Цели
обучающие:
- отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
- актуализация опорных знаний по стилистике;
- обучение приёмам создания собственного текста на основе прочитанного;
развивающие:
- закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации исходного текста;
- развитие умения создания собственного текста на основе прочитанного;
- формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;
воспитывающие:
- воспитание доброты, любви к природе, ответственности за сохранение окружающей среды;
- формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.
Метод: репродуктивный, исследовательский.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: фотографии с изображением осеннего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока «Обучающее подробное изложение текста Василия Пескова «Последний лист осени» (Слайд 1) и целей урока:
- отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
- актуализация опорных знаний по стилистике;
- обучение приёмам создания собственного текста на основе прочитанного.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Что такое подробное изложение текста?
Подробное изложение текста - это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.
2. Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?
Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.
Требования к подробному изложению:
- максимальная приближенность к исходному тексту:
- сохранность всех микротем;
- соблюдение последовательности в развитии событий;
- установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
- соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.
2. Совместное определение задач на два урока.
Первый урок - подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста.
Второй урок - написание подробного изложения.
Задачи:
- познакомиться с исходным текстом;
- поработать с незнакомыми словами;
- провести выборочный анализ текста по плану;
- отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста;
- написать подробное изложение прочитанного текста. (Слайд 2)
III. Работа с исходным текстом Василия Пескова «Последний лист осени»
1. Первое прочтение текста учителем. (Слайды 3, 4)
После медного звона погожей осени наступает пора ожиданий холодов. Если сверкнули звезды - быть завтра морозу. А чаще нет ни солнца, ни звезд…
«Сегодня - завтра, сегодня - завтра» - падают в светлую лужицу капли с рябины. Сегодня-завтра все забелеет. Каждый след будет виден. А пока жухнет одеяло из листьев. Россыпью гвоздей лежат в лужице колючки от елок. Только кукушкин лен бодро зеленеет в березняке. Простились птицы с уснувшим, оцепеневшим лесом. Только дрозды, увлеченные пиром, снуют на рябине. Но тут же, на ветке, зваными гостями сидят свиристели и снегири - вестники белых узоров.
Заяц готов зимовать. Давно уже приобрел он белые шаровары. А на этой неделе лесные портняжки сшили ему и белую куртку. Однако поспешил заяц одеться - зима застряла где-то в лесах вологодских. Сидит заяц белым сугробцем на виду у всего света. Крепко сидит зайчишка. В трех шагах пройдешь - сидит. Напружинился, глазом шаги провожает. Не задержался, не хрустнуло под ногой - так и не вскочит…
На облетевшей березе дрожит последний листок. Ветер шевелит потемневшие ветки. Лист вздрагивает, но остается висеть… А когда все утихает, вдруг сам по себе листок отрывается, тихо по невидимой горке скользит и желтой монеткой ложится в зеленую шапку кукушкина льна. Последний лист осени…
2. Второе прочтение текста.
Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются четыре микротемы текста; устанавливается, что количество микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.
3. Учащиеся самостоятельно составляют план текста, делают записи в тетрадях и сверяют свой план с примерным. (Слайды 5 - 10).
Примерный план текста:
- Пора ожиданий холодов.
- Птицы поздней осенью.
- Заяц готов зимовать.
- Последний лист осени.
Словарная работа. (Слайды 11 - 13)
Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.
- Погожая (осень) - тёплая
- Жухнут (листья) - сохнут и сворачиваются
- Россыпью (лежат) - беспорядочно разбросаны.
- Кукушкин лён - мох, растущий в сырых лесах, на болотах.
- Оцепеневший (лес) - застывший в молчании, в тишине.
- Снуют (дрозды) - бесцельно бегают.
- Званые гости - ожидаемые и желанные.
- Свиристели - певчие птицы с хохолком.
- Снегири - певчие птицы с красной грудкой.
- Вестники - те, кто предвещает, знаменует наступление чего-либо.
- Шаровары - широкие штаны с резинкой внизу.
- Портняжки - портные, мастера, шьющие одежду.
- Напружинился - собрался, приготовился.
- Вологодские (леса) - находящиеся в Вологодской области.
4. Выборочный анализ текста по плану (Слайд 14)
- Стиль.
- Тип речи.
- Тема.
- Основная мысль.
- Варианты заглавий.
- Языковые средства выразительности.
Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально - деловому, разговорному?
Учащиеся. К художественному.
Учитель. Аргументируйте свой выбор.
Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.
Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение?
Учащиеся. Повествование с элементами описания осеннего леса и зайца-беляка.
Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст?
Учащиеся. Тема текста - пора ожидания холодов.
Учитель. Сформулируйте основную мысль текста.
Учащиеся. Поздней осенью лес замирает и готовится к зиме.
Учитель. Предложите свои варианты заглавия текста, причём одни из них должны выражать его тему, а другие - основную мысль.
Учащиеся. «В ожидании холодов», «Предзимье», «Оцепеневший лес», «Подготовка к зиме»
5. Поиск в тексте Василия Пескова языковых средств выразительности и определение их роли. (Слайды 15 - 17).
- Метафоры (медный звон погожей осени; снегири и свиристели - вестники белых узоров).
- Лексический повтор (лужицы, белые, лист, заяц).
- Олицетворение (дрожит листок, ветер шевелит ветки).
- Оценочные слова (сугробцем, зайчишка, монеткой).
- Разговорная лексика (застрял, жухнет, снуют, портняжки).
- Синонимы (птицы, дрозды, свиристели, вестники).
- Эпитеты (оцепеневший, уснувший лес; погожая осень).
- Фразеологизмы (на виду у всего света; глазом провожает).
- Однородные члены предложения (листок оторвался, скользит и ложится…)
IV. Написание подробного изложения текста (урок № 2)
1. Третье чтение учителем текста Василия Пескова «Последний лист осени»
2. Выполнение учащимися заданий:
- напишите подробное изложение текста Василия Пескова «Последний лист осени»;
- при написании изложения пользуйтесь планом текста и записанным справочным материалом (записи в рабочей тетради);
- самостоятельно озаглавьте свой записанный текст.
V. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Природа готовится к зиме» (не менее 10 предложений на основе личных наблюдений)