Цели: воспитание интереса к предмету познание мира; развитие кругозора, внимания, логического мышления; умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Ход занятия
1. Вступительное слово
- Сегодня мы собрались, чтобы проверить наши знания о природе и ее охране. Соревнуются 3 команды. Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времен года и проводить опыты. Команда-победительница будет награждена.
2. Приветствие команд
3. Конкурс эмблем
4. Разминка
А) Край виден, но дойти до него невозможно.
Я иду - и он идет.
Я стою - и он замрет.
Спустился я пониже - и стал край ко мне поближе. (линия горизонта)
Б)
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь. (компас)
В)
В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от дома?
5. Проверка домашнего задания
*Составить и начертить план местности, в котором были бы учтены все условные обозначения, данные в карточке.
А) луг, болото, огород, овраг, ручей;
Б) город, село, школа, шоссе, река;
В) грунтовая дорога, фруктовый сад, просека, смешанный лес, лиственный лес.
6. Конкурс капитанов
- Начертить план местности так, чтобы с севера на нем была школа, окруженная фруктовым садом, с юга - болотом, с востока - рекой, с запада - грунтовой дорогой.
7. Полезные ископаемые
А) Какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещений?
Б) Как человек использует железные и алюминиевые руды?
В) Как человек использует гранит?
8. Рассказать по лану о свойствах
- 1 команда: песок
- 2 команда: глина
- 3 команда: торф
План:
- назвать полезное ископаемое;
- определить его состояние, цвет, блеск;
- отношение к воде.
9. Сравнить погоду
- 1 команда: лето и осень
- 2 команда: зима и весна
- 3 команда: лето и зима
10. «Вода в природе». Всей командой изобразить на листке
- 1 команда: круговорот вод в природе
- 2 команда: образование родника
- 3 команда: схема реки
11. Вопросы командам
- 1 команда: - В почве находится песок, глина, а что еще?
- 2 команда: - Как повысить плодородие почвы?
- 3 команда: - Что надо делать для охраны почв?
12. Командам составить правила поведения
- 1 команда: в лесу
- 2 команда: на лугу
- 3 команда: на водоемах.
13. Командам перечислить растения и животных
- 1 команда: леса
- 2 команда: поля
- 3 команда; водоемов