Формирование ИКТ-комтентности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


XXI век - век высоких компьютерных технологий. В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главным являются информация и знания. Одна из первых задач заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе обучающиеся могли раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) играют существенную роль в формировании новой системы образования, позволяют повысить эффективность и качество образовательного процесса в условиях современного постиндустриального общества. Реализация ФГОС в условиях развития информационного общества выдвигает новые требования к современному образовательному процессу и к его субъектам: учителю и ученику. Государство осуществляет социальный заказ для современной российской школы. Один из главных принципов реализации ФГОС - активное внедрение ИКТ в образовательный процесс.

ИКТ-компетентность - это способность обучающихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях развивающегося информационного общества.

Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Актуальность этой темы заключается в том, что современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

  • определять цели познавательной деятельности;
  • находить оптимальные способы реализации поставленных целей;
  • использовать разнообразные информационные источники;
  • искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;
  • организовывать свою деятельность;
  • сотрудничать с другими учащимися.

Одним из основных положений нового Федерального государственного образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (далее - УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Формирование УУД без применения ИКТ в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

ИКТ-компетентность обучающихся относится к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ВСОШ, которые должны отражать:

  • активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности и этики;
  • умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и обще пользовательской ИКТ-компетентности, в том числе, способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем. В результате использования ИКТ- ресурсов для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у учащихся будут сформированы необходимые УУД. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Например, при освоении личностных УУД ведется формирование:

  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
  • основ правовой культуры в области использования информации.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:

  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

При освоении регулятивных УУД обеспечивается:

  • оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования УУД позволяет учителю нашей школе формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью обучающихся. Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость обучающимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности.

Еще немало важное влияние на уровень компетентности обучающихся в сфере ИКТ оказывает образовательный статус их семьи, чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность обучающегося. На формирование ИКТ-компетентности обучающихся влияет множество различных факторов, например:

  • деятельность учителя-предметника;
  • социально-демографические факторы;
  • различные аспекты учебной деятельности и досуга.

В то же время нельзя игнорировать и специфику нашего Учреждения при формировании ИКТ-компетентности обучающихся учебно-консультационных пунктов при ФКУ ИК-12 и ФКУ СИЗО-2. Обучающиеся в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают обучающимся основного здания, что обусловлено широким спектром причин: недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие Интернета.

Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность обучающегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ-компетентности обучающихся напрямую зависит от деятельности учителя информатики. Но при обособленном преподавании предмета информатики достижения желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности обучающихся невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебно-воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить продуктивный и осмысленный характер.

Обучение комплексным информационным умениям проходит успешно там, где эта работа осуществляется при тесном взаимодействии учителей-предметников, педагога-библиотекаря и учителя информатики. Поэтому, теоретическая значимость опыта заключается в том, что каждый учитель должен воспользоваться описанными приемами и выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы формировать познавательные компетентности учащихся.

Использование ИКТ на различных уроках в нашей школе позволяет:

  • развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Таким образом, используя инновационные технологии, учитель получает возможность организовать деятельность своих учеников по-новому. Он может вовлекать их в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме. Разнообразие форм и методов работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к предмету, снижает их утомляемость.