Обучающее подробное изложение текста Василия Пескова "Последний лист осени". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: изложение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цели

обучающие:

  • отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  • актуализация опорных знаний по стилистике;
  • обучение приёмам создания собственного текста на основе прочитанного;

развивающие:

  • закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации исходного текста;
  • развитие умения создания собственного текста на основе прочитанного;
  • формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;

воспитывающие:

  • воспитание доброты, любви к природе, ответственности за сохранение окружающей среды;
  • формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: фотографии с изображением осеннего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока «Обучающее подробное изложение текста Василия Пескова «Последний лист осени» (Слайд 1) и целей урока:

  • отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  • актуализация опорных знаний по стилистике;
  • обучение приёмам создания собственного текста на основе прочитанного.

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Что такое подробное изложение текста?

Подробное изложение текста - это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.

2. Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?

Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.

Требования к подробному изложению:

  • максимальная приближенность к исходному тексту:
  • сохранность всех микротем;
  • соблюдение последовательности в развитии событий;
  • установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
  • соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.

2. Совместное определение задач на два урока.

Первый урок - подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста.

Второй урок - написание подробного изложения.

Задачи:

  • познакомиться с исходным текстом;
  • поработать с незнакомыми словами;
  • провести выборочный анализ текста по плану;
  • отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста;
  • написать подробное изложение прочитанного текста. (Слайд 2)

III. Работа с исходным текстом Василия Пескова «Последний лист осени»

1. Первое прочтение текста учителем. (Слайды 3, 4)

После медного звона погожей осени наступает пора ожиданий холодов. Если сверкнули звезды - быть завтра морозу. А чаще нет ни солнца, ни звезд…

«Сегодня - завтра, сегодня - завтра» - падают в светлую лужицу капли с рябины. Сегодня-завтра все забелеет. Каждый след будет виден. А пока жухнет одеяло из листьев. Россыпью гвоздей лежат в лужице колючки от елок. Только кукушкин лен бодро зеленеет в березняке. Простились птицы с уснувшим, оцепеневшим лесом. Только дрозды, увлеченные пиром, снуют на рябине. Но тут же, на ветке, зваными гостями сидят свиристели и снегири - вестники белых узоров.

Заяц готов зимовать. Давно уже приобрел он белые шаровары. А на этой неделе лесные портняжки сшили ему и белую куртку. Однако поспешил заяц одеться - зима застряла где-то в лесах вологодских. Сидит заяц белым сугробцем на виду у всего света. Крепко сидит зайчишка. В трех шагах пройдешь - сидит. Напружинился, глазом шаги провожает. Не задержался, не хрустнуло под ногой - так и не вскочит…

На облетевшей березе дрожит последний листок. Ветер шевелит потемневшие ветки. Лист вздрагивает, но остается висеть… А когда все утихает, вдруг сам по себе листок отрывается, тихо по невидимой горке скользит и желтой монеткой ложится в зеленую шапку кукушкина льна. Последний лист осени…

2. Второе прочтение текста.

Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются четыре микротемы текста; устанавливается, что количество микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.

3. Учащиеся самостоятельно составляют план текста, делают записи в тетрадях и сверяют свой план с примерным. (Слайды 5 - 10).

Примерный план текста:

  1. Пора ожиданий холодов.
  2. Птицы поздней осенью.
  3. Заяц готов зимовать.
  4. Последний лист осени.

Словарная работа. (Слайды 11 - 13)

Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.

  • Погожая (осень) - тёплая
  • Жухнут (листья) - сохнут и сворачиваются
  • Россыпью (лежат) - беспорядочно разбросаны.
  • Кукушкин лён - мох, растущий в сырых лесах, на болотах.
  • Оцепеневший (лес) - застывший в молчании, в тишине.
  • Снуют (дрозды) - бесцельно бегают.
  • Званые гости - ожидаемые и желанные.
  • Свиристели - певчие птицы с хохолком.
  • Снегири - певчие птицы с красной грудкой.
  • Вестники - те, кто предвещает, знаменует наступление чего-либо.
  • Шаровары - широкие штаны с резинкой внизу.
  • Портняжки - портные, мастера, шьющие одежду.
  • Напружинился - собрался, приготовился.
  • Вологодские (леса) - находящиеся в Вологодской области.

4. Выборочный анализ текста по плану (Слайд 14)

  1. Стиль.
  2. Тип речи.
  3. Тема.
  4. Основная мысль.
  5. Варианты заглавий.
  6. Языковые средства выразительности.

Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально - деловому, разговорному?

Учащиеся. К художественному.

Учитель. Аргументируйте свой выбор.

Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.

Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение?

Учащиеся. Повествование с элементами описания осеннего леса и зайца-беляка.

Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст?

Учащиеся. Тема текста - пора ожидания холодов.

Учитель. Сформулируйте основную мысль текста.

Учащиеся. Поздней осенью лес замирает и готовится к зиме.

Учитель. Предложите свои варианты заглавия текста, причём одни из них должны выражать его тему, а другие - основную мысль.

Учащиеся. «В ожидании холодов», «Предзимье», «Оцепеневший лес», «Подготовка к зиме»

5. Поиск в тексте Василия Пескова языковых средств выразительности и определение их роли. (Слайды 15 - 17).

  • Метафоры (медный звон погожей осени; снегири и свиристели - вестники белых узоров).
  • Лексический повтор (лужицы, белые, лист, заяц).
  • Олицетворение (дрожит листок, ветер шевелит ветки).
  • Оценочные слова (сугробцем, зайчишка, монеткой).
  • Разговорная лексика (застрял, жухнет, снуют, портняжки).
  • Синонимы (птицы, дрозды, свиристели, вестники).
  • Эпитеты (оцепеневший, уснувший лес; погожая осень).
  • Фразеологизмы (на виду у всего света; глазом провожает).
  • Однородные члены предложения (листок оторвался, скользит и ложится…)

IV. Написание подробного изложения текста (урок № 2)

1. Третье чтение учителем текста Василия Пескова «Последний лист осени»

2. Выполнение учащимися заданий:

  1. напишите подробное изложение текста Василия Пескова «Последний лист осени»;
  2. при написании изложения пользуйтесь планом текста и записанным справочным материалом (записи в рабочей тетради);
  3. самостоятельно озаглавьте свой записанный текст.

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Природа готовится к зиме» (не менее 10 предложений на основе личных наблюдений)