Разработка урока по курсы ОПК "Золотое правило нравственности"

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


Технологическая карта урока

Предмет

Основы православной культуры

Тема урока

Золотое правило нравственности.

Цель урока

Познакомить с понятием «Золотое правило нравственности», учить осмыслению основы христианского поведения с моральными нормами человеческого общества

Новые термины и понятия

нравственный поступок, нравственный человек, «золотое правило нравственности».

Информационно-образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

О.Л.Янушкявичене , Ю.С.Васечко и др. «Основы православной культуры»

Тексты «Крошка Енот», карточки с произведениями русских писателей

Презентация

Планируемые результаты

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Ученик научится/ получит возможность научиться

Ученик научится/ получит возможность научиться

Ученик научится/ получит возможность научиться

Ученик получит возможность формирования и (или) развития

Ставить цели и задачи урока, выполнять поставленные цели и задачи, строить собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, анализировать ситуации, делать выводы, определять свою позицию в выборе действия в той или иной ситуации

Понимать возможность других позиций людей, отличающихся от собственной, иметь возможность действовать в ситуации, учитывающей мнение и позицию другого человека, уметь высказывать и доказывать свою личную точку зрения, находить диалог и взаимопонимание с другими людьми

соотносить то, что уже известно и усвоено учеником, и то, что ему еще неизвестно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей урока

развивать этические чувства как результат нравственного поведения, учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей, воспитывать умение делать выбор в пользу добра

Этапы урока с указанием времени на каждый этап

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся, включая способы ее организации (фронтальный, индивидуальный, групповой, в парах)

Формируемые учебные действия

1. Оргмомент (2 мин.)

Создание мотивации на урок

Фронтальная

Личностные - ценностно -смысловая ориентация

2. Актуализация знаний (7-8 мин.)

Беседа

Фронтальная

Познавательные
1. Строить речевое высказывание в устной форме.
2. Делать выводы на основе анализа объектов.
3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Самоопределение к деятельности (8-10 мин)

Индивидуальная

Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу

4. Постановка учебной задачи (3-4 мин)

Вместе с детьми определить цели и задачи урока

Индивидуальная, работа в группах

Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные
1. участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
2. умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;
3. умение строить взаимодействие

5. Поиск решения учебной задачи (4-5 мин)

Организация групповой работы

Индивидуальная, работа в группах

Познавательные УУД
1. поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;
2. анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
1. участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
2. умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;
3. умение строить взаимодействие

6. Физминутка (2 мин)

Фронтальная

7. Первичное закрепление (7-8 мин)

Эвристическая беседа

Фронтальная

Познавательные УУД
1. поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;
2. анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

9. Включение в систему знаний и повторения (2-3 мин)

Организация работы в парах

Фронтальная, парная

Познавательные УУД
1. поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;
2. анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
1. участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
2. умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;
3. умение строить взаимодействие

10. Итог. Рефлексия (3 мин)

Подведение итогов

Индивидуальная

Личностные
1. нравственно- этическая ориентация,
2. личностно-моральный выбор
Коммуникативные
1. продуктивное взаимодействие учителя и учащихся

11. Рефлексия. Оценка достижений (2-3 мин.)

Рефлексия

Индивидуальная

Личностные
1. нравственно- этическая ориентация,
2. личностно-моральный выбор

12. Домашнее задание (1-2 мин)

Дифференцированные задания

Конспект урока

Этапы

Ход урока

Проявление исследуемых аспектов

1. Оргмомент (2 мин.)

Доброе утро, ребята!
Мы с вами поздороваемся ладошками. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)
Большого (Указательный)
Успеха (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)

2. Актуализация знаний (7-8 мин.)

Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди) Кто получил эти заповеди? (Моисей) Расскажите, как это произошло. Какие заповеди были написаны на скрижалях? (Повторение 10 заповедей)
Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?
А сегодня мы попробуем объединить все эти заповеди в одно правило.

Заповеди христианства.

3. Самоопределение к деятельности (8-10 мин)

Чтобы понять о чем мы сегодня с вами будем говорить, давайте прочитаем замечательную сказку «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» - у детей распечатки с этой сказкой (можно посмотреть м/ф)

4. Постановка учебной задачи (3-4 мин)

Обсудите в группах
Какие главные слова сказала мама своему сыну? Найдите их и подчеркните. Как вы думаете, что посоветовала мама своему сыну? Для чего?
Можем ли сказать сейчас, о чем мы будем говорить на уроке?
Какие слова можно сделать главными на нашем уроке сегодня? (Не делай другому того, чего не желаешь себе - эти слова записываются на доске и в тетради)

Золотое правило нравственности - Не делай другому того, чего не желаешь себе

5. Поиск решения учебной задачи (4-5 мин)

Работа в группах
Прочитайте предложения. Выберите лишнее. Объясните, почему оно лишнее?

Золотые руки хлеб растят.
На столе лежало золотое кольцо.
У моей мамы золотое сердце.
На всю жизнь я запомнил золотые слова отца.

Объясните, что означает каждое предложение. Какое из предложений подходит к словам, которые мы с вами выбрали?

Тема нашего урока - Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

6. Физминутка (2 мин)

Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь.
Если я говорю "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.
Если я говорю "вода" - вы вытягиваете руки вперед и делаете гребки вперед. Если говорю "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я говорю "огонь" - вы вращаете руками в локтях.

7. Первичное закрепление (7-8 мин)

Почему же эти слова стали золотым правилом нравственности?
Как заповеди связаны с этим правилом?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое нравственность. Ваши предположения.
Давайте обратимся к словарю.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения. (дети записывают в тетрадь)

Впервые об этом правиле люди услышали от Иисуса Христа в Нагорной проповеди (слайд)
Что же оно означает?
Для чего Иисус дал людям такое правило?
Почему это правило стало «золотым»?

Одним из ярких примеров стал подвиг Шаварша Карапетяна (рассказ о его подвиге + слайды презентации)

Нравственность
Нагорная проповедь
Золотое правило нравственности в окружающей нас действительности

9. Включение в систему знаний и повторения (2-3 мин)

На разных уроках нам встречались разные произведения русских писателей. Давайте с вами выберем, какие из произведений подойдут к теме нашего урока (слайды презентации, у детей карточки). Объясните, почему? (взаимопроверка в парах)
И.Крылов «Лебедь, рак и щука»
В.Осеева «Три товарища» +
Л.Толстой «Дед и внучек» +
А.Куприн «Слон»

Подумайте, какие пословицы отражают «золотое правило нравственности»?
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Кто добро творит, того Бог благословит.
На добрый привет - добрый ответ.
(1-2 пословицы дети записывают в тетрадь)

Золотое правило нравственности в литературе

10. Итог. Рефлексия (3 мин)

Подводя итоги, ответьте на вопросы.
Что такое нравственность?
Что такое золотое правило нравственности?
Какой вывод мы можем сделать?
Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

А сейчас каждому из вас я подарю зернышко доброты. Берегите его в своем сердце, растите в своей душе в огромное дерево добра. (под тихую музыку учитель проходит и вкладывает невидимое зернышко в руки учеников)

Зернышко доброты

11. Рефлексия. Оценка достижений (2-3 мин.)

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений:
(слайд)
Сегодня я узнал …
Я почувствовал, что …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Покажите цвет вашего настроения на нашем уроке. Спасибо за урок

12. Домашнее задание (1-2 мин)

Базовый уровень - учебник стр.87-93 вопросы
Повышенный уровень - напишите мини-сочинение на тему «Хочешь увидеть добро - начни его делать». Эти замечательные слова сказал великий русский писатель Л.Н.Толстой