Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить навыки правописания гласных в суффиксах причастий;
- разобрать варианты грамматических ошибок, допускаемых при построении предложений с причастным оборотом.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, формировать у учащихся интерес к чтению, книге.
- Развивающие:
- умение выделять главное, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- пробуждать интерес к чтению, развивать эстетический вкус учащихся.
-
систематизировать знания учащихся о причастии;
-
формировать у учащихся навыки орфографического, пунктуационного, грамматического разборов;
Оборудование урока: презентация PowerPoint, раздаточный дидактический материал.
1. Лингвистическая разминка
- Посмотрите на свои парты - там лежат материалы к уроку (перечисляет).
- Возьмите в руки оценочные листы. Посмотрите, какие виды работ вам предстоит выполнить.
- Обратите внимание на доску, какие ассоциации возникают о русском языке?
(на слайде картинки с людьми или без них о грамотности, культуре, этике, культуре речи, образованность)
(ученики строят гипотезы)
- Я зашифровала в этих картинках такое понятие как «культура речи».
Культура речи - это…??? (потом слайд с правильным определением)
- Разгадаем кроссворд (там зашифровано: культура речи, грамматика, акцентология, орфография, правильность, норма, синтаксис, морфологические паронимы )
(для быстроты учитель читает по горизонтали и вертикали, а дети называют. Учитель открывает)
- Оцените себя в ваших оценочных листах.
- Какие прозвучали у нас термины? (дети называют)
2. Актуализация знаний
- Обратите внимание на доску. Эта часть речи… (открывается слайд)
- Какие задание мы можем выполнить с этими словами? (вставить окончания и т.д.)
- А какие еще части речи можно образовать от глагола?
- Выпишите из этого столбика причастие, в котором пишется гласная «И».
- Какое оно? (слышимый)
- Как мы это определили? (дети говорят)
- Сформулируйте тему урока. Запишите ее в оценочный лист.
3. Тема урока
(Заслушивание тем урока. Выбор наиболее близкой)
«Причастие. Буквы Е-И в суффиксах причастий. Орфограммы в причастиях. Правильное написание причастий»
- Сформулируем цели урока. (дети формулируют. Учитель открывает слайд)
- Наша задача находить эту орфограмму.
- Сначала вспомним автобиографию причастия. У вас на столах лежит карточка. (можно работать в парах)
(работают несколько минут самостоятельно, потом читают, что получилось, а учитель на слайде открывает)
- Оцените себя.
4. Отработка знаний
А) работа с кластером
- Теперь повторим и обобщим знания по теме «Причастие». У вас на столах кластер.
- Что такое «кластер»? (дети отвечают) (это правило, схема, интеллект- карта и т.д.)
- У вас на столах карточка с пустыми окошечками. Туда нужно вставить суффиксы причастий, полученные от глаголов настоящего и прошедшего времени.
- Потом мы с вами проговорим.
(вывод обязательно проговаривают)
(затем появляются такие же карточки со страдательными причастиями)
- Карточки потом вклейте в наши справочники.
Б) работа по вариантам
- Теперь поработаем по вариантам 1 и 2.
(если есть время, то сначала на карточке, потом проговорить по цепочке. Если времени нет, то сразу устно)
Вариант 1
Поставьте глагол во 2-лицо единственное число настоящего или будущего времени.
Образец: ДОГОНИШЬ (2-е спр.)
Смотр…., обид…, дума…., крикн…, гон…., узна…, прыгн…, зижд…..ся (искл.)
Вариант 2
Поставьте глагол в 3-лицо множественное число настоящего или будущего времени.
Образец: БОРЮТСЯ (1-е спр.) Стел…ся, стро…т, расста…т, подкле…т, посе…т, зыбл…ся ( искл. ), дыш…т.
- Оцените себя в оценочных листах.
В) 12 задание ЕГЭ
- Давайте забежим немного вперед и посмотрим, а если бы мы сейчас были в 11 классе и работали над 12 заданием ЕГЭ. Как бы мы тогда справились?
- «Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов».
1) намаж…шь, накле…вший;
2) рассмотр…шь, оконч…вший;
3) подремл…шь, определяя…мый;
4) ………
5) ………
(проверить и проговорить)
Г) Блиц-тест
- Теперь пройдем блиц-тест
- В каком ряду пропущена буква «Я» ?
1) краски выгора…т, колебл….щиеся листья;
2) …..
3) …..
4) …..
- В каком ряду пропущена буква «Ю» ?
1) …..
2) …..
3) …..
4) …..
- В каком ряду пропущена буква «Е» ?
1) …..
2) …..
3) …..
4) …..
- В каком ряду пропущена буква «У» ?
1) …..
2) …..
3) …..
4) …..
- Не забывайте. В оценочных листах у вас есть этот блиц-опрос тестирование. Отмечайте там.
- Прежде чем мы пойдем далее, оцените себя в оценочных листах.
Д) Работа с грамматическими ошибками. Игра «Редактор».
- Следующее задание будет направлено на нахождение грамматических ошибок.
- Грамматические ошибки - это…. (ответы учеников)
- Вам выпала честь устраиваться на работу редактором. Там нужно пройти испытание: исправить ошибки в предложениях при построении их с причастным оборотом.
Игра «Редактор».
(Сначала в листах письменно (если есть время), потом по очереди находят ошибки и переделывают предложения - устно)
- Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
- Это была вторая по счету, одержанному спортсменом победа.
- В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.
- Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяином. (время должно быть одно и то же) (лежавший, т.е. лежал и наблюдал - одновременность действий)
- Задача, решающаяся всем классом, была сложна. (дополнительное действие, которое свершается над определяемым предметом - употребляются страд. Прич. Наст. Времени - решаемая)
- Поднимите руки, кто справился с этим заданием и кого возьмут работать в известную компанию.
(+ на слайд вывести исправления)
Е) Русская словесность
Русская словесность «Зачем читать вслух»?
(выходят 2 человека с подготовленными сообщениями по материалам интернета. Зачитываются тезисы.)
- Запишите важные для себя тезисы (хотя бы один), что вы услышали.
5. Итоги урока
(на слайде)
- Какая тема урока?
- Какую задачу…. (повторить и систематизировать)
- Какие этапы вызвали трудности и почему?
- Продолжи фразу ….
- В конце оценочного листа поставьте общую отметку за урок. Оставьте их на партах.