насекомых как гусеницы, они их съедают и не дают им навредить каким-либо растениям. |
|
- Лягушками, насекомыми, червячками, мелкой рыбой. |
- А чем питается утка кто знает?
- Да, она питается лягушками, насекомыми, червячками, мелкими видами рыб, мальками, головастиками, икрой, личинками. - Смотрите дети, как мы с вами много назвали отличий насекомоядной птицы от водоплавающей. А теперь давайте мы с вами попробуем составим все вместе небольшой сравнительный рассказ о них. Будем рассказывать по цепочке, друг за другом. А помогать нам в этом будут наши картинки-подсказки. Только отвечать будем полным предложением |
|
- Дети составляют самостоятельно предложения про утку и скворца, педагог оказывает помощь, если ребенок затрудняется дать ответ. |
Например, Это дикая утка, она водоплавающая птица. Дикая утка состоит из частей тела: голова, глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы, ан на них есть перепонки, чтобы она могла плавать.
|
|
Музыкальная игра «Птички и ветер»Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления, развивать умение различать где мелодия птиц, а где мелодия ветра. |
||
Дети внимательно слушают мелодию и определяют, где птицы летают, а когда налетает на полянку ветер. |
- А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Птички и ветер», когда будет звучать мелодия птиц, мы с вами будем превращаться в птичек и вело летать и играть, а когда вы услышите мелодию ветра, то мы превратимся с вами в ветер. Слушайте внимательно. |
Включается музыкальное сопровождение. |
Графические дорожкиЦель: развитие графических умений и навыков детей. |
||
- Дети посмотрите, а наши птички решили поиграть в догонялки, им стало скучно. Назовите, а что это за птицы?
- Правильно это ласточки, они догоняют друг друга. Давайте мы с вами проведем дорожки и поможем им друг друга догнать. Что нам в этом поможет? |
||
- Дети совместно с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику. |
- Верно простой карандаш, но прежде чем его взять давайте разомнем с вами наши пальчики.
Шла кукушка мимо рынка (Выпрямленными указательным и среднем пальцем идет по столу, все остальные пальцы поджаты.) У неё была корзинка (Соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку.) А корзинка на пол - бух! (Роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем) Полетело десять (восемь, девять) мух! (Изображаем летающих муз, разведя руки в стороны и шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте) |
|
Дети рисуют графические дорожки |
- Ну а теперь выполняем задание. |
|
Заключительная часть
Цель: подведение итогов занятия.
|
||
Ответы детей. | - Вот дети и наше занятие подходит к концу, мне кажется теперь Маша узнает много чего о перелётных птица. О чем мы ей сегодня рассказали? В какие игры с вами играли? | |
- Дети раскручивают сундучки, и узнают что там лежит сюрприз - медальки. |
- Ой дети мне кажется, там в посылке еще что-то лежит, давайте заглянем туда. Ой, да это сундучки, да там наверное что-то еще лежит, давайте их раскрутим и скорее узнаем.
|
|