Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе. Тема: «Причастие. Буквы Е-И в суффиксах причастий. Орфограммы в причастиях. Правильное написание причастий»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: причастие, Суффиксы причастий


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (95 кБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • систематизировать знания учащихся о причастии;
    • закрепить навыки правописания гласных в суффиксах причастий;
    • разобрать варианты грамматических ошибок, допускаемых при построении предложений с причастным оборотом.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, формировать у учащихся интерес к чтению, книге.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся навыки орфографического, пунктуационного, грамматического разборов;
    • умение выделять главное, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • пробуждать интерес к чтению, развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование урока: презентация PowerPoint, раздаточный дидактический материал.

1. Лингвистическая разминка

- Посмотрите на свои парты - там лежат материалы к уроку (перечисляет).

- Возьмите в руки оценочные листы. Посмотрите, какие виды работ вам предстоит выполнить.

- Обратите внимание на доску, какие ассоциации возникают о русском языке?

(на слайде картинки с людьми или без них о грамотности, культуре, этике, культуре речи, образованность)

(ученики строят гипотезы)

- Я зашифровала в этих картинках такое понятие как «культура речи».

Культура речи - это…??? (потом слайд с правильным определением)

- Разгадаем кроссворд (там зашифровано: культура речи, грамматика, акцентология, орфография, правильность, норма, синтаксис, морфологические паронимы )

(для быстроты учитель читает по горизонтали и вертикали, а дети называют. Учитель открывает)

- Оцените себя в ваших оценочных листах.

- Какие прозвучали у нас термины? (дети называют)

2. Актуализация знаний

- Обратите внимание на доску. Эта часть речи… (открывается слайд)

- Какие задание мы можем выполнить с этими словами? (вставить окончания и т.д.)

- А какие еще части речи можно образовать от глагола?

- Выпишите из этого столбика причастие, в котором пишется гласная «И».

- Какое оно? (слышимый)

- Как мы это определили? (дети говорят)

- Сформулируйте тему урока. Запишите ее в оценочный лист.

3. Тема урока

(Заслушивание тем урока. Выбор наиболее близкой)

«Причастие. Буквы Е-И в суффиксах причастий. Орфограммы в причастиях. Правильное написание причастий»

- Сформулируем цели урока. (дети формулируют. Учитель открывает слайд)

- Наша задача находить эту орфограмму.

- Сначала вспомним автобиографию причастия. У вас на столах лежит карточка. (можно работать в парах)

(работают несколько минут самостоятельно, потом читают, что получилось, а учитель на слайде открывает)

- Оцените себя.

4. Отработка знаний

А) работа с кластером

- Теперь повторим и обобщим знания по теме «Причастие». У вас на столах кластер.

- Что такое «кластер»? (дети отвечают) (это правило, схема, интеллект- карта и т.д.)

- У вас на столах карточка с пустыми окошечками. Туда нужно вставить суффиксы причастий, полученные от глаголов настоящего и прошедшего времени.

- Потом мы с вами проговорим.

(вывод обязательно проговаривают)

(затем появляются такие же карточки со страдательными причастиями)

- Карточки потом вклейте в наши справочники.

Б) работа по вариантам

- Теперь поработаем по вариантам 1 и 2.

(если есть время, то сначала на карточке, потом проговорить по цепочке. Если времени нет, то сразу устно)

Вариант 1

Поставьте глагол во 2-лицо единственное число настоящего или будущего времени.

Образец: ДОГОНИШЬ (2-е спр.)

Смотр…., обид…, дума…., крикн…, гон…., узна…, прыгн…, зижд…..ся (искл.)

Вариант 2

Поставьте глагол в 3-лицо множественное число настоящего или будущего времени.

Образец: БОРЮТСЯ (1-е спр.) Стел…ся, стро…т, расста…т, подкле…т, посе…т, зыбл…ся ( искл. ), дыш…т.

- Оцените себя в оценочных листах.

В) 12 задание ЕГЭ

- Давайте забежим немного вперед и посмотрим, а если бы мы сейчас были в 11 классе и работали над 12 заданием ЕГЭ. Как бы мы тогда справились?

- «Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов».
1) намаж…шь, накле…вший;
2) рассмотр…шь, оконч…вший;
3) подремл…шь, определяя…мый;
4) ………
5) ………

(проверить и проговорить)

Г) Блиц-тест

- Теперь пройдем блиц-тест

- В каком ряду пропущена буква «Я» ?
1) краски выгора…т, колебл….щиеся листья;
2) …..
3) …..
4) …..

- В каком ряду пропущена буква «Ю» ?
1) …..
2) …..
3) …..
4) …..

- В каком ряду пропущена буква «Е» ?
1) …..
2) …..
3) …..
4) …..

- В каком ряду пропущена буква «У» ?
1) …..
2) …..
3) …..
4) …..

- Не забывайте. В оценочных листах у вас есть этот блиц-опрос тестирование. Отмечайте там.

- Прежде чем мы пойдем далее, оцените себя в оценочных листах.

Д) Работа с грамматическими ошибками. Игра «Редактор».

- Следующее задание будет направлено на нахождение грамматических ошибок.

- Грамматические ошибки - это…. (ответы учеников)

- Вам выпала честь устраиваться на работу редактором. Там нужно пройти испытание: исправить ошибки в предложениях при построении их с причастным оборотом.

Игра «Редактор».

(Сначала в листах письменно (если есть время), потом по очереди находят ошибки и переделывают предложения - устно)

  1. Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
  2. Это была вторая по счету, одержанному спортсменом победа.
  3. В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.
  4. Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяином. (время должно быть одно и то же) (лежавший, т.е. лежал и наблюдал - одновременность действий)
  5. Задача, решающаяся всем классом, была сложна. (дополнительное действие, которое свершается над определяемым предметом - употребляются страд. Прич. Наст. Времени - решаемая)

- Поднимите руки, кто справился с этим заданием и кого возьмут работать в известную компанию.

(+ на слайд вывести исправления)

Е) Русская словесность

Русская словесность «Зачем читать вслух»?

(выходят 2 человека с подготовленными сообщениями по материалам интернета. Зачитываются тезисы.)

- Запишите важные для себя тезисы (хотя бы один), что вы услышали.

5. Итоги урока

(на слайде)

- Какая тема урока?

- Какую задачу…. (повторить и систематизировать)

- Какие этапы вызвали трудности и почему?

- Продолжи фразу ….

- В конце оценочного листа поставьте общую отметку за урок. Оставьте их на партах.